Рейтинг: 4/5
Если бы паранойе можно было присудить стихотворную премию, то можно поспорить, что обе стороны "Космополиса" претендовали бы на титул победителя. Основанный на романе Дона Делилло, – чьи романы, такие как «Белый шум», «Весы», «Мао II» и другие произведения рассказывают об Американском веке (Американский век – термин, используемый для описания господства Соединенных Штатов в политической, экономической и культурной сферах, которое продолжалось большую часть XX века), начиная от влияния ядерной радиации и заканчивая культом поведения, – «Космополис» показывает, как однажды молодой руководитель фонда (Роберт Паттинсон) решает постричься, а чтобы добраться до парикмахерской, он берет свой большой лимузин. Прозу Делилло нелегко адаптировать – она далеко не легка для чтения - и режиссер, что принял вызов, который кроется в слоге Делилло и символизме, тщеславии и заговорах, - это не кто иной, как Дэвид Кроненберг, режиссер «Видеодрома», «Мухи» и «Завтрака нагишом».
Работы Делилло экранизируют не в первый раз, и не в первый раз Кроненберг решил взяться за роман, который якобы невозможно экранизировать. Но есть какое-то удовлетворяющее взаимодействие в сплетении их тем, вопросов, средств и методов, в то время как Эрик озабочен тем, чтобы попасть к своему любимому парикмахеру, и тем, что происходит на мировых валютных рынках и как его афера по поводу повышения китайского юаня вот-вот уничтожит его состояние и компанию.
Эрика беспокоит то, что некоторые тайные интрижки и заговоры могут сработать против него самого; как говорится, если вы параноик, это не значит, что за вами следят, и в то же время, если вы параноик, это не значит, что слежки за вами нет. После вопроса его водителя Торвала (хитрый и смешной Кевин Дюранд, которого вы узнаете из сериала «Остаться в живых», проделывает великолепную работу), на самом ли деле Эрик хочет совершить поездку, и громогласный диалог Делилло, адаптированный Кроненбергом, начинает обретать форму: «Пробки ужасные; в городе президент». Эрик рассеяно отвечает: «Президент чего?» Торвал удивленно моргает. «Соединенных Штатов». Эрика не впечатляет, равно как и не устрашает вид Секретной Службы, что кишит на манхеттенских дорогах во имя безопасности: «Они по-прежнему стреляют в Президентов?»
Диалог настолько скорострельный, что оставляет пулевые отверстия. И вот, пока Эрик едет по городу на своей нелепой машине и общается с окружающим миром в форме деловых встреч, сексуальных связей и даже осмотра врачом на заднем сидении лимузина, мы понимаем, что Эрик является воплощением современного капитализма. Воплощением титанов, которые делают наш мир слабым, маленьким, которые ломают людей. И что интересно, если вы искали актера на роль акулы с мертвыми глазами, которая имеет незаслуженные привилегии, Паттинсон оказался прекрасным выбором.
Фильм получился лучшим из последних работ Кроненберга, даже если Кроненбергу, кажется, удобнее находиться в павильоне звукозаписи, нежели вне его, и даже если в процессе съемки, где внешний мир проплывает за окнами лимузина, главное внимание уделяется безрезультатной «поездке» по курсу «север - северо-запад». И когда Эрик разговаривает с начальником информационной безопасности в своей компании (играет крепкий и ловкий Джей Барушель), его женой (красивая, но пустая Сара Гейдон) и другими людьми, беседы затягиваются, охватываются ужасами и тривиальностью, тупостью и банальностью, перегоняются из пустого в порожнее. (Я вспомнил о встрече Лоуренса Харви и Джанет Ли в «Кандидате от Манчжурии», когда они впервые беседуют в поезде, и тогда их беседы одновременно бессмысленны и невероятно важны; каждый разговор играет роль.) Так же, как «Видеодром» ориентирован на телевидение, так и «Космополис» сосредоточен на капитализме и крупном бизнесе. В поездке Эрик успевает протестовать против перекрытого движения на Уолл-Стрит, управлять падением мировых финансовых рынков, и даже несмотря на то, что книга была опубликована в 2003 году, она демонстрирует, что либо Делилло оказался очень умен, либо мы - слишком глупы.
Помимо Эрика Пэкера, идею окунуться в книгу Делилло и диалог, в какой-то степени принадлежащий Кроненбергу, делают замечательной и другие актеры: Жюльетт Бинош и Саманта Мортон, Матье Альмарик и Пол Джиаматти, а музыка, автором которой является «Метрик», дает правильное представление о раздражительном и беспокойном мужчине, что пробирается через город, пробирается к собственному уничтожению. Цинизм фильма одновременно и величественный, и заслуженный. В какой-то момент Эрик отмечает: «…никто не испытывает ненависти к богатым… все думают, что десять секунд – и они тоже станут богатыми». Показывая холодную, свежую, кристально-чистую сатиру нашего мира, помешанного на деньгах, «Космополис» позволяет нам прокатиться в лимузине, что спешит навстречу разрушению современного общества. В этой поездке мы не за рулем, но будьте уверены, в конце концов мы за это заплатим.
Перевод выполнен Nikki6392 специально для сайта www.twilightrussia.ru. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт и автора перевода.
И снова о "Космополисе"
|