Сага «Звездные войны» — ловушка для всех, кто притронется к ней без должного пиетета. Кажется, эту франшизу, подобно плюшевому кролику из рассказа Марджери Уильямс, так сильно любили, что она ожила. С момента выхода оригинальной трилогии космоопера сама начала диктовать правила, по которым ей развиваться, величественно сойдя с экранов и превратившись в культ. Отступление от догм не сошло с рук даже ее создателю Джорджу Лукасу, который в приквелах своими «мультяшными» локациями и мидихлорианами вызвал бурю негодования у поклонников.
В этом свете доля почетного голливудского реаниматолога Джей Джея Абрамса, успешно вернувшего к жизни не первую легендарную киносерию, казалась незавидной. Неудивительно, что он не сразу откликнулся на заманчивое предложение компании Disney снять «Пробуждение силы». Однако с излишним трепетом перед Империей и Республикой не появилось бы ни фильма, ни этого текста.
«И хорошо», — скажут фанаты, именующие себя джедаистами и на вопрос «В чем сила, брат?» без колебаний отвечающие: «Во всем сущем». Они, выросшие на «Звездных войнах», в «Пробуждении силы» увидят очередной виток старой истории — вольный пересказ частей «Новая надежда» и «Империя наносит ответный удар». И, безусловно, окажутся правы. Однако правы будут и те, кто, опустив хоть на минуту вилы и штыки, обнаружат в седьмом эпизоде то, что Лукас в трилогии приквелов потерял, — душевность. Как кстати, что при создании «Силы», несмотря на прессинг со стороны продюсеров, стремящихся выдоить подчистую попавшую им в руки корову, в Абрамсе подал голос влюбленный в сагу ребенок. Именно поэтому лента не выглядит как тушка некогда прекрасного существа, над которым поработал таксидермист.
«Пробуждение силы» — обаятельный, динамичный и полный молодой энергии фильм. Джей Джей оказался не единственным истинным поклонником «Звездных войн» за кадром — каждый диалог тут наполнен жизнью и любовью к оригиналу, ведь над сценарием вместе с ним трудился Лоуренс Каздан, не последний человек в далекой-далекой галактике. Тем временем по съемочной площадке, видимо, также разгуливали ностальгирующие романтики. В этом невозможно усомниться, когда при просмотре фильма ловишь себя на мысли, что в его актерском составе нет ни одного равнодушного человека. Каждая физиономия здесь — исполненная озарения, перекошенная гневом или даже скрытая под маской штурмовика — буквально излучает теплоту. Даже в случае с Дэниэлом Крэйгом, между съемками «СПЕКТРА» сменившим шикарный костюм Бонда на ненадежные белые доспехи солдата Первого порядка.
Лента бьет поклонников «Звездных войн» точно в солнечное сплетение, заботливо подкидывая кадр за кадром до боли знакомые атрибуты, места и лица. Уютный, ламповый, несколько старомодный мир Абрамса будто вызволяет нас из буйства красок, новомодных гаджетов и компьютерных технологий, которыми отец-основатель серии злоупотребил в приквелах. Имея доступ к производственным достижениям XXI века, Джей Джей заполняет кадр кукольными пришельцами, старотипными имперскими кораблями и даже костюмами, сшитыми по моде 70-х. Все, начиная от вступительных титров и заканчивая стилем смены кадра, служит одной цели — пробудить франшизу, а вместе с ней и самые драгоценные воспоминания зрителей.
Сопротивление бесполезно — даже циники начнут удовлетворенно урчать если не на первых аккордах главной музыкальной темы от звездного старожила Джона Уильямса, то хотя бы в момент первого головокружительного полета Сокола Тысячелетия. При этом «Пробуждение силы» не кажется закрытым клубом для своих, как это было с блокбастером «Звездный путь». Вернувшись из забвения, «Стартрек» начал упиваться своей мифологией, отпугивая тех, кто не привык приветствовать друг друга коронным жестом Спока. Эпизод VII же вышел настолько гостеприимным и доброжелательным, что даже неофиты во вселенной, с популярностью которой могут тягаться разве что The Beatles, буду чувствовать себя как дома.
Возможно, это ощущение подспудно появляется потому, что создатели проекта не раздувают щеки в осознании важности своего детища. Напротив, в «Пробуждении силы», пожалуй, впервые за всю историю франшизы появляется полноценный юмор и позитивная самоирония. До этого обстановку в картинах разряжали лишь хулиганы Хан Соло, Лэндо Калриссиан и придурковатый гунган Джа-Джа Бинкс. Правда, кривлянья последнего воспринимались скорее с недоумением. Сейчас с этой задачей изящно справляются не только старики Хан, Чубакка и C-3PO, но и бойкие новички. А быть может, новые «Звездные войны» покажутся родными оттого, что сама сага подобна всепроникающей и вездесущей Силе — можно не посмотреть ни одного ее эпизода, но все равно узнавать прическу Принцессы Леи и мудреную речь магистра Йоды.
В этом плане зрители могут ассоциировать себя с главными героями новой ленты. Финн (Джон Бойега) и Рей (Дэйзи Ридли) хоть и живут в известной нам галактике с ее песчаными провинциальными планетами, милейшими дроидами и очередной Звездой смерти, до поры относятся к ее артефактам как к мифам. Между человеком, застывшим в волшебном мраке кинотеатра, и отчаянной, находчивой мусорщицей с Дакку возникает незримая связь, когда она с детской непосредственностью интересуется у Хана (Харрисон Форд), правду ли ей рассказывали об Ордене джедаев и Люке Скайуокере (Марк Хэмилл), фигуре для нее полуфантастической. Абрамс и Каздан создают иллюзию, что мы с их героями росли на одной и той же незамысловатой, но живучей сказке о светлой и темной сторонах Силы, Оби-Ване и графе Дуку, о «Люк, я твой отец» в конце концов. И потому так приятно смотреть в горящие азартом глаза По Дамерона (Оскар Айзек), счастливого служить под началом генерала Леи Органы (Кэрри Фишер), и на фанатскую улыбку Рей, узнавшую Тысячелетного Сокола в «ржавом корыте».
И все же одни лишь искренность и эксплуатация ностальгических чувств киноманов — не самая верная база для строительства целой трилогии да еще и серии спин-оффов. Такое можно простить Абрамсу как первому постановщику, взявшемуся за сагу спустя годы. Собственно, он блестяще справился со своей задачей, которая была обозначена в самом что ни на есть правдивом подзаголовке фильма. По сути, нас никто не обманывал, подсовывая пересказ старой доброй сказки.
Задумка Disney на первых порах сработала, однако двум преемникам Джей Джея — Райану Джонсону и Колину Треворроу — придется стать более изобретательными и остроумными, чтобы, не задев чувств верующих (некоторые поклонники всерьез считают джедаизм религией), привнести во франшизу что-то свежее. Пока же она выглядит скорее как юный и смиренный падаван, нежели как матерый и умелый магистр. И если у боссов Мышиного дома хватит смелости пойти на риски, мы увидим развитие новой серии в восьмом эпизоде. Если же нет, позволительное использование старых фишек превратится в сомнительное паразитирование на прежней славе и манипулирование публикой.
Надо признать, Абрамс и Каздан уже сейчас попытались выползти из-под груза махины, которая свалилась на их плечи в виде шести предыдущих фильмов. Даже с инфантильной сентиментальностью оригинальной трилогии и излишней политизированностью приквелов они стали эталоном жанра, который невозможно игнорировать. Но авторам этого и не нужно. Ведь стоит стряхнуть пыль с вечной истории о том, что мир не сможет существовать, если из него исчезнут тени, как получится очередной мятежный дух. На сей раз это Кайло Рен в исполнении Адама Драйвера, которому достаточно было снять маску в вейдеровском стиле, чтобы мы поняли, насколько сложно этому лопоухому, обиженному на родителей пареньку дается приверженность делу своего великого предка. Главное, чтобы дальнейшая его судьба не стала кривым отражением печальной участи Энакина Скайуокера.
В целом третья трилогия пока еще робко, но все же заявляет о своей самодостаточности. Абрамс даже решается на несколько радикальных ходов, дающих олдфагам понять: выжимать из них слезы больше никто не намерен. Однако молодой команде пока еще не хватает дерзости, амбициозности и некоторой толстокожести, чтобы, не утратив чуткость и шарм, повернуть эту реку в другое русло и превратить чужую мечту в свою. В этом плане куда большую смелость проявил убеленный сединами Джордж Миллер. Пока Джей Джей кроил свое постмодернистское одеяло, на манеру пэчворка вплетая в него отсылки не только к звездной франшизе, но и к десятку других продуктов современной культуры, нашедший свободу от условностей Джордж с грохотом барабанов и визгом шин носился по пустыне. В итоге последний вряд ли угодил фанатам прежнего Безумного Макса, но все-таки снял лучший блокбастер уходящего года.
Что касается «Звездных войн», то, судя по заявлениям представителей Disney, их путь только начинается. С этого года фильмы серии будут выходить чаще и стабильнее, чем сезоны «Шерлока» (Sherlock), что, если вдуматься, настораживает. Во-первых, это значит, что, имея в запасе целую вечность, франшиза долго может топтаться на месте. Во-вторых, безусловно, еще ни одна из сказок не становилась хуже от частого и многократного пересказывания, но даже они иногда нуждаются в апгрейде. Стоит надеяться, что высаженные Абрамсом хрупкие ростки все же дадут свои плоды, которые будут пущены в ход уже новыми режиссерами. И да пребудет с ними Сила.
За информацию спасибо сайту http://lostfilm.info.
«Звездные войны». Пробуждение юного падавана
|