Вампиры волнуют воображение человечества с давних пор. Причем новая волна интереса к этой теме традиционно приходится на очередной рубеж веков. Вот и в XXI веке вампиромания зашла на новый виток. С начала нового столетия было снято больше восьми десятков фильмов о вампирах! Интересно, что киношные вампиры имеют все меньше и меньше общего с традиционным представлением об этих тварях, сложившимся еще в Средневековье!
Внаше время, когда темп жизни стал настолько стремительным, что года пролетают как одно мгновение, мысль о возможности бессмертия становится невероятно притягательной. И то, что вампиры, если верить легендам, практически вечны, интригует и будоражит воображение. Правда, завидной участь ночного кровососа, как ее рисовали предания, никак не назовешь — прятаться от дневного света, вечно томиться от неутолимой жажды крови… Но ведь те вампиры, которых сегодня можно увидеть в кино, как-то научились справляться со своими проблемами. Да они еще и выглядят чертовски привлекательно! Как тут не размечтаться о прекрасном вампире, укус которого так похож на страстный поцелуй?!
Но так было, конечно, не всегда. У наших предков истории о вампирах вызывали неподдельный ужас. В ХVIII веке разразилась настоящая эпидемия вампирофобии — множество людей уверовало в реальное существование нежити, питающейся человеческой кровью. В лавках продавались (и пользовались большой популярностью) наборы для защиты от вампиров, в них входило распятие, которое можно было трансформировать в пистолет (!), набор серебряных пуль (считалось, что только ими можно убить вампира), порох, чеснок и пузырек с сывороткой. Она, как утверждали производители, могла излечить укушенного от заражения вампиризмом.
Все изменилось, когда в 1897 году ирландец Брэм Стокер выпустил роман «Дракула», где мифический кровосос предстал хоть и зловещим, но довольно завораживающим и даже в чем-то привлекательным персонажем. Этот «ребрендинг» пришелся публике весьма по вкусу — на рубеже XIX и XX веков в моде был декаданс с его культом всего мистического и зловещего... Еще удивительно, что зарождавшийся в те же годы кинематограф не сразу подхватил тенденцию. Один из первых кинематографических Дракул в исполнении немецкого актера Макса Шрека (1922) был лыс, обладал крючковатым носом, оттопыренными, как у летучей мыши, ушами и жуткими заостренными передними зубами, как у гигантской крысы. В нем не было ни капли привлекательности! Кстати, о Шреке ходили слухи, что он не случайно оказался так убедителен в роли вампира. Сплетники утверждали, будто он и сам был… настоящим вампиром! Конечно, это всего лишь легенда. Что, впрочем, не помешало режиссеру Э. Элиасу Мериге больше чем полвека спустя снять о Максе Шреке — вампире успешное кино — «Тень вампира» с Уиллемом Дэфо в главной роли.
К 30-м годам кинематографисты основательно взялись за вампирскую тему. В кинокомпании «Universal Pictures» решили экранизировать роман Стокера и пригласили на главную роль актера с внешностью демонического красавца — Бела Лугоши. Его герой получился настоящим джентльменом, аристократом, хотя при этом все же оставался кровожадным монстром. Сыграв за свою жизнь, по крайней мере, в шести фильмах о вампирах, Лугоши так вжился в образ, что его даже похоронили в плаще Дракулы — в том самом, в котором актер блистал перед камерой.
Вплоть до начала 90-х почти все актеры, игравшие вампиров, в той или иной степени подражали одному из двух «эталонных» вампиров — Шреку или Лугоши. Следующий шаг к улучшению вампирского имиджа сделал знаменитый Фрэнсис Форд Коппола. В его фильме «Дракула Брэма Стокера» герой уже вызывал настоящее сострадание! Ведь он тосковал по умершей возлюбленной — и этим многое объяснялось. Не говоря уже о том, что Гэри Олдмэн в этой роли обладал прямо-таки роковой сексуальностью.
Эстафету Копполы подхватил Нил Джордан, снявший «Интервью с вампиром» с Томом Крузом и Брэдом Питтом — сразу с двумя секс-символами первой величины. В их героев было просто невозможно не влюбиться. А «Сумерки» по роману Стефани Майер завершили трансформацию — отвратительные монстры превратились в обаятельных и невероятно сексуальных красавцев. «Гламурные» вампиры — молодые, ухоженные, модно одетые, с тщательно уложенными волосами и с накачанными телами, мерцающими, как клубный макияж с блестками, — как тут было романтическим кинозрительницам не размечтаться о прекрасном вампире, укус которого так похож на страстный поцелуй?!
И все же оставалась одна маленькая проблема на пути облагораживания вампирского образа... Все-таки они убивают людей, а это, как ни крути, нехорошо... Кинематограф сумел обойти и этот момент! С легкой руки создателей сериалов «Баффи — истребительница вампиров» и «Ангел» на свет появились… кровососы-«вегетарианцы»! В смысле, они довольствуются кровью животных, а людей не трогают и пальцем. Вернее, и зубом.
Несмотря на разнообразие вампирских фильмов, есть атрибуты, без которых невозможно представить себе ни одного уважающего себя киновампира. Прежде всего это, конечно, клыки (без них сумел обойтись только легендарный Бела Лугоши, да еще герои «Сумерек»). Изготовление клыков — дело ответственное, его, как правило, не доверяют гримерам или реквизиторам. Только профессиональным стоматологам высокой квалификации! Так, для актера Кристофера Ли (он же волшебник Саруман во «Властелине колец»), сыгравшего кровососов в целых девяти (!) фильмах, зубные протезы-клыки изготовил известный ирландский дантист Шон Малхолл. Его продукция замечательна тем, что ничуть не влияет на дикцию. А вот актеру Ричарду Роксборо — Дракуле из «Ван Хельсинга» (2004) повезло меньше. Ричард признался: «Из-за своих клыков я разговаривал, как старушка с плохими вставными челюстями, — пришепетывая. Шепелявящий Дракула — это уже совсем не страшно, а смешно!» Так что в тех кадрах, где актеру приходилось много говорить, пришлось снимать его без клыков, а потом подрисовывать их на компьютере. По тому же пути пошли и творцы «Ночи страха» (2011), причем их вампиру — Колину Фарреллу — художники сделали на компьютере практически акулью пасть.
Те же из режиссеров, кто предпочитает работать по старинке, — вроде Тима Бертона, создателя фильма «Мрачные тени», недавно вышедшего на экраны, — по-прежнему оснащают своих вампиров вставными челюстями. У Джонни Деппа, сыгравшего в этом кино 200-летнего кровососа Барнабаса Коллинза, его искусственные клыки оказались такими острыми, что он все время опасался, как бы во время съемок на самом деле не поранить кого-нибудь из своих коллег-актеров.
Другой непременный атрибут вампира — горящий магнетический взгляд. Раньше его обеспечивали, светя актерам в глаза красными фонариками. Потом изобрели контактные линзы, но актерские мучения на этом не кончились. Брэд Питт вспоминал о съемках «Интервью с вампиром»: «Весь день я проводил в чертовых линзах, в которых и днем было темно, почти как ночью! Я дошел до того, что позвонил своему другу, продюсеру Дэвиду Геффену, и объявил ему: «Я больше так не могу! Скажи честно, сколько мне придется заплатить неустойки, чтобы выйти из этого проекта?» — «40 миллионов!» — ответил он. Разумеется, когда я это услышал, мне пришлось взять себя в руки и довести съемки до конца».
Цветные вампирские линзы, что так подпортили жизнь Питту, по признанию многих актеров, и в самом деле совсем не мед. Они гораздо жестче и толще, чем обычные, и вызывают серьезный дискомфорт. А если у актера или актрисы чувствительные глаза, то и сильную боль. Именно это происходило с Робертом Пэттинсоном на протяжении съемок всех частей киносаги «Сумерки». Роб жаловался на то, что он даже не в состоянии сам вставить себе в глаза «эти чертовы штуковины». А когда ему помогали справиться с линзами, становилось еще хуже — было больно, темно и, как рассказал Роберт, «совершенно невозможно играть глазами». А Кристен Стюарт, носившая первые три фильма обычные мягкие коричневые линзы (из-за того, что глаза актрисы, в отличие от ее героини, зеленые), все это время подкалывала Роберта: «Какой же ты мужчина, если не можешь потерпеть! Давно пора к ним привыкнуть!» Но когда по воле режиссера в конце четвертого фильма и ей пришлось надеть красные вампирские линзы, она сразу поняла, из-за чего так страдал Пэттинсон. «Теперь я чувствую себя отомщенным!» — не без злорадства признался актер.
Но и мучения Роберта — это еще не самое плохое, что может приключиться из-за вампирских линз. Они такие жесткие, что почти неизбежно вызывают микротравмы глаз, а если в них попадет инфекция — серьезный конъюнктивит. Именно это и произошло с актрисой Анной Дубровской, сыгравшей вампиршу в «Ночном дозоре» Бекмамбетова. У нее поднялась температура до 39 градусов, и врачи всерьез опасались, что она может лишиться зрения. Кейт Бекинсэйл, сыгравшей вампиршу в киносериале «Другой мир», по сравнению с Анной крупно повезло — она снималась и без клыков, и без контактных линз. Зато ей довелось блеснуть неотразимой женственностью. Снимая фильмы о вампирах, режиссеры просто обязаны позаботиться о том, чтобы зритель увидел на экране достаточное количество крови. Творцы фильма «Дракула: Мертвый и довольный» потратили ни много ни мало 700 литров красной жидкости только на один эпизод — когда вонзают кол в сердце вампирши. А вот режиссер сериала «Баффи — истребительница вампиров» был вынужден все время себя ограничивать. Продюсеры сразу предупредили его, что, если крови будет слишком много, рейтинг сериала неизбежно понизят — как фильма с большим количеством насилия, а это никого не устраивает. Так что на съемках считали каждую канистру искусственной крови. Похожие проблемы возникли у Родригеса на съемках «От заката до рассвета». Но Тарантино, бывший по совместительству еще и соавтором сценария, придумал оригинальное решение. Он предложил сделать кровь вампиров… зеленой! Раз зеленая, значит, как бы и не совсем кровь. Самое удивительное, что целые реки зеленой крови сошли создателям с рук. А к премьере предприимчивые творцы еще и запустили в производство два напитка наподобие лимонада — один красный (как кровь у людей), а второй — зеленый, как вампирская кровь по версии Тарантино.
Но, пожалуй, никому не пришлось испытать из-за искусственной крови такой стресс, как молодой актрисе Хлои Моретц, сыгравшей вампиршу в триллере «Впусти меня. Сага». Режиссер потребовал, чтобы она прямо в кадре набрала в рот и проглотила полстакана искусственной крови! Брезгливая актриса поначалу наотрез отказалась это делать, но реквизитор шепнул ей, что заменит «кровь» сиропом. Так что предложенная ей жидкость оказалась не слишком противной. Уж точно лучше, чем тот живой таракан, которого сжевал Николас Кейдж, снимаясь в «Поцелуе вампира».
Тим Бертон, снимая свои «Мрачные тени», в отличие от Тарантино удержался от соблазна залить всю съемочную площадку красным «сиропом». Впрочем, ему это было и не нужно. Ведь у него есть Джонни Депп в главной роли, а значит, бешеный успех хотя бы среди женской части аудитории ему гарантирован…
Хороший вампир — гламурный вампир
|