Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Universal и ее «Темной вселенной» — провальной попытке выстроить собственную киновселенную вокруг классических монстров: Дракулы, Франкенштейна, Мумии, Человека-невидимки, Джекила и Хайда. Не нужно быть экспертом, чтобы догадаться, чей успех жаждала повторить студия. Вот только у Marvel была детальная стратегия развития франшизы и команда талантливых людей, обеспечивших ее реализацию. У боссов Universal же, кажется, было лишь очень смутное представление о том, что делать, — на уровне «давайте по-быстрому склепаем пару фильмов, объявим, что у нас есть киновселенная, и затем будем считать деньги».
На мой взгляд, лучшая иллюстрация причин, по которым «Тёмная вселенная» оказалась мертворожденной, — вот это фото с ее заявленным актерским составом. Ирония в том, что актеры в реальности даже не фотографировались вместе: изображение скомпилировано из отдельных снимков. Если студия даже не сумела собрать в одном помещении звезд своей киновселенной, как она рассчитывала создать ее?
Кроме того, лично я не особо люблю супергероику, но есть множество фанатов, которым интересны герои Marvel и которые действительно с нетерпением ждали возможность увидеть их похождения на большом экране. Но можно ли сказать подобное про монстров Universal? Мне сложно представить себе киномана, который, услышав о сто пятидесятом фильме про Дракулу, начал бы зачеркивать дни на календаре в ожидании долгожданной премьеры.
Что ж, хватит лирики. Поговорим об одном из проектов «Темной вселенной» — перезапуске «Ван Хельсинга». Изначально он был анонсирован еще в 2012 году. Тогда за него отвечали Алекс Курцман и Роберто Орси, на главную роль метил Том Круз, а режиссером должен был стать Руперт Сандерс. В итоге актер выбрал другой «темный» проект Universal — «Мумию». После ухода Круза Universal заказали сценарий Эрику Хайсереру и Джону Спейтсу. Что касается главной роли, на нее планировалось взять какого-то молодого актера. Одним из кандидатов называли Ченнинга Тейтума.
В 2016 году Хайсерер и Спейтс представили продюсерам свою работу. А уже в следующем году на экраны вышла «Мумия», чей громкий провал похоронил «Темную вселенную».
Я решил ознакомиться с плодами творчества Хайсерера и Спейтса, чтобы понять, стоит ли жалеть о том, что перезапуск «Ван Хельсинга» так и не состоялся. Прочитанная мной версия датирована 1 августа 2016 года и насчитывает 122 страницы.
Итак, действие ребута стартует где-то в начале 2000-х в Трансильвании, куда прибыла семья Ван Хельсингов — американских археологов и исследователей мифологии, взявших в путешествие своего сына Эрика. Они остановились на ночлег в доме местной жительницы. Узнав, что до этого ученые посетили расположенное неподалеку нехорошее место, она пришла в ужас, дала Эрику одеяло, покрытое защитными рунами, и велела накрыться им, когда придут монстры. Вскоре в дом ворвалась нечисть и забрала родителей мальчика. К сожалению, авторы сценария не уточнили, что помешало местным жителям наладить массовое производство таких защитных одеял, чтобы их хватало и для взрослых.
После этого действие переносится в наши дни. Эрик вырос, оброс бородой и обзавелся плащом со множеством карманов, в которых он хранит разные зелья и магические амулеты. После сцены, в которой он убил нескольких вампиров на итальянском курорте, Эрик отправляется в Германию. Он прибывает в Мюнхен с целью найти Дракулу, который, как считает Эрик, виновен в гибели его родителей.
В ходе поисков молодой Ван Хельсинг встречает Кэтрин — девушку, прислуживающую некоему могущественному злому существу. Эрик приходит к выводу, что это Дракула, после чего помогает ей организовать побег, нейтрализовав ее охранников — созданий, которые в сценарии названы «мертвецами». Они представляли собой что-то среднее между големами и зомби.
Затем следует небольшой твист. Выясняется, что Кэтрин прислуживала не Дракуле, а кровавой графине Батори, которая по сюжету внучка Дракулы. Захотев вечной жизни, графиня попыталась уговорить деда сделать ее вампиром. Получив отказ, она обратилась к черной магии. Теперь Батори хочет убить Дракулу и заполучить его силы, чтобы получить полный контроль, править миром и т.д. и т.п.
Дракула, Батори и Ван Хельсинг сталкиваются друг с другом, и происходит экшен-сцена. Мы узнаём, что Батори слишком сильна и Дракула не в состоянии сам убить ее. Эрик и Кэтрин убегают, а затем просят убежища в доме секретного общества, которое нам представили в «Мумии». Следует эпизодическое появление доктора Джекила. В целом сцена не несет особой сюжетной ценности и, по сути, нужна исключительно затем, чтобы привязать кино к «Темной вселенной».
Через некоторое время героев находит Дракула. Он предлагает Ван Хельсингу объединить усилия, чтобы остановить Батори. После колебаний Эрик соглашается. Троица героев начинает колесить по Европе в поисках кровавой графини. На некоторое время происходящее становится чем-то похоже на бадди-муви (у меня даже закралось подозрение, что этот кусок мог написать Шейн Блэк) — с соответствующими шутками и подколками между персонажами. Параллельно мы узнаём, что на самом деле Дракула не убивал родителей Ван Хельсинга — это сделала Батори.
Затем Ван Хельсинг ошибочно решает, что Дракула собирается предать его, и втыкает в сердце кровососа кол, после чего отправляется убить Батори. Попытка заканчивается полным провалом. Графиня забирает Кэтрин, которая к тому моменту, естественно, стала любовным интересом нашего героя. В результате Ван Хельсингу приходится воскресить Дракулу (для этого всего-то нужно было вынуть кол!) и помириться с ним.
Наконец происходит финальная схватка, в которой Дракула и Ван Хельсинг сражаются с Батори и ее прислужниками в древнем замке. Героям удается победить графиню, но при этом Кэтрин умирает. Чтобы спасти девушку, Дракула обращает ее в вампира. Она оживает, прощается с Ван Хельсингом, превращается в летучую мышь и улетает с Дракулой в Ухань ночь, оставив героя с разбитым сердцем.
Приношу извинения, что мое описание сценария вышло таким сумбурным и кратким. Это объясняется самой работой: она очень пресная, и даже простая попытка пересказать сюжет оказалась весьма мучительной. Да, в сценарии вроде бы много действия, герои постоянно куда-то перемещаются, дерутся с нечистью и так далее. Но общее исполнение такое серое и невзрачное, что очень сложно выделить какие-то моменты. Даже в «Мумии» с Томом Крузом была одна запоминающаяся сцена с самолетом. Конечно, она не спасла кино, но ее хотя бы можно было засунуть в трейлер.
В случае же с перезапуском «Ван Хельсинга» я размышлял, как бы мог выглядеть трейлер фильма, снятый по этому сценарию, и понял, что не могу себе его представить. В сюжете нет ничего, что могло бы «продать» фильм: ни запоминающихся сцен, ни ярких диалогов, ни персонажей. Словно сценаристы отрабатывали какую-то повинность и писали сценарий на автомате, лишь бы студия от них поскорее отделалась. Скажем, вся личность заглавного героя сводится к тому, что он таскает много амулетов и знает кучу заклинаний. А концовка фактически повторяет финал «Мумии» с Крузом: вымученный любовный интерес главного героя умирает, после чего ее воскрешают, и теперь они больше не могут быть вместе. Неужели авторы на полном серьезе думали, что это такой классный ход, что его можно повторить дважды и никто не заметит?
При чтении у меня зародилось стойкое подозрение, что студия не могла определиться, какой фильм хочет получить на выходе. Возьмем для сравнения «Ван Хельсинга» Стивена Соммерса. Его создатели решили снять приключенческий боевик в вампирском антураже и четко следовали этим курсом. Так что, несмотря на глупый сюжет, у фильма было определенное обаяние.
Что же касается перезапуска, для описания его жанра лучше всего подходит фраза «ни рыба ни мясо». Это и не хоррор, и не экшен, и не приключения, и не драма. Пару десятилетий назад такой фильм еще можно было спасти, взяв на главные роли звезд категории А, что могло бы обеспечить приемлемые кассовые сборы. Но те времена давно ушли: сейчас звездами стали не актеры, а популярные персонажи и франшизы. Ни того, ни другого перезапуск «Ван Хельсинга» предоставить не мог.
На мой взгляд, мы ровным счетом ничего не потеряли из-за отмены этого проекта. Единственная мысль, которую сценарий ребута оставил после прочтения, — если взять за основу линию совместных похождений Дракулы и Ван Хельсинга, при желании из нее действительно можно было бы попробовать сделать бадди-муви в стиле «48 часов» и «Смертельного оружия». С суицидальным Ван Хельсингом и уставшим Дракулой, постоянно повторяющим, что он уже слишком стар для этого дерьма.
Вот только для этого Universal нужно было обратиться к кому-то типа Тайки Вайтити. А он, как известно, сейчас задействован в куда более успешной кинематографической вселенной.
Автор: Кирилл Размыслович
За информацию благодарим сайт Мир фантастики и фэнтези
Сценарий неснятого перезапуска «Ван Хельсинга»: Дракула — охотник на вампиров?
|