Фики, написанные как флешбек героев Саги, всегда представляют собой особую сложность для автора: необходимо твердо удержаться в рамках канона, не отступив от него ни на шаг, и в то же время создать свое, неповторимое видение этой истории. Тэе, автору «Надломленной» это полностью удалось.
Этот фик представляет собой историю Розали: трагическую развязку ее человеческой жизни, превращение в вампира, месть, встречу с Эмметом и зарождение их любви. История Розали известна по Саге довольно подробно, и чтобы придать фф интерес, автор делает упор на становлении характера героини, проводя нас через ряд изменений, произошедших с нею.
Есть несколько реперных точек, когда меняются ценностные установки девушки, когда видна смена целей всей ее жизни:
Желание быть самой-самой, вызывать у окружающих зависть и почитание.
Месть, которая становится смыслом существования.
Желание заботиться о ком-то.
И, наконец, желание любить, почувствовать всю полноту ощущений «быть любимой».
Сами точки прописаны более или менее подробно в зависимости от того, как их видит и понимает сам автор.
Очень точно, чёткими мазками описаны последние минуты жизни Розали в человеческом теле. Достоверно показаны ее сомнения и страхи в первые дни существования вампиром. Четко показана цель, ради которой она существует.
«Пока что моя месть - единственное, чем мне стоит жить. И мне не важно, к чему она больше относится».
Но вот месть свершилась, справедливость восторжествовала, жажда утолена. Тут происходит первое маленькое провисание в становлении характера героини: не понятна дальнейшая мотивация Розали, когда мстить становится некому. Ей, конечно, очень тяжело, смысл существования потерян - автор очень точно показывает это. Но Розали как-то существует дальше. Хотя и с невнятной целью.
«Я не знала, как и ради чего мне жить дальше, но я могла попробовать». Довольно слабая аргументация, на фоне сильных предыдущих чувств и переживаний Розали.
Далее следует спасение Эммета – из жалости, из любопытства. И долгие осторожные шаги к любви и своему счастью.
Второе небольшое провисание и слабая мотивация персонажей возникает в момент, когда Эммет срывается, встретив «певицу крови». То, что сам Эммет воспринял это довольно философски, не мудрено: такое часто происходит с цельными натурами, автор не сфальшивил ни на йоту. Но вспышка гнева Розали, направленная на сопровождавшего брата Эдварда, и следующая сразу за этим тихая скорбь несколько принижают силу ее шока, неприятия такого способа существования. Если уж автор решил ввести в повествование этот эпизод, больше связанный с Эмметом, чем с Розали – главной героиней фика – хотелось бы видеть более яркое акцентирование, как это влияет на их отношения или на ее представления о своей сущности.
Хорошо прописаны характеры второстепенных фигур, например Эдварда. Формально он не меняется – все тот же холодный и отстраненный от всех. Но в его словах проскальзывает сочувствие, желание помочь. И честно говоря, кажется: именно таким он мог быть во время появления у Калленов Розали и Эммета.
Эммет предстает пред нами неожиданно серьезным – нет привычных нам добродушных и не всегда уместных подшучиваний. Но если смотреть на него глазами любящей женщины, скорее всего он бы выглядел именно так: цельной прямой натурой, честным самим с собой, заботливым, сильным «не джентльменом». По крайней мере, эта его особенность позволяет логично привести всю историю к счастливому завершению.
Интересен способ, который выбран для создания эффекта присутствия. Автор через мысли Розали задает вопросы, которая старается представить чувства и ощущения других персонажей, и читатель непроизвольно пытается найти ответ, вынужденный дорисовывать для себя картинку, действие, реакцию…
« Надо отдать должное - Эсме делала всё, чтобы приблизить нашу жизнь к человеческой. И интересно, если бы она так не старалась, быстро ли они, а затем и я забыли, что это такое - не быть зверем?»
«Хотя в отличие от меня Эдвард примирился со своей сущностью, его прошлое не тянуло его обратно. Было ли так в самом начале? Или это чувство пришло со временем?»
«Что он (Эммет) хотел доказать? Кому? Или самому себе? Вступив в схватку с превосходящем его во всём соперником.»
Повторюсь, но хотелось бы подчеркнуть, что канон выдержан полностью; мелкие авторские детали, как, например, спасение Эмметом туристов от разъяренного гризли, только подчеркивают общую картину, придавая характерам героев определенную законченность.
Порадовала общая грамотность и литературная обработка текста, я смогла найти только одну неточность: «не подтолкну одеяльце, не спою колыбельной». Надо бы – «не подоткну одеяльце».
Общая композиция фика выстроена линейно. Есть четко выраженная завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка – классическая схема отработана с блеском. В качестве средств речевой выразительности можно отметить большое количество коротких рваных предложений. Но они всегда оказываются к месту, отражая напряженность момента.
«Я открыла глаза.
Комнату заливал яркий свет нового дня.
И новой жизни.
Если это можно назвать таковой.»
Лично мне как читателю, хотелось бы видеть в этом фф внутренний мир героини более богатым, не таким «черно-белым», а с большим количеством оттенков. Но это мое мнение, как читателя. Но автор имеет полное право создавать главную героиню такой, как он ее видит – как критику мне абсолютно не к чему придраться.
- раскрытие сюжета – 5.
- раскрытие образов главных героев – 5.
- раскрытие образов второстепенных персонажей – 5.
- соблюдение канона для тех, кто пишет по нему – 5.
- грамотность автора – 5.
- логичность изложения – 4.
- композиционная структура, использование средств речевой выразительности – 5.
Рецензия
Береза Фик
Надломленная Автор
Тэя