Быть может, Кристен Стюарт широко известна в Голливуде, но, помимо славы, предстоит узнать ещё немало о ней. Подобная дихотомия делает её идеальной для роли Морин, героини зловещего фильма Оливье Ассайаса «Персональный покупатель». Носясь по Парижу за кучей красивых нарядов для восходящей звезды, которую она одевает, Морин бесперебойно общается со знаменитостями. Тем не менее в ней присутствует что-то ещё, отличное от мира моды, нечто не от мира сего. Становится ясно, что Морин может засечь паранормальную активность. Хотя она зарабатывает себе на жизнь персональным покупателем, она решительно настроена отыскать духовные знаки от своего брата-близнеца, умершего в этом городе. Ассайас нагнетает интригу, сплетает эти сюжеты воедино. Недавно он позвонил в "Vulture”, чтобы обсудить свой подход и музу, которую обрёл в Стюарт, вместе с которой прославился с «Зильс-Мария».
В обычной жизни Кристен – актриса, которую настойчиво хотят одевать модные дома, однако возникает интересное напряжение, когда она носит дорогие платья, хотя взамен ей хочется напялить толстовку и тенниски.
Оливье Ассайас: Да, есть такое. Это чувствуется на разных уровнях. Образ Морин вдохновлён Кристен, в ней присутствует андрогинность, сочетание женственности и маскулинности, и она совершенно комфортно себя чувствует и там и там. Думаю, именно это придаёт ей уникальности – она муза моды, но и бунтарка. Есть в Кристен нечто поистине мятежное. Она обладает панк-рокерской энергетикой.
Вы помните ваше знакомство с Кристен?
Я живо помню те времена. Впервые я познакомился с Кристен, когда был в Лондоне на встрече с Робертом Паттинсоном, в то время они ещё встречались. Помню девушку, которая сновала туда-сюда в комнату, где мы разговаривали, я взглянул на неё и поинтересовался, кто она. Потом выяснилось, что она дружит с Шарлем Жилибером, спродюсировавшим «На дороге» и фильм Уолтера Саллеса, мы пересекались на тусовках в Париже. На подобных вечеринках невозможно нормально общаться. Наблюдая за движениями Кристен и её поведением, я нашёл в ней нечто реальное, очень аутентичное и кинематографичное. Мне всегда казалось, что она скрывает в себе больше, чем видно на экране. Для меня ключевой момент – страстное желание поработать с актрисой. Я не знал Кристен, но фантазировал о ней.
Второй раз мы встретились на чтении сценария «Зильс-Марии», за который Кристен захотела взяться. Когда я писал сценарий этого фильма, то писал его под Жюльет Бинош, а Кристен была американской ассистенткой, деловой и приземлённой молодой девушкой. Её могла сыграть другая актриса (Кристен определённо была на вершине списка, так как я считал её замечательной актрисой, и мне было любопытно поработать с ней), но по-настоящему я раскрыл Кристен на съёмках «Зильс-Марии». Я осознал: сколь ничтожное задание я ей ни давал, она привносила в него своё: делала это интереснее, сексуальнее или более чудаковатым. В конце было несколько грустно, поскольку персонаж Кристен был не настолько многослойным, в отличие от героини Жюльет Бинош, так что меня не отпускал вопрос: «Что будет, дай я Кристен роль солиднее?».
Не каждый актёр в жизни такой же, как и в кино, однако по ролям Кристен становится создаётся сильное впечатление, что она играет себя. Она эмоционально стабильна, как в ролях, так и сама по себе.
Всё верно, но только в определённом контексте. Полагаю, что по неким причинам у многих людей сложилось неверное представление о суховатой и отчуждённой Кристен, хотя в настоящей жизни она простая, располагающая к себе и щедрая. Я счастлив, что подбодрил Кристен поразвлечься в «Зильс-Марии», к чему Жюльет отнеслась невероятно великодушно: «Знаете, что, Кристен, Оливье? Давайте добавим юмора? Наши герои мало смеются». Я думаю, что многие поклонники Кристен очень обрадовались при виде её смеха и дурачеств в тех же сценах, что и в её жизни.
Давайте поговорим о концовке «Персонального покупателя».
Меня завораживало в работе с Кристен то, что в некотором смысле это было похоже на сотрудничество с Мэгги Чун. Мне понравилось работать с ней, я написал для неё «Ирму Веп», где она сыграла архетипичную героиню. После этого мне захотелось дать ей более многогранную роль, более реалистичную и похожую на Мэгги. Нечто подобное было в «Зильс-Марии», где я дал Кристен однобокого персонажа, что породило во мне желание написать более человеческую, более сложную и близкую ей героиню, как и в «Персональном покупателе». Однако загвоздка в том, что даже при съёмках «Персонального покупателя» меня не покидало чувство эксперимента: «Как далеко она может зайти? Я не знаю». Пока я не видел пределов этой актрисы, и лелею надежду, что я ещё поработаю с ней.
«Персональный покупатель» великолепен, и всё же его освистали в Каннах. По-вашему, это связано с вашей с Кристен победой с «Зильс-Марией», и французская пресса пыталась спустить вас с небес на землю?
Никогда не знаешь. Канны то ещё испытание, так что приходится быть психологически подготовленным. Всё что угодно может случиться в Каннах, особенно с моими рискованными лентами. Канны холодно относятся к экспериментам, а мне нравится рисковать – я никогда не берусь за повседневность. Отчасти по этой причине напряжение в Каннах может доходить до истерики, литься через край. Люди реагируют чересчур остро. У меня долгая история с этим кинофестивалем, ко мне хорошо тут относились, так что я никогда не очерню Канны, тем не менее «Персональный покупатель» неформатный фильм для этого кинофестиваля, скажем так.
Каннскому жюри он всё же понравился.
По некой причине я скорее удивлён, что, вопреки моим представлениям, реакция Канн на «Зильс-Марию» была почти минимальной. Фильму сопутствовал успех в мире, хотя я надеялся на более заметную реакцию в Каннах. В плане победы я бы скорее поставил на «Зильс-Марию», чем на «Персонального покупателя», однако безумие в том, что награды мы получили именно за него.
Вы должны были заниматься другим проектом, который закрылся как раз перед съёмками «Персонального покупателя». Любопытно, не перенесли ли вы эту заминку в характер Морин, которая потрясена, когда важная часть её жизни, её брат, просто вырван оттуда.
Наверное, так и было. Горе, возможно, имело место. Было очень жёстко, такое обычно не случается, чтобы фильм накрылся медным тазом сразу перед съёмками. Площадки построены, костюмы приготовлены, актёры прибыли, грузовики загружены оборудованием. Что сказать? Производство уже запустили, когда внезапно инвестор подставил нас, что безумие, ведь он потерял больше денег, чем вложил в фильм. Шокированный, я вернулся в Париж, задаваясь вопросами: «Что мне делать? Какой мой следующий шаг?».
И я решил, что единственный путь – начать с нуля и не пытаться вносить правки в предыдущий проект. Я постоянно чиркаю то тут, то там мысли насчёт фильмов, которые бы снял, однако в этом случае хотел всё начать с чистого листа. Печаль подстегнула меня, придала мне положительной энергии и привела к Кристен. Я очень быстро написал сценарий. Я вернулся в Париж в ноябре, а законченный сценарий у меня был готов к февралю, а если сними я фильм к июню, то был бы крайне счастлив. Тем не менее мне пришлось ждать, пока Кристен не закончит съёмки в «Светском обществе» Вуди Аллена.
Вам доставляет удовольствие смотреть самые напряжённые сцены «Персонального покупателя» вместе со зрителем, чувствовать их реакцию?
По мне, так он поражает именно комедийным аспектом. Я не снимаю в таком жанре, но время от времени берусь за фильм с юморными моментами. Очень классно слышать реакцию публики – их смех окрыляет и воодушевляет. С пугающими сценами реакции не услышать, не точного инструмента, чтобы измерить её. При монтаже чрезвычайно сложно доводить до ума эти кадры, поскольку последующая реакция иная, понимаете? После бесчисленного просмотра этих кадров в монтажной волнение уже несильное. Поэтому приходится лишь предполагать, как зрители отреагируют. Хороший вопрос с трудным ответом.
Морин питает отвращение к фальшивому миру моды, при этом её тянет к вещам, которые она примеряет, словно новую личность. У вас столь же двойственное отношение к славе?
Я крайне противоречиво отношусь ко многим явлениям современного мира. Мы живём в чрезвычайно материальном мире, что досадно, и всё же присутствует нечто особое важное в этом. Разумеется, я не пуританин, скажем так. Местом действия истории я избрал мир моды, который является отражением всего материального мира, хотя там отдаётся дань творчеству. Моя мать была модным дизайнером, поэтому как только меня затрагивает модная индустрия, я поддаюсь её влиянию. В мире искусства всё так же: разбалованный своей индустрией, он может заставить нас психануть, но одновременно мы видим его красоту. Искусство может заворожить или взволновать, хотя оно может быть довольно поверхностным. В этом плане я очень диалектично мыслю. Мне всегда нравилось смешение противоположностей.
Перевод выполнен Rara-avis специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы http://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
Режиссёр «Персонального покупателя» Оливье Ассайас: «Кристен Стюарт обладает панк-рокерской энергетикой»
|