Прославленная актриса присоединилась к исполнительному вице-президенту по производству британской компании Scott Free (п. п.: основана братьями-режиссёрами Ридли и Тони Скоттом)и исполнительному продюсеру «Пойдём поплаваем» Майклу Пруссу для обсуждения своего режиссёрского дебюта на фестивале короткометражек «Сандэнс», заявив: «Это подробный фильм о глубокой печали».
Джош Кей сыграл в фильме, который по большей части снимали в Лос-Анджелесе и два дня – в Аризоне прошлым летом, и который описан на сайте кинофестиваля как «диптих дня из жизни одного человека – наполовину импрессионистский и наполовину реалистичный портрет».
Scott Free и Starlight Studios занимались постановкой «Пойдём поплаваем», Refinery 29 финансировала проект, а Дэйв Шапиро из Starlight его спродюсировал. Премьера состоялась в этот четверг, показ пройдёт дважды в субботу, затем – в среду и субботу в последний уикенд. Стюарт стоит справа, рядом с Пруссом.
Ваши ощущения после премьеры?
Кристен Стюарт: Мне очень повезло, что так много людей увидели этот фильм на большом экране и, что важнее, услышали его, поскольку звук составляет значительную часть этой короткометражки. Звук движется, проходит через вас; вибрация ощутима, отчего вас подташнивает и усиливается тревога, что ещё более удовлетворительно. У меня пять киносеансов. Так круто. Уже только это делает меня счастливой. Голоса раздаются по всей комнате, отражая синдром «рассеянного мозга», и кажется, что вас атакуют воспоминания. Словно голоса идут отовсюду.
Первые кадры с волнами такие мощные и кажутся гиперреалистичными. Вы прибегали к спецэффектам?
КС: Всё невероятно реалистично. Я писала о обсыхающем мужчине, и, казалось, что всё сработает, если зритель увидит обильные водные миражи, демонстрирующие то, что герой тщетно пытается впитать. Мои сценаристы были возмутительно амбициозными, а продюсерская команда не позволила мне сократить изначальную задумку. Мы нашли подводного фотографа в Сиднее, чья камера снимает на скорости тысяча кадров в секунду. Вы можете замедлить время так, создав эффект сильного угнетения, будто вы «оседаете» во времени, а волна всё растёт и растёт и ни черта не прекращается. В цифровом формате всё выглядело бы низкосортно. Мы часами перелопачивали материал в поисках этих нескольких секунд. Тридцать секунд съёмок на той камере равняются трём часа киноматериала.
Что надоумило вас снять эту историю?
КС: Изначально всё было довольно мутно. Я была одержима идеей о мужчине, сидящем на дне океана, удовлетворения от этого, изоляции и темноты, поскольку в определённый период это всё было родственно мне. Вы не увидите свет, пока не откроете глаза, – эта история о том, чтобы позволить себе видеть то, что есть всегда.
Это подробный фильм о глубокой печали. Я не увиливаю от того, что породило страстное желание снять эти кадры. Это то самое первое падение. Вами движет некая сила, не давая остановиться, а потом внезапно всё рушится, и ты думаешь: «Как мне теперь жить?» Вы атакуете себя воспоминаниями, под разным углом гадая, могло ли это быть иначе, что я могла бы сказать, а что – он. Тут ещё другой человек, и вы делаете два шага назад, понимая, что, в общем-то, всё не так плохо. Вот почему во второй раз, когда слышите те же строчки, но переориентированные, – они ласкают слух и не горчат. В зависимости от взгляда на жизнь можно и убить себя оценками и лишним анализом.
Является ли фильм ответом на какие-то конкретные отношения?
КС: У меня четыре раза были очень публичные отношения. Фильм затрагивает их все. Пять лет я размышляла обо всем этом и том, через что прошла с любовью. Там присутствуют ситуации, способствующие новым отношениям, и некоторые травмирующие случаи, которые дали вам определённый жизненный опыт. Мне приходится считаться с тем, что я проживаю каждый день и пытаюсь выжить. Я одинока, как и все мы, и мне очень хотелось донести до зрителей, что это нормально.
Можно превозносить свою боль и считать себя одиноким, и что вас никто не понимает, но в конце дня есть нечто утешительное в мысли, что все мы одиноки... Перед сном, в эти последние две секунды, возникают вопросы, на которые у вас нет ответов и через которые вам нужно «проплыть». Важно быть посредником между этими явлениями, но при этом не погружаться в них. Фильм о том, чтобы отдать контроль и осознать: чтобы наслаждаться жизнью, нужно участвовать в ней. Вы не можете писать историю своей жизни. Было бы приятно, но это не жизнь.
Майкл Прусс: В ретроспективе отношения не линейны, как и воспоминания о них, которые настигают вас осколками. Зачастую мелочи в настоящем провоцируют оглушительные воспоминания. Этот фильм рассказывает о том, как понять такие сокрушительные явления, как пережить их и найти решение. Все мы [создатели проекта] рассматривали этот путь как цепочку от распада до удовлетворённости.
КС: Да, наравне с тем, чтобы не быть обременённым. Фильм словно течение. Если ты сопротивляешься воде, то устанешь и утонешь.
МП: Роковой парадокс: самая главная потребность человека может убить его – это центральный мотив, о котором мы говорили. Таков центральный парадокс любви: ты хочешь принадлежать кому-то, и это может уничтожить тебя. Он также о том, чтобы принимать непостижимые аспекты жизни и осознавать, что не под всем можно подвести черту.
Когда вам пришла идея снять фильм?
КС: Пару лет назад. В голове появился образ парня на полу, которого мучила жажда и у которого не усваивалась вода. Перечитав все свои стихотворения за последние пять лет, я поняла, что пишу об одном и том же. Мне нужно было переориентироваться и писать о другом. Мы с Майком находились в Сингапуре, снимая «Равных», и я записала идею в блокнот, и отправила этому парню [указывает на Прусса]. Я хотела снимать фильмы ещё с десяти лет. Однако для этого нужно иметь своё мнение. Это невероятно личное и одновременно простое. Это общая проблема развитых стран и белых людей говорить о масштабах грусти и её поглощающем эффекте.
МП: В этом есть нечто универсальное. Мы все бываем одиноки, подавлены и ощущаем хаос в отношениях, и все мы перебарываем это.
Сочинительство – внутренний процесс, каково было режиссировать?
КС: Кайфово, поскольку когда образуется нечто стоящее и лично прожитое, которое потом превращается в нечто связное, целостное, как актриса и режиссёр я чувствую себя чудотворцем. Я снимала много плохих фильмов, но меня пробирает гордость не от создания чего-то со своим клеймом – актрисы или режиссёра, а скорее от потрясения проишествием и участием в нём. Здорово, что эта идея прошла через всех нас, вылившись в «Пойдём поплаваем». Актрисой я испытывала нечто схожее.
Распределяются обязанности – это сродни чаше с водой в руках. Неглубокой, тяжёлой чаше с водой, а финишная черта находится за милю, и всем нужно придерживать эту чашу, чтобы не расплескать, а в конце она становится легче – это знакомо мне по актёрской и режиссёрской стезе. Стоило мне запустить этот проект, как всем пришлось поддерживать его. В одиночку не справиться. Съёмки – коллективная работа.
Вам понравилось?
КС: Я здорово повеселилась. Маниакально счастлива. Когда всё получается и идёт как по маслу, я напоминаю сумасшедшую с безумным взглядом. Это такой кайф. Я осилила эту дорогу. Нельзя думать об этом глобально, иначе вы застопоритесь. Я не особо заинтересована в результате, честно говоря, меня больше привлекает опыт, идея-фикс. Стена не лезет вам в голову – приходится разбирать её по кирпичикам, а потом вы смотрите со стороны – вы возвели эту стену.
Как всё случилось?
МП: В Scott Free мы сдружились, работая над «Равными», несколько лет назад Кристен работала с сыном Ридли, Джеком, над «Добро пожаловать к Райли», что стало органичным продолжением сотрудничества. Мы выручали друг друга. Наш партнёр по этому фильму студия Starlight и Дэйв Шапиро привлекли финансирование из Refinery 29. В Scott Free мы считаем Кристен членом семьи. Когда мы показали фильм Ридли, он первым делом послал ей записку, в которой назвал фильм фантастичным и что она стала членом семьи.
КС: Он сказал, что это качественная лента. Я буквально скакала по комнате.
МП: У нас сложилась замечательная команда. С нами работал оператор-постановщик Джон Галесериан. Я познакомил Кристен с другом, чей редактор позвонил Якобу Секеру Шульзингеру, который снимал для Ларса фон Триера и монтировал «Отведи меня к реке». Интуиция подсказывала мне, что они поладят, вот я и свёл их.
КС: Я преклоняюсь перед Якобом. Он тот ещё художник.
Как соавторы вы на одной волне.
МП: В свободное время мы оба много читали и обсуждали прочитанное, что нас вдохновило, взгляды на мир. Наша дружба развивалась естественно. Мы держим хороший ритм, что порой важно в кинопроиводстве.
КС: Есть продюсеры, которые просто делают фильм, а есть люди вроде Прусса, чьи мотивы съёмок фильма я понимаю. Некоторые продюсеры гонятся за деньгами, что нормально. Однако посмотрите на историю Майка, который начинал в Focus Features, разнося чай. Мне нравятся такие люди. Шаг за шагом он продвигался вперёд, и теперь занимается удивительными проектами. Он и продюсер «Зильс-Марии», Шарль Жилибер, мои офигенные парни.
Вы посидите ещё в режиссёрском кресле?
КС: Я хочу превратить этот фильм в полнометражную ленту. Мы просматриваем материал. Я сниму ещё фильм. Хочу ещё парочку короткометражек. [Следующий короткометражный фильм Стюарт планирует снять о контроле над оружием.] Я обожаю актёрство и не вижу особой разницы. Я могу работать на людей с разными тематиками, но если это твоё, то и выйти оно должно естественным путём. Так и вышло. Первая версия фильма длилась сорок минут. Я запросто могу превратить его в двухчасовой фильм.
Кто такой Джош, единственный актёр в «Пойдём поплаваем»?
КС: Он просто мой друг, который в прямом смысле слова ничего не делал. Мне до жути хотелось сыграть эту роль, и я ассоциировала её с ним. Из нас получились бы неплохие родственники, так что звёзды сошлись идеально. Я была рада, что если сыграю не я, так он.
Перевод выполнен Rara-avis специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
Кристен Стюарт о «Пойдём поплаваем»: «Это подробный фильм о глубокой печали»
|