На пустом складе в Джорджии холодным январским днем Дженнифер Лоуренс делала что-то очень необычное для молодой обладательницы Оскара. Она играла очень, очень плохо.
Лоуренс снимала сцену для «Голодных игр: Сойки-пересмешницы. Часть 1», в которой ее отменная лучница Китнисс Эвердин пыталась вызвать справедливое негодование пропагандисткой системой, чтобы разжечь зарождающееся восстание.
Китнисс может быть хорошей во многих вещах – она может быть свирепым воином, преданной сестрой, даже неохотно символом надежды – но талантливой актрисой она не является, и Лоуренс продемонстрировала нам это.
«Она очень хороша в этой сцене», - вспоминает режиссер Френсис Лоуренс о способностях своей звезды сыграть намеренно паршиво в этом моменте. –
«У нас была куча разных вариаций, но мы не хотели заходить слишком далеко. Некоторые из них были действительно масштабными и забавными, но не совсем тонально верными для этого фильма… Это была пара приятных дней смеха на съемочной площадке». Если и выделяются какие-то сцены из фильма, который выходит в кинотеатрах 21 ноября, то именно эта, поскольку комедия - это не совсем конек «Голодных игр». Франшиза «Lionsgate» - экранизация романов-бестселлеров Сьюзен Коллинз, рассказывает нам о взрослении, становлении, а также последствиях насилия и катастрофических последствиях войны.
Возможно в силу остроты тем, которые выбрала Коллинз, ее работа породила одну из самых успешных киносаг, сделав Лоуренс центром поп-культуры и предлагая вниманию зрителям эмоциональную воительницу, которую можно сравнивать с намного ранней героиней научной фантастики Эллен Рипли, сыгранной Сигурни Уивер.
«Китнисс представляет для меня движение и осознание нашего молодого поколения – она обладает силой, состраданием и храбростью, чтобы делать то, что правильно, даже ели это и нелегко», - пишет Дженнифер Лоуренс в своем письме.
«Она является громоотводом в кино, она – громоотвод и в реальной жизни, как персонаж», - объявляет продюсер «Голодных игр» Нина Джейкобсон. –
«Люди сопереживают ей… Меня саму мотивирует то, как Китнисс воплощает способность одного человека, невзирая на его недостатки, невзирая на сложность оказывания огромного внимания, просто поступать верно, когда вам предоставляется выбор». «Сойка-пересмешница. Часть 1» начинается с Китнисс, которая живет под землей в Дистрикте 13 со своей матерью, сестрой и другом детства Гейлом (Лиам Хемсворт) и борется с ответственностью помогать разжигать восстание, которое могло бы свергнуть Президента Кориолана Сноу (Дональд Сазерленд).
Она соглашается на союз с военным стратегом Альмой Коин (новичок этой франшизы Джулианна Мур) в обмен на обещание Коин спасти ее давнего союзника Пита Мелларка (Джош Хатчерсон) и других бывших сотоварищей, которых удерживают в Капитолии.
«Она прошла через многое, и она очень одинока», - говорит режиссер Лоуренс.
Режиссер (не имеет никакого отношения к Дженнифер) впервые побывал в Панеме в прошлом году с «Голодными играми: И вспыхнет пламя», перехватив франшизу у режиссера Гэри Росса, который начал сагу в 2012 году. Ветеран музыкальных клипов, Лоуренс ранее занимался съемками двух эпических фильмов – экранизации комикса «Константин» в 2005 году и «Я легенда» в 2007, где сыграл Уилл Смит – а в 2011 году он снял драму «Воды слонам».
Еще в самом начале работы над «И вспыхнет пламя», Френсис Лоуренс предложил разделить последнюю часть на два фильма («Сойка-пересмешница. Часть 2» выйдет в кинотеатрах 20 ноября 2015).
«Это было действительно интересно, поскольку думаю, эта книга и эти два последние фильма – в них сокрыт весь смысл этой саги», - говорит Лоуренс, сидя в своем кабинете, в котором нет никаких излишеств, в Западном ЛА.
С чисто профессиональной точки зрения, «Сойка» была дико амбициозным предприятием для Лоуренса. Финал, разбитый на две части, снимался поблизости и в самой Атланте, Париже и Берлине, процесс растянулся от сентября 2013 до июня, что потребовало бюджета, как указывается в некоторых докладах, равного $250 миллионам.
Съемочная команда столкнулась с рядом дополнительных трудностей, учитывая и полярный вихрь, который опустился на Джорджию с ледяным дождем и снегом в прошлом году.
«Нам в действительности пришлось отменить съемки, как мне кажется, на три дня, из-за этого ледяного шторма», - говорит Лоуренс. –
«Места, в которых мы снимали, не были построены с учетом подобного вида зимы… Мы всегда снимали в этих больших складах или подвалах или гаражах, и там было адски холодно». Затем неожиданная и шокирующая смерть Филипа Сеймура Хоффмана, который погиб от передозировки наркотиков и был найден в своей квартире в Нью-Йорке в феврале, это событие также стало эмоционально сокрушительным ударом для съемочной группы и актеров.
«Это было действительно сложный период», - говорит Лоуренс. –
«Мы остановились на какое-то время. Это случилось в воскресенье, и мы не смогли собраться вместе в понедельник. Мы переделали наш график… Мы в какой-то мере облегчили работу каждого. Это также случилось в пору тех холодов. На улице было десять градусов (-13 градусов по Цельсию), а мы были несчастными». У Хоффмана оставалось еще две сцены, которые нужно было отснять, по одной для каждого из фильмов финала, говорит Лоуренс, но исправить отсутствие оскароносного актера смогли с помощью изменения сценариев, написанных Дэнни Строгом и Питером Крейгом.
«Мы отдали эти сцены другим людям», - говорит он. –
«Чего мы не хотели делать – так это пытаться создать какой-то цифровой обманный трюк, не хотели создавать цифрового Фила, который играл бы, пока мы пытались бы как-то воссоздать с помощью техники его голос или что-то подобное». Редко когда создателям «Голодных игр» позволялось вольно обращаться с текстом Коллинз, но каждый фильм по-своему отклонялся от источника в небольших деталях, и все же подобные изменения оказывались значительными. Роль Хоффмана, например, была расширена по отношению к роману; то же самое касается и Коин Мур, у которой в фильме намного больше экранного времени.
«Джулианна подала несколько идей о том, как сыграть ее», - говорит Лоуренс. –
«В ней была эта сила; и это было тем, чего хотела добиться она, так что вы заметите, что Коин говорит своего рода мягким голосом. Думаю, вы скажете, что теплоту, которую вы не смогли получить от нее в книге, Джулианна отлично передала на экране». Решение разделить финал на отдельные фильмы также коренилось в желании более точно адаптировать «Сойку», согласно словам продюсера Нины Джейкобсон, хотя этот шаг, безусловно, связан был и с соответствующими последними тенденциями, попыткой растянуть франшизу и собрать больше денег. (Финалы обеих саг, «Гарри Поттера» и «Сумерек», например, также были разделены на два фильма, каждый из которых заработал сотни миллионов долларов и это только в Северной Америке.)
«Многое происходит в книге «Сойка-пересмешница», и попытаться втиснуть все это в один фильм, думаю, у нас никогда бы не было возможности уделить время отношениям и этим персонажам», - говорит Джейкобсон.
Для Джейкобсон эти персонажи, в частности Китнисс, вот главная причина успеха этой саги.
«То, что мы пытались сохранить из книг Сьюзен, это ощущение этой истории, где каждый поворот сообщает нам об испытаниях и невзгодах этих персонажей», - говорит Джейкобсон. –
«Думаю, Френсис доказал экстраординарность подобного и смог сохранить этот баланс… зрелищности и интимности. Это замечательно, попытаться удержать ощущение реальности человеческого опыта настолько, насколько это вообще возможно».
Режиссер «Голодных игр: Сойки-пересмешницы» хотел, чтобы Китнисс была «очень одинокой»