«Изгой-один. Звездные войны: Истории», непосредственный приквел к «Новой надежде», первому (по времени выпуска) эпизоду саги, показался редактору Tricolor TV Magazine суховатым и лишенным привычной звездной романтики.
Само словосочетание «новые звездные войны», кажется, скоро станет чем-то вроде сланцевого газа: крутые инвестиции, налоговые льготы, двойная себестоимость продукта и разочарование на выходе из-за высокой конкуренции. Напомню, в 2012 году корпорация Disney за 4,05 млрд долларов купила у Джорджа Лукаса все права на франшизу (около половины суммы Лукас получил «живыми» деньгами, а еще половину – акциями Disney). Однако, официально «придя к власти» и убив в 2012 году расширенную вселенную, Disney упустил из виду какую-то авантюрность, что ли, определенного рода хамство, которым всегда славились «Звездные войны». «Звездные войны» – это, прежде всего, история, сага, разворачивающаяся в бесконечно интересном мире, наполненном авантюристами, наемниками и проходимцами всех мастей (принцессы, рыцари и волшебники, впрочем, тоже прилагаются). Но из обилия идей (в том числе авторских, лукасовских) компания, на которую работают лучшие на свете сценаристы (я не иронизирую!), выбрала всем поднадоевшую сюжетную линию о бесконечной борьбе хороших повстанцев против плохой империи.
Я всецело поддерживаю Disney и хорошо понимаю, зачем был куплен LucasFilm: компании нужно выдерживать конкуренцию с «Железным человеком», «Аватаром» и прочими сверхуспешными и сверхкассовыми кинопроектами современности. Конкуренция возможна только в случае, если у тебя в загашнике есть пара-тройка культовых франшиз, на основе материала которых можно бесконечно клепать сиквелы, приквелы и спин-оффы. Рефреном повторять сюжет можно и нужно, но нельзя же делать это настолько примитивно, без толики творческого отступления от канона! В результате мы имеем «Пробуждение Силы», каждый кадр в котором чуть ли не дословно повторяет «Новую надежду», мультсериал «Повстанцы» и теперь вот «Изгой-один». Та же ситуация повторяется и на геймерском фронте: Disney закрыл все игровые проекты LucasFilm только затем, чтобы выпустить бездарный третий Star Wars Battlefront от DICE.
Впрочем, все это только присказка. Впереди должна была бы быть сказка, но на что совершенно точно не тянет «Изгой-один», так это на сказку. Если бы меня попросили в двух словах пересказать сюжет фильма, я бы ответил, что это история о том, как несколько революционеров напали на библиотеку. Вот такой парадокс: обычно революция начинается с того, что под контроль берут почту, банк и телеграф, а тут, простите, вся заваруха начинается с библиотеки, с имперского архива, в котором хранятся инженерные чертежи «Звезды смерти».
При этом действие фильма делится приблизительно на две неравные части: где-то две трети фильма, подперев рукой 3D-очки, мы слушаем наискучнейшие диалоги повстанцев: «Они убили мою маму! Они убили моего папу! Мы должны отомстить! У нас нет надежды! У нас есть надежда!» – и проч. Только к исходу второго часа надежда-таки появляется – надежда не уснуть. Да, повстанцы решают напасть на библиотеку! Причем делают они это без санкции Мон Мотмы и Бэйла Органы (легендарных руководителей Восстания играют те же актеры, что и в III эпизоде). Однако «Изгой-один» (это позывной корабля, отправившегося в библиотеку) неожиданно для всех добивается положительного результата. И вот тут-то начинается самое веселое: почуяв запах крови, к библиотеке начинают слетаться звездные разрушители, корабли повстанцев и даже Дарт Вейдер, и все стреляют из бластера, а Дарт Вейдер даже машет лазерным мечом. Пафос демократического сопротивления тирании доходит иногда до дичайшего абсурда: так, в одном месте революционный космический катер подлетает к имперскому разрушителю и начинает толкать его в сторону другого разрушителя, один разрушитель сносит другому башню, потом все падает на планету. Даже не знаю, с чем это сравнить... Представьте себе, скажем, авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» в Средиземном море. К авианосцу подплывает весельная лодка типа «пелла», толкает, «Адмирал Кузнецов» врезается в «Шарль де Голль», а потом оба авианосца врезаются в сирийское побережье. Фантастика, скажете вы... О`кей, пусть будет фантастика...
По большому счету, перед нами типичный телесериал, из которого Disney решил сделать полнометражный кинофильм, чтобы отбить четыре миллиарда потраченных на покупку лицензии средств. В фильме именно сериальные диалоги, сериальный сюжет, главная сериальная героиня в исполнении Фелисити Джонс, ничем не запоминающаяся и непонятно зачем идущая в яростную атаку на библиотеку. Ее соратников по атаке, как ехидно заметил кто-то из критиков, собирали по принципу «Одиннадцати друзей Оушена»: тут смазливый капитан, слепой недоджедай, радист-перебежчик, – кто все эти люди и роботы?
Еще два героя нарисованы компьютером: губернатор Таркин и молодая принцесса Лея. Но если в случае с губернатором все ясно: Питера Кушинга нет с нами уже 22 года, то Кэрри Фишер мы видели год назад вполне живой и бодрой в «Пробуждении Силы». Может быть, именно поэтому в компьютерного Кушинга я почти уверовал, а вот в цифровую принцессу – простите, не верю! Впрочем, это технический вопрос...
Кстати, о вере. «Изгой-один» — первый на моей памяти фильм из вселенной «Звездных войн», в котором герои говорят не «я верю/не верю в Силу», а «я ВЕРУЮ». На самом деле странное синкретическое учение, придуманное Джорджем Лукасом, не совсем религия. Да, были и храмы джедаев, и чудеса, но мы никогда не видели, чтобы использовалась ортодоксальная терминология, чтобы кто-то бубнил мантры или молитвы. Джедаизм всегда был некоей разновидностью китайской философии: молиться Силе, словно богу, я не буду, но помедитировать и СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ НА СИЛЕ попробую... Теперь же Сила окончательно упрощена и низведена до статуса «культа», идеологии, символического credo. И это также свидетельство огрубления, примитивизации, начавшейся с переходом франшизы под протекторат Disney.
Чего совершенно точно нет в новых «Звездных войнах», так это самих звезд. В «Изгой-один» почти отсутствуют гиперсветовые скачки из одной звездной системы в другую, монстры, живущие в астероидном поле, и вся та космическая экзотика, которая заводила фанатов. «Изгой-один» просто рассказывает нам историю двух дерущихся политических фракций. Сказка и приключения оставили самую популярную космическую оперу в мире, может быть, навсегда.
Автор: Борис Мячин
За информацию спасибо сайту http://tricolortvmag.ru.
Упрощение Силы: в прокат вышел первый спин-офф «Звездных войн»
|