Принцесса Диана Уэльская, в девичестве Спенсер, в своё время стала живым воплощением истории Золушки. Простая девушка, пусть и аристократического происхождения, вышла замуж за принца. За их свадьбой наблюдали миллионы, ей завидовали и мечтали ею стать. Но именно Диане выпала доля показать, как сказка может обернуться кошмаром.
Историю Дианы исследовали многие кинематографисты, результатом чего стало большое количество различных игровых и документальных лент. Режиссёр Пабло Ларраин решил создать фильм, игнорирующий начало и печальный конец истории Дианы, принцессы Уэльской, взяв за основу короткий период, который создатели посчитали самым драматичным и тяжёлым в жизни наследницы рода Спенсер.
Действие ленты «Спенсер» развивается в начале 1990-х годов. Грядёт Рождество – главный праздник всех британцев и всеми обожаемой королевской династии Виндзоров. Брак принцессы Дианы и принца Чарльза трещит по швам по причине неверности последнего. Диана уже точно уверена в том, что его бывшая пассия Камилла Паркер-Боулз теперь является его любовницей.
Жёлтая пресса наседает на королевскую семью в ожидании жареного, что, естественно, не нравится ни королеве, ни кому-либо из Виндзоров. Однако, несмотря на обиду на Чарльза, Диана всё-таки приезжает к сыновьям на Рождество в поместье Сандрингем, где на протяжении праздничных дней королевская семья должна изображать мир и согласие, обманывая самих себя. Они едят и пьют за одним столом, традиционно выезжают на охоту, вот только Диану разрывает от осознания своего положения и понимания того, что она осталась совсем одна среди людей, которым давно стала как кость в горле.
Стоит сразу отметить необычность выбранного периода, которому посвящено повествование. Обычно наибольшее внимание приковывалось именно к последним годам жизни «королевы людских сердец», о чём даже свидетельствует предыдущее обращение к истории Леди Ди – драма «Диана: История любви» с Наоми Уоттс.
Однако по итогам просмотра начинаешь понимать, что именно в нём сценарист Стивен Найт и режиссёр Пабло Ларраин увидели тот самый переломный момент, который и разделил жизнь Дианы на «до» и «после». И первоначальной задачей для команды фильма стало показать трансформацию принцессы Уэльской из жертвы обстоятельств, загоняемой в строгие рамки королевской семьи, в женщину, которая способна сама вершить свою судьбу и ставить ей свои условия.
О достоверности происходящих событий судить крайне сложно. Даже создатели признают, что не понимают, где заканчивается «документальная» правда, и начинается художественный вымысел. Следует на протяжении просмотра напоминать себе, что это именно художественный фильм, в котором бессмысленно цепляться за несоответствие фактам.
С самого начала нам дают оценить высочайший уровень привилегированности королевской семьи: чего только стоит доставка продуктов военными в контейнерах, напоминающих оружейные. К тому же в ленте нередко перечисляются блюда из меню королевских особ, которые могут вывести голодного человека из себя, поэтому не советуем приходить на сеанс с желанием поесть.
Диана с самых первых минут предстает перед нами бунтаркой с лёгкими нотками безрассудства. Она одна, без какой-либо охраны, едет на кабриолете в Сандрингем, снимает старую отцовскую куртку с пугала на бывшем поле в угодьях своего отца и приезжает на место назначения уже после королевы, что, естественно, никому не понравилось.
В течение фильма Диану натуральным образом тошнит от всего того, что происходит на месте празднования Рождества: нелепая традиция взвешиваться в начале и конце пребывания, не включать отопление в холодном дворце, холодность всех присутствующих. Даже подарки они раскрывают за день до Рождества. Всё не как у обычных людей. В довершение ко всему Чарльз дарит Диане точно такие же бусы из жемчуга, которые она раньше заметила на шее Камиллы – его бывшей, что окончательно уверяет её в том, что муж ей изменяет.
Всем известно, что свобода – это когда тебе хорошо наедине с собой, а вот одиночество – это когда наедине с собой тебе неуютно. На протяжении ленты Кристен Стюарт жонглирует этими двумя состояниями. То ей хочется побыть подальше от всех этих царственных забав и подумать, то ей захочется заполнить пустоту кем угодно – от её стилистки Мэгги, в которой она видит близкую подругу, до шеф-повара Даррена, боящегося заговорить с самой человечной из всех Виндзоров.
Диана в исполнении Кристен Стюарт и интерпретации Пабло Ларраина – образец потерянности, неспособности взять под личный контроль собственную жизнь и страха потерять самое дорогое (сыновей, которых в случае излишней неосторожности Дианы могли отлучить от неё раз и навсегда). Стюарт удалось показать женщину, которая отчаянно сдерживает рвущегося наружу зверя в клетке, понимая, что если он высвободится, то на этом всё закончится.
Как вы уже наверняка успели догадаться, фильм «Спенсер» стал бесспорным бенефисом Кристен Стюарт – актрисы, фильмография которой может похвастаться большим количеством как арт-хауса, так и крупных мейнстримных проектов. Кто-то до сих пор ругает Стюарт за участие в саге «Сумерки» и «Белоснежку и Охотника», в то время как другие рукоплещут её игре в «Зильс-Марии» и «Ультраамериканцах». Одно понятно наверняка: роль Дианы ей удалась.
Благодаря работе гримёров и визажистов актриса действительно стала невероятно похожа на принцессу Уэльскую – наверное, даже больше всех предыдущих актрис, получавших роль непокорной наследницы. В то же время проскальзывает и та Кристен, к которой зритель привык, что иногда может отвлечь, но и к этому тоже можно относиться по-разному.
Правда, складывается ощущение, что создатели так до конца и не определились, какой они видят Диану, и какой они хотят преподнести её зрителям. Остальные актёры оказываются в тени Стюарт, занимающей всё пространство на экране. Выделяются разве что Салли Хокинс, с которой связан один забавный момент в конце фильма, и герой Тимоти Сполла, который проходит интересную трансформацию из верного пса на страже короны в сочувствующего героя, по-настоящему озабоченного судьбой принцессы.
Главная проблема фильма заключается в том, что добавление мистицизма и подвижек в нервной системе героини не помогают сочувствовать ей. Местами необузданность Дианы попросту раздражает, ведь некоторые поступки превращают её из жертвы в совершенно расшатанную и капризную особу, которой просто нечем заняться. В другой момент она снова превращается в обычную женщину, которой хочется быть собой, быть свободной и просто дышать без тисков жемчужного ожерелья. Эта эмоциональная чехарда сильно мешает восприятию главного персонажа картины, но до самого конца именно это и является главным стержнем сюжета.
К тому же чувствуется, что материала в сценарии было не так уж много, отсюда и неоправданное растягивание хронометража лишними сценами вроде перечисления всех позиций королевского меню или фантасмагорические флешбэки, выглядящие рекламными вставками люксового бренда одежды, где Кристен Стюарт просто появляется в некоторых каноничных образах реальной Дианы. Вкупе с параллелями с историей Анны Болейн выглядит это уж слишком притянутым за уши, однако картина уже проваливается в символизм и мистицизм.
Всё это подводит зрителя к внезапному и нелогичному хеппи-энду под легкомысленный трек эпохи с уезжающей «в закат» машиной, в которой счастливые и свободные подпевают ему во всё горло. Вместо изысканного апельсинового суфле теперь пакеты с фастфудом, на которых написана девичья фамилия принцессы, а тихую загородную резиденцию сменяет вид на лондонский Тауэр.
Почему нелогичный? Да потому, что мы помним, чем завершилась реальная история, и там не пахнет стандартным «и жили они долго и счастливо». Но понятно, что режиссёр желал подарить зрителям надежду, что после всех душевных тягот героиня имела право получить умиротворение и стать победительницей. Хотя бы ненадолго.
«Спенсер» – в кино с 9 декабря.
За информацию благодарим сайт ridus.ru
Разум принцессы Дианы в огне: чего ожидать от драмы «Спенсер»
|