Trick or treat - проделка или сладость.
Хэллоуин - очень загадочный праздник для нас. Попав в страну, где он давно пустил глубокие корни, вы рискуете ничего не понять: все на улице, шумят, веселятся... Куда идут? Чего шумят?
Давайте вместе попробуем понаблюдать за праздником глазами эмигрантов, недавно перебравшихся жить в Канаду - молодой семьи с двумя детьми.
Утро 31 октября. Папа, собираясь на работу – в офис небольшой строительной фирмы, – старательно расправляет складки на плаще Дракулы, он уже несколько лет живет в Канаде и привык соблюдать ее обычаи. Он сейчас выйдет из дома, сядет в автомобиль и в таком виде поедет по городу. Агрессивного макияжа на нем еще нет – все-таки на работу идет, не на вечеринку - он появится вечером. Дети собираются в школу: костюм пирата в розовых тонах – для девочки, обличье вампира, копирующее папин облик – для мальчика. В школе их встретят такие же разряженные одноклассники и преподаватели: кошки, ведьмы, зомби, различные звери. Мама, немного стесняющаяся одеться в костюм с утра, шокирована видом директора школы, полненького невысокого мужчины с декоративным макияжем, изображающим морду собаки, кокетливо помахивающего длинными ушами и приветствующего учеников и родителей на крыльце здания. На обратном пути ее психика подвергнется тяжелому испытанию при виде толпы разряженных зомби, спускающейся в метро. В супермаркете она с непривычки шарахнется от приветливой ведьмочки-кассирши. И это еще только начало дня.
Но первые впечатления требуют экскурс в историю праздника.
История Хэллоуина насчитывает не менее двух тысячелетий. Свое начало он берет в кельтской мифологии.
На 31 октября приходился самый главный кельтский праздник Самхэйн, Самайн (Samhain), названный так по имени страшного языческого князя тьмы и повелителя мертвых, который в это время брал в плен Солнце (верховное божество).
Для кельтов это была самая страшная ночь в году. Согласно их мифологии, в ночь Самхэйна не только лето сменялось зимой, а день - ночью, но и жизнь - смертью, а все барьеры между материальным и сверхъестественным, миром живых и миром мертвых временно размывались, и между ними открывались ворота в прошлое и будущее. В эту ночь люди и сиды - волшебные существа, настроенные по отношению к людям нейтрально или враждебно, могут проникать в миры друг друга. Вся нечистая сила покидает свои рубежи и устремляется на землю, смешиваясь с живыми и принимая разные обличья, вселяясь в животных, а самые опасные ее представители - в котов. Она несет с собой беды, угрожает уничтожить скот и урожай. Кельты также верили, что на Самхэйн к ним не только приходили демоны, но и призраки умерших в течение года людей возвращались к родным очагам. Поэтому 31 октября люди одевались так же, как эти существа, дабы те не причинили им вреда. А чтобы задобрить демонов, кельты делились с ними частью своего урожая, принося в жертву животных.
С приходом римлян на земли кельтов Самхэйн соединился с римскими праздниками Фералией и днем богини Помоны. Это, в свою очередь существенно изменило ритуалы и приметы Хэллоуина. В дар богам стали приноситься не туши убитых животных, а цветы и овощи. Обязательно в ночь с 31 октября на 1 ноября в то время на крыльце каждого дома выставлялось блюдо с фруктами и овощами для душ предков. Римляне считали, что такое подаяние обеспечит им покровительство и снисхождение со стороны духов в течение всего года.
В восьмом веке нашей эры христианская вера, широко распространившаяся по всей Европе, вновь изменила обычаи Хэллоуина. Канун Дня всех святых - ночь Самхэйна - получил в средневековом английском языке название All Hallow's Even («вечер всех святых»). Позже его стали называть Halloween (Hallow E'en). Христиане считали 1 ноября праздником мучеников и святых, в честь которых в церквях шли службы, верующие зажигали свечи и читали молитвы об упокоении душ умерших.
Ирландцы привнесли в праздник главную особенность современного Хэллоуина - ритуал «Trick or treat». Про него я расскажу немного позже.
Современные черты Хэллоуина окончательно сформировались уже в XIX веке, когда европейцы открыли Новый Свет. На континенте свободы древние представления о пробуждении орд бесов буквально обрели второе дыхание - в канун Хэллоуина по многим городам США и Канады прокатывались волны акций мелкого вандализма и бесчинств. В результате к 20-м годам ХХ века лидерам бойскаутского движения пришлось инициировать встречное движение по восстановлению «культурных» форм празднования под лозунгом «За здоровый Хэллоуин!» Были возрождены маскарады и обряды выпрашивания конфет. Хэллоуин так и не стал в Америке официальным праздником, хотя и считается самым массовым после Рождества.
Сегодня Хэллоуин немыслим без призрака, сверкающего огнем из глазниц в тыквенной голове. Этого персонажа зовут Джек-фонарь (Jack-O`Lantern) и своим появлением он обязан герою ирландской легенды - неприкаянному пропойце-кузнецу по кличке Скупой Джек.
Дебошир и пьяница Джек ухитрился два раза обмануть дьявола, и вытребовал, чтобы дьявол навеки отказался от попыток заполучить его душу. Когда Джек наконец умер, его душа наивно подалась в рай. Бог, естественно, отказался поселить грешного пьяницу в раю и прогнал его ко всем чертям. Однако и в аду, как выяснилось, Джека никто не ждал: дьявол сдержал слово и отказался приютить душу ирландца. Вокруг была кромешная тьма... Душа Джека попросила огня. И дьявол, зачерпнув в адовом костре, выдал ей тлеющий уголь и отправил скитаться по свету. Но поскольку в преисподней дул сильный ветер, а у Джека была с собой репа, то несчастный положил уголек внутрь выеденной репы и отправился в свое вечное путешествие.
С тех пор Джек-с-Фонарем стал символом неприкаянной души, которая обречена бродить во тьме до Судного дня, а его страшное лицо вырезают из различных корнеплодов. В Ирландии и Шотландии головы, в которые потом вставляли свечки, вырезали из реп и картофелин, в Англии - из свеклы. Когда же ирландские иммигранты прибыли в Новый Свет, они стали использовать для этого тыквы, потому что смотрятся они гораздо эффектнее. Вот так тыква стала главным символом Хэллоуина, а его основными цветами - оранжевый и темно-фиолетовый (последний обозначает темноту, в которой блуждает душа Джека).
Однако вернемся в Канаду.
На Хэллоуин половина Торонто переодевается в бог весть что. Так идут на работу, в университеты и школы. Дети в костюмах ‒ потому что весело, учителя все в костюмах ‒ это обязательное требование администрации школы, чтобы подавать детям положительный пример. Студенты, как правило, в костюмах, профессура – как пожелает. В супермаркетах кассирам выдают специальные шапочки. Остальные одеваются в костюмы или нет, в зависимости от корпоративной политики фирмы и личных склонностей.
Когда темнеет, хозяева домов, которые готовы раздавать сладости, выставляют на крылечко тыкву со свечкой внутри. Те, кто не хочет, никак дома не украшают и стараются выключить свет в окнах, выходящих на улицу. Вырезанной тыквы со свечкой хватит для приглашения, но коренные канадцы ещё устрашают свои дома и лужайки перед домом всякими светящимися завывающими фигурами. Оранжевые пакеты с нарисованными страшными рожами набивают опавшие листья и ставят возле дорожек к домам. Самая популярная тема ‒ это всяческие имитации кладбища: намогильные камни, летучие мыши, развешенные по деревьям скелеты и так далее. Вся эта искусственная паутина и черепа на лужайках могут стоять ещё с месяц, пока хозяевам не надоест. Сами хозяева одеваются в страшные костюмы (зубного врача, ведьмы, зомби всяких) и сидят на крылечках. Или в доме, но на стрёме. Дети в костюмах и со специальными сумочками для конфет стучат в двери и верещат «Trick or Treat!» Перевести не так то и просто поскольку Trick - это и шутка, и трюк, и насмешка, и пакость, и много ещё чего в зависимости от контекста. Treat - это угощение. Вот и получается "розыгрыш или угощение". Хозяева либо просто дают жменьку конфет, либо задают вопросы по костюмам, либо сами пытаются детей напугать. Самые расчетливые детишки (раньше все так делали, иначе им ничего не давали) ещё и расскажут стишок или споют песенку. Чаще всего звучит:
Trick or treat, smell my feet
Give me something good to eat
Not too big, not too small
Just the size of Montreal В вольном переводе это:
Шутка или угощение, нюхай мои ноги,
Дай мне что-то хорошее чтоб съесть,
Не очень большое, не очень маленькое,
Размером примерно с Монреаль. Хозяева млеют, выдают двойные порции сладостей и зовут соседей похвалить замечательных деток, которые не забыли, как нужно правильно трик-о-тритить. Дети ходят с родителями и даже собачками в костюмах. После младших школьников на охоту выходят подростки. Эти могут и напугать поизощренней, и камнем в окно запустить, если угощение не понравилось. В последние годы подростки, как правило, собираются на вечеринках у кого-нибудь дома и не шкодят сильно. Всю ночь город гудит. Ночные клубы устраивают специальные пати, бары ломятся от вампиров и в метро ездят мёртвые проститутки и мужики в балетных пачках.
Хэллоуин хоть и является праздником духов, но отмечают-то его живые люди, которым хочется кушать. Для семейного ужина стол сервируется оранжевыми тарелками с изображением черных котиков. Кто-то готовит специальные страшные блюда, кто-то ограничивается атрибутикой в виде домашнего печенья, похожего на маленькие тыковки.
Сегодня празднование Хэллоуина постепенно входит в традицию и в России. Мы уже не боимся ни злых духов, ни неурожаев и засух, мы не поклоняемся языческим богам и редко гадаем на будущее, мы просто развлекаемся и ищем для этого повод. Пока эти забавы ограничиваются стенами ночных клубов и дискотек. Но будьте готовы, что лет через десять-пятнадцать поздним вечером к вам на порог постучатся дети тех, кто сейчас отрывается на вечеринках в костюмах вампиров и ведьм, и вы услышите «Проделка или сладости!». Так что на всякий случай приготовьте конфеты заранее.
Приподнимала завесу тайны Береза специально для TR Review. В СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА