Даже не стану спорить, «Люди Икс: Апокалипсис» – один из слабейших фильмов не только во вселенной марвеловских мутантов, но и в истории комикс-экранизаций вообще. Разумеется, талант и безграничная поддержка студии не позволили Брайану Сингеру свалиться ниже «Фантастической четверки», но дно было достаточно близко, чтобы в ужасе начать грести к поверхности. Полагаю, что уже сегодня и Сингер, и крепко связанный с франшизой Саймон Кинберг, и боссы Fox начали работу над ошибками (и слухи о грядущем рейтинге R для нового фильма о Росомахе настраивают на позитив), но от фанатов им еще долго будет не скрыться – попинывать их будут не меньше, чем Снайдера с его «Бэтмен против Супермена». Я же, как обычно, предлагаю взглянуть на «Апокалипсис» под иным углом – мы его пережили, и это уже хорошо. А теперь давайте взглянем на то, что останется от этого фильма в нашем сердце.
Осторожно, в тексте есть спойлеры!
5. В фильме весьма приличный экшен, снятый на весьма высоком уровне.
Мне бы очень хотелось начать с энергичного интернет-мема: «Во-первых, это красиво…», и «Апокалипсис» дает мне такую возможность, ура! Как и предыдущие ленты Брайана Сингера, новая лента о Людях Икс невероятно стильная. Конечно, 1980-е, в которые перенеслось действие сюжета после «Дней минувшего будущего», не столь ярки и радикально новы по сравнению с 60-ми и 70-ми, но дух времени в картине ощущается весьма явственно. Впрочем, не слишком выпуклая красота историческая с легкостью восполняется в картине красотой исполнения экшена. Сингер – большой мастер эффектного кино, и «Апокалипсис» тому живое подтверждение.
Возьмем хотя бы открывающую сцену новой ленты. В последние пару лет нас порадовали сразу тремя лентами на тему Древнего Египта, и «Апокалипсис» в изображении этого древнего государства можно поставить если не выше «Исхода» Ридли Скотта, то наравне с ним. У Сингера, спасибо, хотя бы чернокожие есть в кадре, в отличие от «расистского» белого «Исхода». Про пластиковых «Богов Египта» мы и вспоминать не будем – этот позор Людьми Икс перечеркнут однозначно. Зажигательная стартовая сцена с битвой в недрах пирамиды задает тон всей картине, и в дальнейшем уровень адреналина в крови зрителя больше не опускается. По-своему красивы и другие запоминающиеся эпизоды картины: запуск ядерных ракет одновременно по всему миру, схватка Ночного Змея и Ангела, появление и проявление Оружия Икс. Даже финальная битва в «Апокалипсисе» куда более красочна на фоне довольно бессмысленного перетаскивания стадиона с места на место во втором фильме новой трилогии. Все боевые сцены сняты с большим вкусом и необыкновенным размахом – у команды Сингера все еще полны пороховницы, а картины о Людях Икс по-прежнему смотрятся с открытым ртом даже при наличии нестыковок в сюжете и промахов в характерах и кастинге.
4. Less Realistic, More Darkness. По большому счету отсутствие подлинного драматизма – беда любого фильма о супергероях. Сложно поверить в подлинную опасность, исходящую от злодеев, если ты точно знаешь, что ни с Железным человеком, ни с Человеком-пауком, ни с Бэтменом ничего не случится. Куда же нам дальше без этих героев? С мутантами дела обстоят иначе – их много, а значит, в данный момент можно поступиться кем-то без опасения за франшизу. И в угоду «мрачным тонам» уже было брошено немало персонажей (правда, кое-кто из них позже ожил), от Феникса до Шторм. Да, в «Апокалипсисе» сет жертв среди мутантов мизерный, Кинберг и Сингер избавились только от Хавока и дочери Эрика, но это вовсе не значит, что в новой ленте о Людях Икс недостаточно мрачности – темная сторона «всего лишь» обернулась против людей, а не против мутантов.
Вспомните и попробуйте посчитать число потерь среди мирного населения, которое в этот раз уничтожали просто нещадно. Магнето прикончил отряд польских полицейских – и сцена с медальоном-убийцей впечатляет куда больше слезоточивого, но искусственного предыдущего эпизода с гибелью семьи Эрика. Мгновение спустя Апокалипсис непринужденно стер с лица земли заводских рабочих – чем вам не драматизм и жестокость, до которой различным «мстителям» тянуться и тянуться. Да и финальная «чистка» впечатляет, люди в мире Апокалипсиса – всего лишь расходный строительный материал наравне с машинами, строениями, городским мусором. Можно, конечно, сетовать на то, что Сингер не решился на значительное прореживание рядов мутантов, но картина и без того получилась более мрачной, чем предыдущие две части новой трилогии: от величественного ритуала переноса души древнего бога в новое тело до впечатляющего финала «Апокалипсис» на полтона темнее предыдущих историй, и это есть хорошо! 3. В картине присутствует достаточно юмора, чтобы не умереть от пафоса.
Между угрозой уничтожения мира, которая лежит в основе едва ли не каждой комикс-экранизации, и компанией подростков-супергероев, швыряющихся огнем, заковывающих в лед или читающих мысли, непременно должна быть некая «прокладка», служащая одновременно амортизатором и скрепляющим раствором. Лишь самым талантливым сценаристам и постановщикам удается достойно связать эти два пласта юмором, и, к счастью, Сингер – именно тот человек, который дает шуткам шанс. Юмора в «Апокалипсисе» действительно больше, чем в последних «Звездных войнах» и «Бэтмене и Супермене», вместе взятых. И дело не только в ударных фразочках, которые герои произносят, перед тем как нанести решающий удар по своему оппоненту, это скорее прерогатива «Мстителей». Куда большее значение имеет то, что новая трилогия «Людей Икс» так или иначе регулярно сталкивает лбами разные поколения – ряды мутантов постоянно пополняются подростками, не особо признающими авторитеты. И шутка про «третий фильм», наверняка всем запомнившаяся, – это как раз противопоставление нового старому, как бы ни хотелось в ней разглядеть буквальную оплеуху Бретту Ретнеру. Когда имеешь дело с молодежью, нужно постоянно быть готовым к тому, что все методы прошлого будут осмеяны так или иначе. Сингер, при всем его опыте, сохраняет внутреннюю молодость, позволяющую ему быть на одной волне не только с молодежью 80-х в фильме, но и с современными подростками в кинозале – картина переполнена пасхалками, адресатами которых стали люди самых разных возрастов. Я не стану описывать и разжевывать шутки по отдельности, потому что в моем списке пришло время главного украшения картины…
2. Ртуть снова украл картину у остальных персонажей.
Перед выходом на экраны «Дней минувшего будущего» создателями картины, ее актерами очень много говорилось о том, как же это прекрасно – соединить вместе два актерских состава, компанию Патрика Стюарта и Йена МакКелена с бандой Майкла Фассбендера и Джеймса МакЭвоя. Мол, никто ничего подобного раньше не делал, мол, какой это вызов для актерских талантов, мол, вот она – главная фишка. И зрители действительно были взбудоражены грядущим воссоединением, но фильм у всей этой разношерстной братии украл совсем неожиданный герой – Ртуть, которому и позволили-то всего ничего, какие-то три сцены. Ох, какие это были три сцены – студия Marvel, которая строила свои планы на этого героя, вынуждена была спешно «выпилить» свой вариант быстроногого мутанта из «Эры Альтрона», потому что, при всем старании Джосса Уидона, противопоставить что-то персонажу Эвана Питерса их «бегун» не мог. Впрочем, нежданный успех Ртути и самого Сингера поставил в неловкую ситуацию – вроде бы и зрители ждут продолжения, но и отдавать свободу этому герою нельзя, сожрет конкурентов. И Ртути в «Апокалипсисе» ровно столько, сколько нужно зрителям, плюс еще капелька – и он снова лучший. Дело даже не в сцене спасения мутантов из охваченного пламенем учебного заведения Чарльза Ксавьера, она, к слову, хоть и более продолжительная, чем подобная в «Днях минувшего будущего», но гораздо менее цельная. Скорее преимущество героя Питерса перед остальными в том, что у него наиболее широки перспективы развития: его навыки можно совершенствовать, в его прошлое интересно заглянуть, его будущее, особенно связанное с отношениями с Магнето, непредсказуемо. Сегодня из новых мутантов, пожалуй, именно Ртуть заслуживает сольного фильма, который, впрочем, может остаться лишь мечтой – уж больно трудоемки съемки эпизодов с замедлением времени. Но отрицать очевидное даже не пытайтесь, Питерс – украшение двух последних картин о мутантах, пересматривать их стоит хотя бы из-за него и его героя.
1. Скучная сцена после титров на самом деле открывает двери в большое будущее.
В последние годы нас настолько приучили к обязательному наличию сцены после титров, что зрители не всегда уходят до окончания показа даже с затрапезных комедий – ну мало ли? Финал «Апокалипсиса» может показаться слабым на фоне «затравок» Marvel, но это лишь на первый взгляд. Знатоки вселенной Людей Икс моментально пришли в большое возбуждение, ведь сигнатура Essex Corp на кейсе безликого мужчины, собирающего образцы ДНК в лаборатории Страйкера, означает одно – в дело вступает Натаниэль Эссекс, более известный в комиксах как Злыдень. В чем же здесь причина ликовать? А вот в чем. Данный персонаж известен тем, что в бумажном варианте он смог клонировать Росомаху, создав мутанта по имени Х23. Даже если этим ограничится участие Злыдня во франшизе, это может обернуться не простым введением нового героя, а полноценной заменой Хью Джекмана, давно подумывающего о пенсии без когтей и грязных маек. Но я бы заглянул даже дальше. Известна давняя проблема, с которой постоянно вынуждены считаться и Fox, и Marvel, – «Мстителей» пока невозможно скрестить с «Людьми Икс». Отсюда и возможный сюжет грядущего (а тут нам никуда не деться) продолжения «Апокалипсиса»: раз Росомаха не может бороться с Халком и Капитаном Америка, так пусть же столкнется с… самим собой. В кейсе Эссекса ведь несколько пробирок – пусть безумный ученый создаст армию собственных мутантов и бросит их на борьбу с питомцами гнезда Ксавьерова. Чем не вызов для актеров, чем не повод утроить усилия Кинбергу и Сингеру, чем не конкурент «Противостоянию» Железного человека и Капитана Америка или схватке Бэтмена и Супермена «На заре справедливости»? Стоп, я немного замечтался, но согласитесь – столь впечатляющие перспективы раскрываются редко. Грех ими не воспользоваться.
Соглашусь, слишком многое в этих выводах построено на вкусовщине и попытках заглянуть за горизонт, но таков уж исходный материал. «Апокалипсис» полон противоречий и не выделяется серьезной проработкой характеров и мотивов поступков персонажей. Но фильм небезнадежен. Стоит лишь отнестись к нему, как к шагу в будущее – Кинберг уже оговорился о том, что в новом фильме герои отправятся в 90-е, а значит, у создателей грандиозной франшизы есть возможность исправиться. Главное – не забывать о юморе, безжалостно убивать и дать волю Ртути. Вот тогда и заживем!
За информацию спасибо сайту http://www.film.ru.
Пять жемчужин в куче «Людей Икс: Апокалипсис»
|