Что-то неправильное происходит, если наряду с коммерческим развлечением на экраны выходит такой фильм, как «Манифесто» Джулиана Розефельдта. Киноперформанс, киноинсталляция – зачем это обывателю? Правда, до российского зрителя картина докатилась только на этой неделе, а в Великом Новгороде и вовсе была показана единожды, 8 июня, благодаря партнерству прокатчика «A-One Films» и Бюро приключений «53 тура».
В главной и, по сути, единственной роли из 13 персонажей – кинозвезда Кейт Бланшетт. Зрители ее знают как Галадриэль (эпопея Питера Джексона по произведениям Толкина), Елизавету I («Золотой век» и «Елизавета»), Кэт-Шелли («Кофе и сигареты»), Мачеху («Золушка» Кеннета Браны), из последнего – Кэрол из одноименной картины о запретной любви в ретро-атмосфере.
Пойти на фильм со звонким названием «Манифесто», да еще после «Сплита», где Джеймс Макэвой изобразил вообще 23 личности, уже не так страшно. Вообще, сыграть эту роль у Розефельдта мог бы кто угодно. Тем не менее, всё, за что мы любим образы Бланшетт, здесь пригодилось. В том числе и для того, чтобы поставить фильм рядом с аттракционами в репертуаре кинотеатров.
Итак, с Кейт Бланшетт не страшно. Но страшно удержаться в пространстве Розефельдта, превратившего обыденную реальность в иллюстрации к текстам известных (и не очень) деятелей искусства XX века. Лишь для тех, кто хоть немного знаком с историей, фильм может показаться экскурсией по различным направлениям и течением мирового визуального искусства (в том числе архитектура и кино). Хотя, на самом деле, это очень веселый, с уважением и вкусом сделанный лабиринт, освежающий позабытые, но по-прежнему мощные идеи. Нереалистическое, бунтарское, опасное искусство среди нас, в нашей повседневности, в привычных вещах.
Из множества теоретических и публицистических текстов Розефельдт сделал коллаж, озвученный одним голосом. Услышать Бланшетт можно во франшизе «Как приручить дракона» или «Книге джунглей», голлидвудской версии «Рыбки Поньо на утесе», опыт озвучания у актрисы достаточный. Поэтому ничего необычного в смене манеры и даже имитации акцента для каждого персонажа «Манифесто» нет - это позволяет раскрасить каждый из образов под стать гриму и прическам.
Дополнительно ко всему возникает особая ирония, которая неизбежно сопровождает маски и характерность. Все персонажи у Бланшетт строятся на точно подмеченных поведенческих паттернах, и это узнавание тоже порождает смех. Тем более, что серьезность текстов вступает во вполне себе драматический конфликт и отдает чуть ли не пародийной деконструкцией.
Но нет, режиссер занимается именно конструированием художественного высказывания через иллюстративно-интерпретационное переосмысление искусства XX века. Каждая из 12 историй в картине самодостаточна, это законченная инсталляция в киновыставочном пространстве. Но режиссер не захотел последовательности и линейности. Некоторые истории прерываются, перемешиваются с более законченными и короткими. Это дает своеобразный эффект целостности, многозначительной связанности даже конфронтационных позиций художников в рамках одного произведения.
Вот эпатажные, эксцентричные слова Поля Элюара, Луи Арагона и Тристана Тцары мешаются в общем котле дадаизма. Но произносятся они на похоронах дамой с самым невозмутимым видом. Кричащая метафора, иллюстрирующая желание дадаистов хулигански разрушить предшествующие этику и культуру. Или краткий взгляд на суету и жесткость делового офиса, где за кадром звучат тексты Маринетти. Холодное, хищное лицо героини становится как бы предупреждением – ведь мы знаем судьбу итальянского футуриста и идеолога фашизма. Война на бирже с легкостью рифмуется с той войной, которую объявляли в начале века и переросшую в две настоящие мировые войны.
С беспощадной лихостью режиссер воссоздает принципы поп-арта. Здесь Бланшетт играет хозяйку роскошной буржуазной квартиры, которая читает Олденбурга как молитву за обедом. Всё та же комическая невозмутимость, строгий ритуал разрезания утки, чучела и даже живой ворон – средоточие провокационной пошлости.
Вообще, «Манифесто» выглядит достаточно дорого и насыщенно для своего бюджета в 90 000 евро. Эксцентричная и утонченная хореограф дает наставление исполнителям в образе Ивонн Райнер, автора перформансов 1960-х годов. А виртуозный танцевальный номер в костюмах под инопланетян - зрелищный и искрящийся. Череда марионеток, имеющих портретное сходство с самыми известными деятелями мировой истории и культуры, в том числе и самой Кейт Бланшетт, потребовалась для рассказа о сюрреализме.
Огромные, ритмично выточенные пространства завода-лаборатории отвечают за конструктивизм. Наконец, одна из самых остроумных и живых сцен – концептуализм. Он решен через диктора новостей и репортера под дождём, рассуждающих о том, что идея важнее воплощения. Зритель видит «закулисную» подготовку к эфиру, а дождь оказывается киношным ухищрением. Это один из лучших примеров концептуального искусства для простой публики.
На финал режиссер несколько снимает напряжение. Использование детей на уроке рисования в начальной школе, которым крайне сексуальная учительница кокетливо зачитывает «Обет целомудрия» Ларса фон Триера и Томаса Винтенберга, выглядит спекуляцией. Умилительной такой спекуляцией, бросающей вызов коммерческому кино.
Так что же всё-таки Кейт Бланшетт для «Манифесто»? Оскароносная красавица, рискнувшая сняться в «кино не для всех» и тем самым хоть как-то привлечь к нему всех. Это безусловный профессионализм, безграничное очарование и самоирония, приковывающие внимание к сложнейшим текстам и изобретательной визуализации. Это сознательное и успешное превращение себя в произведение современного искусства.
Автор: Сергей Козлов
За информацию спасибо сайту https://53news.ru.
Кейт Бланшетт как произведение современного искусства
|