Прежде, чем Кристен Стюарт стала мега-звездой, сыгравшей Беллу в фильмах по саге "Сумерки”, она сделала незабываемый экранный дебют, сыграв дочь Джоди Фостер в "Комнате страха”. Сыграв андрогенную, почти достигшую подросткового возраста девочку, она олицетворяла уязвимость и смелость. В ее последнем фильме "Лагерь X-Ray”, выход которого состоится 17 октября, Стюарт играет солдата, охраняющего арестанта в Гуантанамо: похожая на мальчика и лишенная привлекательности, она показывает ту же самую комбинацию хрупкости и силы, но гораздо в более политическом контексте нежели в фильме Дэвида Финчера 2002 года. На самом деле, возможно, этот изолятор представляет нашу национальную Комнату Страха.
Стюарт и сценарист и режиссер Питер Сэттлер были гостями на сцене, на открытии Форума Кинофестиваля в Университете Нью-Йорка, во вторник. После предварительного просмотра "Лагеря X-Ray” Тан Розенбаум - руководитель Форума по Правовой культуре и Общества в Юридической школе университета - председательствовал на провокационном обсуждении перед переполненным залом студентов.
Пока Стюарт не теряла самообладания и четко отвечала со своего места, ее правая нога не переставала двигаться. Одетая в брюки и жакет (ее руки часто оказывались в карманах) с шикарной короткой стрижкой, актриса вспомнила свое волнение во время чтения сценария Сэттлера: "
Я хотела сделать что-то, что спасло бы меня, во что я могла бы нырнуть с головой.”
"Лагерь X-Ray” начинается с жестокой злободневности, когда кадры горящих Башен Близнецов показаны на телевидении, расположенном на Дальнем Востоке. Сэттлер сказал: "
11 сентября оставило огромный шрам на американской психике. Я тогда только закончил киношколу. Трудность заключалась в том, как показать тюрьму Гуантанамо, которую люди пытались забыть, в фильме, который захотелось бы посмотреть в пятницу вечером?” Сконцентрироваться на серьезном испытании Эми Коул (Стюарт), служащей полиции МП, охраняющей холл Гуантанамо и заглядывающей в окна камер предполагаемых террористов, которые были заключены уже восемь лет, стало его ответом. Она медленно узнает Али (Пейман Моаади, сыгравший мужа в иранской драме "Развод Надера и Симин”). "
Фильм заставляет людей признать, что у монеты есть две стороны”, - заявила Стюарт.
Когда ее спросили, какой она представляла свою героиню, актриса ответила: "
Такое чувство, словно я знала несколько Эми в старшей школе, выглядящих так, будто проглотили тонну кирпичей. Эми хочет потерять себя, чтобы не пришлось смотреть внутрь. Но она многое преодолевает и учится.” Сэттлер съязвил, что его фильм о "
кризисе четверти жизни.”
Многочисленные съемки напряженных сцен между ней и Али доказывали сложность: "
Я чрезвычайно одержима первым вкусом чего-либо,” - призналась она. С другой стороны, в этой истории о преодолении предрассудков оказались сюрпризы и для актрисы, и для ее персонажа: "
Самое большое утешение может прийти из самого неожиданного места”, - сказала актриса.
Заинтересованность Стюарт в этой независимой драме, и ее появление во вторник перед сотнями студентов юридической школы, кажется совершенно далеким от "знаменитых заголовков”, которые она часто вызывает. На самом деле, ее карьера проявляет растущую зрелость, частично благодаря ее работе с иностранными режиссерами такими, как Юдайан Прасад ("Желтый платочек счастья”, также в главных ролях снимались Уильям Хёрт и Эдди Рэдмейн) и Уолтер Саллес ("На дороге”). Особенно верно это проявляется в "Облаках Зильс Марии” Оливье Ассайаса, премьера которых состоялась на Нью-Йоркском Кинофестивале на этой неделе
. За ее непревзойденное исполнение роли личной помощницы кинозвезды, которую сыграла Жюльет Бинош, Стюарт получила восторженные отзывы на Каннском Кинофестивале. Как и в "Лагере X-Ray”, там мало макияжа или тщеславия в ее непривлекательной героине.
Роль армейского рядового привела Стюарт на насыщенную политическую территорию. Первые слова Эми в "Лагере X-Ray”, это ответ на вопрос, почему "обвиняемый” - неправильный термин для людей, которых они охраняют: "
Обвиняемые попадают под Женевскую конвенцию, а арестанты нет.” Гуантанамо представляет различные виды сумерек из вампирских фильмов: поскольку арестантам не были выдвинуты обвинения, это бесконечное преддверие ада или чистилище.