Оценка: 7 из 10
Сборник из 17 короткометражных работ от режиссёров со всего мира вышел на Netflix 30 июня 2020 года. Режиссёры: Ладж Ли, Паоло Соррентино, Кристен Стюарт, Дэвид Маккензи, Пабло Ларраин и другие. В ролях: Кристофер Эбботт, Кейт Бланшетт, Кристен Стюарт и другие.
Изолировавшая весь мир глобальная пандемия – не повод для артистов перестать творить. Множество продюсеров и режиссёров в короткие сроки овладели минималистическими навыками производства контента, который, однако, далеко не всегда можно назвать кинематографичным произведением. Некоторые пошли самым простым путём в надежде не упустить возможность поглумиться над самоизоляцией и карантином, приобщившись к формату от лукавого, простите, Тимура Бекмамбетова – скринлайф. Проекты в этом формате с начала эпидемии плодились как тараканы, и каждый был едва отличим от другого.
Не обошёл стороной возможность показать тягостный, мучительный процесс вынужденного нахождения на карантине режиссёров и стриминговый сервис Netflix. Год назад на нём уже выходил альманах, но анимационный – «Любовь, смерть и роботы», собравший талантливых, но пока ещё малоизвестных режиссёров со всего мира. Проект с названием «Homemade», кураторами которого стали чилийские братья Ларраин («Джеки», «Нет», «Неруда»), всё-таки немного другого толка. В отличие от «ЛСР», «Homemade» не планировался заранее, а стал своеобразным криком отчаяния авторов, вынужденных месяцами находиться в заточении и следовать правилам социального дистанцирования. И вот 17 постановщиков, большинство имён которых вам хоть раз, но доводилось слышать, представили своё видение того, что для них значит изоляция, и может ли она помешать творческому процессу.
Для начала отметим, что пресловутым скринлайфом воспользовались только однажды – как бы иронично это не прозвучало, его решил использовать сам Пабло Ларраин в своём коротком метре. Остальные шестнадцать работ представляют различие жанров, подходов, техник и съёмки во всей красе. Кто-то снимает своих детей – например, режиссёр «Любой ценой» Дэвид Маккензи и постановщица «Капернаума» Надин Лабаки. Оператор «Чёрной Пантеры» Рейчел Моррисон вспоминает своё детство с помощью старых фотографий и коллажа из домашних видео. Китайский постановщик Джонни Ма рассказывает о том, как провёл день матери в условиях самоизоляции, иллюстрируя свои слова любви к маме через изображения кормящей кошки.
Многие работы по своей природе бессюжетны, но не все из них обязательно сентиментальны или же затрагивают членов семьи. Так, например, Ладж Ли, чьи «Отверженные» прогремели на прошлогоднем Каннском кинофестивале, продолжает гнуть линию социального кинематографа, показывая свой родной район во время всеобщего карантина с высоты квадрокоптера. А Антонио Кампос («Кристин») снял необычный хоррор, сюжет которого трудно уловить, но за счёт атмосферы происходящее на экране вызывает определённый дискомфорт. Его фильм о том, что делает изоляция с папами, которые постоянно находятся с семьёй и маленькими детьми без шанса покинуть их даже на несколько минут. В главной роли снялся Кристофер Эббот, а идея числится за Брэйди Корбетом («Вокс люкс»).
Тему психического здоровья человека на карантине поднимают и другие кинематографисты. Например, немец Себастьян Шиппер, режиссёр снятой одним дублем «Виктории», в одной из лучших короткометражек «Homemade» рассуждает о том, насколько тяжело даётся изоляция в одиночку и к чему она может привести (спойлер: к раздвоению личности). Не нуждающаяся в представлении Кристен Стюарт подготовила моноспектакль с собой в главной роли про девушку, медленно теряющую связь с реальностью. В отличие от более комедийной короткометражки Шиппера, у Стюарт получилась скорее сюрреалистическая психологическая драма.
Ещё одна девушка в числе постановщиков альманаха – Ана Лили Амирпур («Дикая партия», второй сезон «Сумеречной зоны», сериал «Легион»). Используя широкоугольную камеру, она повествует притчу о новой действительности и постепенно переходит в разговор об искусстве через новую перспективу – посткарантинную. Параллельно размышлениям её главная героиня разъезжает на велосипеде (естественно, экипировавшись в защитную маску и перчатки) по пустующему Лос-Анджелесу.
Чилийский режиссёр Себастьян Лелио, мастер феминистического кино («Неповиновение», «Фантастическая женщина»), экспериментирует с форматами и жанрами: его короткометражка – это поэма, плавно перетекающая в мюзикл, констатирующий основные изменения в повседневной жизни с начала карантина. Режиссёр замбийского происхождения Рунгано Ньони тоже подошёл к форме своей истории с оригинальной стороны – мы наблюдаем за сюжетом про измену, рассказанную посредством общения в групповом чате мессенджера.
И вот мы подобрались к двум лучшим работам всего альманаха. Итальянец Паоло Соррентино, как бы продолжая тему своих сериалов «Молодой Папа» и «Новый Папа», в формате кукольного шоу демонстрирует нам встречу Папы Римского Франциска и королевы Великобритании Елизаветы Второй (с небольшим камео Лебовски). В сатирическом ключе нам показан диалог двух великих людей, которые подтрунивают друг над другом и долго спорят, что бы им посмотреть вечером – «Двух Пап» или сезон «Короны».
Наиболее кинематографичная и сюжетная короткометражная картина получилась у Мэгги Джилленхол, снявшей в главной роли своего мужа – актёра Питера Сарсгаарда. Он играет одинокого мужчину, живущего в уединённой лачужке за городом, у которого складываются непростые отношения с тостером.
В целом проект «Homemade» не назовёшь событием или же чем-то выдающимся, поскольку большинство собранных в нём работ явно были сделаны на скорую руку, отчего, к сожалению, проходные (хотя у некоторых в этом скрывается определённый шарм). Однако всё же есть среди них и небольшие жемчужины, просмотр которых, несомненно, принесёт вам немало положительных эмоций. Ну и да, этот сборник на голову выше любого однотипного скринлайф проекта, что заполонили отечественные стриминговые сервисы за последние несколько месяцев. Поэтому важно помнить: каковы времена – таковы и их плоды.
За информацию спасибо сайту InterMedia
Рецензия на альманах Netflix «Homemade»: Изоляция – это состояние души
|