Мы все помним, что стриминговый сервис Disney+ запустился в ноябре 2019-го с тогда еще просто амбициозным, а теперь уже точно запавшим в душу миллионам зрителей «Мандалорцем». Но Мышиный дом не был бы абсолютным чемпионом в своей сфере, если бы не делал из каждого своего проекта целое событие, и потому в эти дни платформа с фанфарами празднует свое второе рождение. Все дело в том, что здесь наконец появятся сериалы-продолжатели кинематографической вселенной Marvel. Более того, из-за пандемии, спутавшей все планы Кевина Файги, именно здесь стартует Четвертая фаза — самая грандиозная, экспериментальная и обильная по количеству фильмов и сериалов. Внезапно открывать Четвертую фазу выпало на долю слишком необычного, но тем и цепляющего шоу «ВандаВижен». Именно Алая Ведьма и ее возлюбленный-андроид должны будут сделать для КВМ то же, что сделал малыш Йода для «Звездных войн». Все бы ничего — могущественная Ванда Максимофф и всезнающий Вижен, их романтика и особая химия полюбились зрителям еще с «Эры Альтрона». Но диснеевцы не ищут легких путей и решают: «А почему бы не показать зрителям тихий быт супергероев в пригороде без пришельцев из космоса, да еще и в стилистике лучших ситкомов XX века?». Сказано — сделано. Нам остается оценить столь смелый эксперимент студии, ранее выбиравшей более безопасные сюжеты для своих супергеройских сольников.
Пасторальный американский городок взбудоражен радостным событием — в уютный домик с белым заборчиком селится идеальная пара. Ванда (Элизабет Олсен) — очаровательная домохозяйка с копной кудряшек и пленительной улыбкой. Ее муж Вижен (Пол Беттани) — обходительный и остроумный клерк в одной из местных компаний. Они пытаются казаться такими же, как все обыватели, — приглашают на ужин босса с женой, снисходительно слушают сплетни местных кумушек, участвуют в шоу талантов. Вот только им приходится скрывать свои способности. На самом деле Ванда — невероятно сильный мутант, способный манипулировать не только предметами, но и самой реальностью. А Вижен — не нуждающийся в сне и еде робот, обрабатывающий любую информацию за доли секунды. Как так вышло, что герои оказались заперты в этой безупречной картинке? Как Вижен ожил после битвы с Таносом? Почему все вокруг иногда замирает и дает сбой, а с неба падают игрушечные самолеты? Чей тревожный голос то и дело зовет Ванду изо всех приемников? Со временем супруги понимают — что-то с их безоблачной жизнью не так, ведь они даже не помнят, когда поженились и как тут оказались. Ванде и Вижену приходится искать выход из этого «шоу Трумана». Вот только хотят ли они оба одного и того же?
Впервые о концепции шоу Кевин Файги заговорил еще на пресс-туре «Войны бесконечности». Платформа Disney+ тогда только готовилась к запуску, и боссам во главе с Бобом Айгером хотелось чего-то необычного — игры с жанром, форматом и стилем, на какой раньше в Marvel не особо решались. Столь удачно команде будущего сериала подвернулись комиксы «День М» (в нем Ванда создает альтернативную реальность), «Видения» (Вижен пытается вести жизнь рядового человека) и «Вижен и Алая Ведьма» (о приключениях двух героев второго эшелона). Идея сделать из них гибрид для экранизации казалась заманчивой, ведь зрителям и так нравились душевные мирные сцены общения супергероев вроде вечеринки в доме Старка. А Элизабет Олсен и Пол Беттани лучше всего проявили себя в дуэте, когда им выпадало играть что-то, кроме сражений в эпичных позах. Но одного лишь супергеройского быта Кевину Файги показалось недостаточно, и он решил поместить Алую Ведьму и Вижена в атмосферу классического ситкома. И формат такой был выбран не в качестве пародии, а как любовное письмо одному из старейших, прошедших долгую эволюцию жанров телевидения.
В итоге создатели «Ванды и Вижена» вихрем пронеслись по десятилетиям: каждая из девяти серий снята в новой стилистике — ситкомов 50-х, 60-х, 70-х и так далее. Пилотный эпизод вдохновлен сериалом «Шоу Дика Ван Дайка», а сам знаменитый комик был приглашен на площадку в качестве консультанта. Интересно, что все, начиная от интерьеров и заканчивая манерой речи и жестикуляцией актеров, перенято оттуда. Команда даже решилась снимать пилот при живой аудитории, как это было в те времена. Этот прием заставил понервничать Элизабет Олсен, которая была настолько смущена происходящим, что не сразу поняла, как ей работать в таком квазитеатре. Несмотря на то, что ей удалось сочетать собственную органику с манерой звезд ситкомов вроде Люсиль Болл и Элизабет Монтгомери, она была рада возвращению четвертой стены в последующих сериях. Кроме «Шоу Дика Ван Дайка», авторы «Ванды и Вижена» использовали в качестве референсов ситкомы, где в центре сюжета были семейные отношения — «Я люблю Люси», «Полный дом», «Семейка Брейди», «Моя жена меня приворожила» и «Я мечтаю о Джинни». А их фишки типа закадрового смеха, абсурдных ситуаций и рекламных вставок а-ля «Магазин на диване» внезапно заиграли новыми красками.
Вообще, идея поженить классические американские ситкомы с супергероикой Marvel не только нам, иностранным зрителям, показалась самонадеянной. Кевину Файги пришлось убеждать инвесторов в том, что все получится, ведь звучала эта заявка как абсолютный нонсенс. Тем не менее сам Файги был непоколебим: «Формат старых ситкомов идеален для "Ванды и Вижена”, и вот почему. Возьмите любое из этих шоу — "Дика Ван Дайка” или "Я люблю Люси” — неважно. В начале 30-минутного эпизода герои сталкиваются со сложной проблемой, а уже к концу элегантно решают ее и двигаются дальше. Что может быть более успокаивающим и уютным для персонажей, прошедших через травмирующие события и трагедии? Не говоря уже обо всех нас, справляющихся с испытаниями всемирной пандемии». Впрочем, Кевин не выдает себя за пророка, умудрившегося предсказать катастрофу, ему просто хотелось взяться за нечто, отличающееся от фантастического экшена, в котором студии уже нет равных.
При этом типичный марвеловский боевик в «Ванде и Вижене» тоже будет. Несмотря на свою видимую простоту, сериал побил рекорды по бюджету — затраты на каждый его эпизод оцениваются приблизительно в 25 миллионов долларов, что даже больше, чем у предыдущего чемпиона — исторической драмы «Тихий океан». Отчасти эта сумма продиктована использованием более дорогостоящих практических эффектов, отчасти из-за экшена ближе к финалу. И раз от эпика отказываться не стали, продюсерам нужен был мастер, умеющий снять этакий мэшап из экшена, ситкома, романтики и костюмной драмы. На этом моменте на борт проекта взошел огромный фанат Marvel и уверенный универсал Мэтт Шекман. Напомним, в прошлом году он помог запустить лихой и дерзкий псевдоисторический капустник «Великая», за что был номинирован на «Эмми». Также в его портфолио значатся серии «Игры престолов» и «В Филадельфии всегда солнечно». Но помимо этого, он и сам был актером ситкомов в детстве, так что они, можно сказать, прочно вплелись в его ДНК. Вместе с шоураннером Жаклин Шеффер (которая также писала сценарий для «Черной вдовы») они придумали и стержневую интригу «Ванды и Вижена». Когда моменты идиллии рушатся, и реальность дает сбой, все окружающее становится пугающим и параноидальным, как в «Сумеречной зоне».
Впрочем, на первом месте у «Ванды и Вижена» — все равно радость от воссоединения с любимыми героями. Этим воодушевлением пропитан каждый кадр и, чувствуется, заражен каждый участник съемочного процесса. Совершенно по-новому перед зрителем раскрылась Элизабет Олсен, с удовольствием прошедшая лагерь подготовки к игре в ситкоме, где ее учили правильно говорить, двигаться и принимать вычурные позы, поскольку комедия в 50-60-е была больше пластической, чем языковой. Пол Беттани тут просто уморителен — этакий гибрид из Дика Ван Дайка, Хью Лори и Тони Старка. Настоящее удовольствие от нового профессионального вызова получили буквально все департаменты — художники по костюмам и декорациям, мэйкаперы, операторы и асы по спецэффектам. Пока первые создавали аутентичные каждой эпохе платья и красили Пола Беттани в синий цвет, который эффектнее смотрится в черно-белой палитре, вторые думали, как органичнее поселить магию в мир ситкома.
Мэтт Шекман вспоминает, как они с отделом спецэффектов пришли с решению этой задачки: «Я подошел к нашему гуру Дэну Садику, который номинирован на "Оскар” за все лучшие фильмы из франшизы "Мстители”, и сказал: "Слушай, не убивай меня, но можно ли сделать все по старинке, чтобы предметы вокруг летали на лесках?”. Я думал, он пошлет меня, но оказалось, что Дэн проходил обучение у ребят, делавших визуальные эффекты к "Моя жена меня приворожила”. Он начинал свой путь в профессии именно с лесок и проволок и был рад снова попробовать практические эффекты вместо CGI. Однако это сложно — все равно что играть на музыкальном инструменте, которого больше не существует». Так, профессионалы, уже привыкшие работать на зеленке, все взрывать и поджигать, внезапно перевоплотились в кукловодов и волшебников, колдующих с магнитами и зеркалами. И они тоже получили удовольствие от всего происходящего.
Вообще, любовь к своему детищу и к старому Голливуду — главные чувства, которыми пропитан «ВандаВижен». Ситком здесь органичен еще и потому, что абсолютно каждый участник съемок так или иначе связан с жанром — у Кевина Файги дедушка продюсировал «Дика Ван Дайка», а Олсен с сестрами играла в «Полном доме». При этом «ВандаВижен» остается современной экранизацией комиксов со всеми важными атрибутами — интригующим сюжетом, атмосферой волшебства, мощным экшеном и развлечением на полную катушку. Проекту выпала честь открывать Четвертую фазу и запускать собственную линейку сериалов на Disney+, и это продиктовало выбор графика релиза серий. Здесь Файги перенял наработки «Мандалорца» — выпускать по серии в неделю, создавать вокруг каждой из них бурную дискуссию и подогревать фанатские теории.
И делать из всего этого целое событие просто, потому что ажиотаж нагнетается не искусственно — у «Ванды и Вижена» есть все для успеха у самых разных зрителей. Это уникальная в своем роде диковинка и продуманный до мелочей пазл, основной движущей силой которого является химия между двумя главными героями. Сериал обязательно полюбится поклонникам проектов Marvel, особенно тем, которые уже заждались от студии чего-то рискованного и свежего. Его ситкомовская стилизация, конечно, не самый очевидный для международного рынка плюс. С другой стороны, для нас все это выглядит даже более экзотично, чем для американцев. К тому же несмотря на внешнюю оторванность от основных событий франшизы, «ВандаВижен» обещает подвести зрителей вплотную к сюжету «Локи», сиквела «Доктора Стрэнджа», «Капитана Марвел» и третьего «Человека-паука». Словом, Marvel в который раз доказывает свое превосходство, а мы опять капитулируем перед магией голубого экрана. Что ж, в этот раз, кажется, никто и не против.
За информацию благодарим сайт Lostfilm.tv
«ВандаВижен»: Кто делает это с тобой, Ванда?
|