Сказки дают отличную информацию для размышлений. Компактные, но достаточно вместительные, уходящие своими корнями в мифы, они были созданы с учетом культурных ценностей и конфликтов. «Белоснежка» не исключение. Фильм Руперта Сандерса «Белоснежка и охотник» - последняя версия этой сказки, которая переносит нас в дикую местность, вызванную природным опустошением и династическим конфликтом. Злая королева Шарлиз Терон возглавляет королевство, опустошенные ландшафты которого отравлены темными заклинаниями; благодаря своей изменяющей суть магии, она воссоздала себя в одной из сцен из того, что выглядело как стая ворон, попавших в нефтяное болото. Ее приказания не подвергаются сомнениям, создавая тягучий черный ужас, с которым Белоснежка встречается в обнаженном лесу, когда сбегает. Черноволосая героиня фильма, напротив, успокаивает диких зверей своим сострадательным выражением лица и цифровая миниатюра Боба Хоскинса, играющего одного из семи гномов, провозглашает: «Она исцелит землю». Но она не пассивная, наивная девица. Ее утонченная красота в сочетании с харизматичностью лидера дают ей возможность победить злую королеву и восстановить первозданный вид пустынного ландшафта королевства.
Эта Белоснежка сильно отличается от той, которую мы видим в канонической литературной версии, написанной в 19 веке. Братья Гримм назвали свою историю «Маленькая Белоснежка», чтобы подчеркнуть невинность и уязвимость девушки, преследуемой ревнивой мачехой. Их героиня преждевременно становится поразительно красивой – «Когда ей было семь лет от роду, она была красива, как свет солнечного дня, даже более прекрасна, чем королева» - и ее красота вдохновила охотника, гномов и принца защитить ее от несправедливой, злой королевы. Ранняя сказка также приоткрывает детские страхи о жестокости мачехи, в то время как раз смертность среди рожениц была невероятно высока. Понятие «смешанных» семей было чуждо эпохе братьев Гримм, и остается таким в новой интерпретации сказки. Белоснежка своевременно получает сообщение о том, что ей нужно выжить, даже если шансы и не в нее пользу, как это было у героини «Белоснежки и охотника», которая должна была противостоять своей порочной мачехе и враждебной Матушке Природе.
В 1912 году бродвейский мюзикл впервые дал этой истории то название, под которым мы знаем ее сегодня – «Белоснежка и семеро гномов». Крошечные шахтеры из сказки братьев Гримм получили свои причудливые имена и личности – как противовес темной теме сказки. Версия «Диснея» (1937 года) также наделила гномов своеобразным очарованием через их имена: Умник, Скромник, Чихун, Весельчак, Простачок, Соня и Ворчун и в дополнение дали еще и Белоснежке новую миссию. Девушка братьев Гримм вторгается в жилище, и как Златовласка, находит завидно «аккуратный и чистый» коттедж с семью маленькими кроватками, покрытыми белыми покрывалами. Диснеевская героиня, же напротив созданная в эпоху Великой депрессии, выражает трудовую этику того времени и убирает дом, который оказывается занят теми, кого она неодобрительно называет «семь неопрятных маленьких детей». Насвистывая, пока работает, она сближается по духу с гномами, которые спустились в шахты, чтобы выполнять свои подземные работы «от раннего утра до поздней ночи», весело напевая: «Мы не знаем, что мы выкопаем». «Бессловный кролик», как назвала Анна Секстон ее в своем стихотворении «Превращение», Белоснежка трижды становится жертвой переодетой злой королевы.
Сторонники братьев Гримм рассматривают версию Диснея как сентиментальную сладость, но аниматоры Диснея сохранили мощные элементы сказки о страхах ребенка о родительском преследовании и том, что родители могут оставить их, но в то же время они захватывают взрослую аудиторию беспокойством по поводу старения и утрат. После того, как она выпивает магический коктейль, волосы королевы седеют, ее руки становятся дряхлыми от возраста («Смотрите, мои руки!»), ее голос сменяется хриплым гоготанием («Мой голос!») и наконец-то она сама появляется, скрытая под темным плащом с горбом на спине. Ужас трансформации королевы от прекрасной женщины в ужасную старуху по-прежнему силен.
Анна Секстон возможно и ссылалась на сцены трансформации Диснея, когда ее злая королева осудила Белоснежку на жестокую смерть, после того, как увидела «коричневые пятна на ее руках» и «усы над ее губой». Выделение Секстон фигуры мачехи стало прообразом протеста 1970 годов против сказок, подвергнувшихся обработке Диснея, который начали Сандра Гилберт и Сьюзан Губар, издав свой бестселлер «Безумная на чердаке», основополагающую книгу феминисткой критики. Они предложили называть историю «Белоснежка и ее злая мачеха», утверждая, что королева – изобретательная, активная и изменяющаяся – была гораздо более увлекательным персонажем, чем ее пресная падчерица.
С «Белоснежкой и охотником» сказка была переосмыслена, чтобы обратить внимание зрителей, неравнодушных к зрелищным спецэффектам, монстрам и вампирам, треугольных подростковых романов, эпичных боевых сцен к молодой женщине-воину, которая, как и Китнисс Эвердин в «Голодных играх» или Мерида в «Храброй сердцем» «Pixar», присвоила не только изобретательность злой королевы, но также и знания охотника о том, как обращаться с оружием. Фильм сохраняет центральные мотивы первоначальной Белоснежки: соперничество матери-дочери, магическое зеркало, сострадательность охотника, семь гномов, отравленное яблоко и искупительный поцелуй – все это здесь присутствует, но только эффект восприятия повышается высокотехнологической кинематографической магией. Как и все адаптации сказок, эта также действует как магнит, притягивая соответствующие кусочки той культуры, которая присуща сказке.
Белоснежка Кристен Стюарт совсем не похожа на очаровательную глупую принцессу из оживленного диснеевского фильма «Зачарованная» или отважную, но все еще уязвимую Белоснежку из сериала ABC «Однажды в сказке». Больше, чем ее серьезная кузина, живая и ослепительная Белоснежка из последнего фильма Тарсема Синха «Белоснежка: месть гномов», она готова к действиям. Эта Белоснежка становится «чистой и невинной» принцессой-воином, ангельским спасителем, которая берет начало от Жанны д'Арк и Арагорна Толкиена, а также четырех детей Певенси из «Хроники Нарнии» К.С. Льюиса, чтобы спасти королевство своего покойного отца (зарезанного королевой в первую брачную ночь). Каждый вооружен, и мечи, ятаганы, топоры и щиты также характерные элементы этого фильма, как и в «Хоббите». Романтика вытеснена бешеной гонкой на лошадях через драматические ландшафты и мастерски поставленными боевыми сценами. Эта Белоснежка рассчитана на зрителей всех возрастов, как на мужчин, так и на женщин.
«Белоснежка и охотник» захватывает углубляющейся тревогой, связанной со старением, и зарождающимся сексуальным соперничеством умной, возвращающей себе красоту Шарлиз Терон как красивого хищника (и признанной Голливудской звезды) с молодой, привлекательной как сильфида Кристен Стюарт. В мире фильма, красота – сосредоточие женской силы, и тем самым показывается мимолетный эффект этой силы (мужчины «очарованы» женщинами, но они «используют» их, пока не «устанут» от них); это является источником и восхищения, и ужаса. Мы узнаем о предыстории злой королевы: она была брошена своим первым мужем ради более молодой женщины. Это должно было объяснить нам, почему она так отчаянно высасывала жизненную силу из местных девственниц, обедая жизненно важными органами птиц и принимая ванны, наполненные таинственной белой жидкостью с косметическим эффектом.
Поиск королевой вечной молодости в прошлом является частью исследований того (в традиция многих великих мифов), как люди относятся к природе – являемся ли мы частью ее или управляем ею, или отодвинулись от нее. Приложенные усилия к тому, чтобы оставаться вечно молодой нарушают естественный порядок вещей и ставят под угрозу саму жизнь. В лесах всегда было страшно, но никогда так, как в этой новой версии сказки, в которой разграбленная Матушка Природа отражает и усиливает яростное насилие злой королевы над людьми. «Белоснежка и охотник» является зеркалом нашего собственного тщеславия, самовлюбленности и безрассудства, настойчиво напоминая нам, как провозгласила Шарлиз Терон незадолго до своего падения, что каждый мир нуждается в злой королеве, которую он заслуживает.
Перевод выполнен Тео специально для сайта www.twilightrussia.ru. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт и автора перевода.
Белоснежка: красота - это сила
|