В глубине заснеженного леса в Японии Джорджу (Тео Джеймс) предстоит одинокая миссия по ремонту выведенной из эксплуатации базы. Это непривлекательный бетонный дворец, такой же холодный изнутри, как и погода снаружи, - словно космический корабль, выброшенный на другую планету.
Когда Джордж возвращается с энергичной пробежки, он приветствует двух роботов, которых он построил для компании, и общается со своим резким боссом Симон (Рона Митра). Он находит утешение вдали от работы, разговаривая со своей мёртвой женой Жюли (Стейси Мартин) через Архив - короб, похожий на монолит из «Космической Одиссеи» и позволяющий живым разговаривать с мёртвыми ещё несколько месяцев.
Время на исходе, скоро она умолкнет навсегда, так что в свободное время Джордж работает над своим третьим прототипом, чтобы поместить в него её личность ради шанса на воскрешение. К сожалению, это вызывает ревность другого робота и подозрения компании, стоящей за Архивом, которая, похоже, не в восторге от утечки данных, которую допустил Джордж при создании своей версии монстра Франкенштейна.
«Мой создатель» Гэвина Ротери - довольно громоздкий научно-фантастический триллер. В сюжете так же много твистов, как и клише. В своей попытке создать конфликт он погружается в сексистскую риторику, которая ослабляет историю. Затем он распутывает ситуацию за последние несколько минут, и именно эти последние кадры изменили моё восприятие.
Вопрос, на который каждый зритель должен будет ответить сам, заключается в том, сможет ли он преодолеть аспект мужского шовинизма фильма ради этого финального преображения.
Дебют сценариста/режиссёра Ротери, выходца из художественного отдела, использует различные научно-фантастические фильмы, выстраивая унылый мир «Моего создателя». Чужое влияние можно проследить на примере таких фильмов, как «2001: Космическая одиссея» или «Бегущий по лезвию», судя по тому, как в нём смешиваются американские персонажи на фоне японского ресторана и огромной световой рекламы. Кроме того, некоторые конструкции роботов, позаимствованные из «Звёздных войн» и «Метрополиса», добавляют в повествование смесь «Из машины» и «Соляриса». Темы этих последних двух фильмов, безусловно, преобладают.
В некотором смысле, Джордж - безумный учёный, пытающийся воскрешать мёртвых с помощью науки и техники, проходя через несколько прототипов в процессе создания своего идеального компаньона, как в фильме «Из машины». Незабываемой волной горя, призрачными визитами его жены и неизбежным чувством одиночества фильм во многом обязан русской классике - «Солярису».
Начиная с этого момента, ситуация становится немного неудобной. Джордж в основном один, за исключением трёх роботов-прототипов, которых он создал, чтобы спасти сущность своей жены. Первая попытка оставила его с неуклюжим ласковым гигантом, очень похожим на малыша, который не умеет говорить. Второй выглядит, как японский робот ASIMO, и ведёт себя, как раздражительный подросток, когда внимание Джорджа переходит к созданию третьей, более гуманоидной версии, которая, конечно, меньше, стройнее и более привлекательна.
Конечно, есть момент, когда Джордж объясняет, что именно интеллектуальная сила третьего прототипа убедила его в том, что именно она должна будет вместить в себя сущность своей жены. Но в этой истории кажется странным то, что он сразу же не создал модель, дизайн которой изначально его бы устраивал. В сценарии есть и другие странные моменты - в том числе эпизод, в котором актёр должен очень серьёзно произнести следующий перл: «Я - эксперт по оценке рисков. Я оцениваю риски».
Есть также проблема в том, что Джордж нарекает их всех сёстрами и пытается заставить их объединиться с целью возвращения Жюли. Каждый из прототипов так или иначе несёт в себе черты жены, так что, думаю, это делает их в своём роде свояченицами героя. Определённо странно. И тут второй прототип выходит на уровень ревности ЭАЛ-9000 из «Космической Одиссеи» и пытается саботировать весь эксперимент.
Это предсказуемо и избито. Также это никак не соотносится с тем, что, очевидно, процесс архивирования был выполнен против согласия жены, или что это может вызвать смешение чувств робота и его собственных желаний (привет, «Бегущий по лезвию»!) с другой сущностью. Это происходит от того, что она (вторая модель) ревнива и не уверена в себе, и готова разрушить свою соперницу, даже если соперница каким-то странным образом связана с ней. Это похоже на то, как некоторым женщинам приходится сражаться друг с другом или терять себя вплоть до самоуничтожения, чтобы доказать свою любовь.
Тем не менее, каким-то образом Ротери меняет всю эту ситуацию в последние несколько минут, и это оставило меня искренне ошеломленной.
С помощью оператора Лори Роуз Ротери достигает отстранённой и мрачной визуализации, не стирая цвета с экрана. Вместо этого красные, жёлтые и белые огни базы, а также разнообразный художественный и промышленный дизайн создают убедительный видеоряд этого амбициозного фильма. Также впечатляет крутая, хотя и немного жутковатая, сцена, в которой Джордж оживляет робота.
Будучи главным героем фильма, Джеймс играет Джорджа с величайшим стоицизмом, делая воспоминания своего героя о счастливых временах с женой контрастным дополнением. Это даёт ему эмоциональную предысторию, о которой его замкнутый персонаж не говорит, а также показывает нам, сколько он потерял, и как он ни перед чем не остановится, чтобы вернуть её обратно, даже если это означает создание монстра, которому бы позавидовал Франкенштейн.
Перевод выполнен Manamana специально для сайта www.twilightrussia.ru и группы https://vk.com/twilightrussiavk. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт, группу и автора перевода.
«Мой создатель». Обзор фильма
|