Оценка: 6 из 10
Премьера 8-серийного проекта «Карамора» состоялась на видеосервисе Start 20 января 2022 года. Шоураннер, продюсер, режиссёр и исполнитель главной роли – Данила Козловский. В остальных ролях: Дарья Балабанова, Филипп Янковский, Андрей Смоляков, Никита Кукушкин, Нино Нинидзе, Дмитрий Чеботарёв, Артур Ваха, Один Ланд Байрон и другие.
Пока вы только набираете воздуха в лёгкие, чтобы возмутиться: «Опять вампиры?!», на экраны уже выскочил лютый Данила Козловский со своим новым проектом под названием «Карамора» — громогласным фэнтези по альтернативной истории дореволюционной России, власть в которой захватили кровососущие. Данила, которого некоторые на старте режиссёрской карьеры нарекли нашим Джорджем Клуни, тоже, оказывается, не брезгует телевизионным форматом и с радостью взялся за трудоёмкий, сложный в исполнении сериал, по всем меркам подходящий под описание самого настоящего блокбастера. Но, как и большинству блокбастеров, «Караморе» свойственно пускать пыль в глаза и притворяться чем-то большим, чем он является на самом деле.
В неспокойном Петербурге начала 20 века зреют революционные идеи. Группа молодых анархистов под лидерством некоего Караморы (Данила Козловский) пытается взбаламутить народ и призвать его выйти на баррикады, но пока у них дела идут не лучшим образом. После очередного набега на власть имущих у товарищей случается разлад, но на этом беды не заканчиваются: не успевают анархисты друг другу глотки перегрызть, как за них это делают из ниоткуда взявшиеся вампиры. Смертельной участи удаётся избежать только Караморе, буквально смывшегося в Неве от жаждущего крови Руневского (Филипп Янковский). Карамора в панике, он понимает, что вампиры правят Россией уже много лет, и ему ничего не остаётся, как бежать из страны в Амстердам, где, как ему кажется, люди должны знать, что нужно делать в такой ситуации.
В эпоху тотального помешательства на исторической достоверности в кино любая попытка поиграть с реальностью априори кажется благим занятием. В российском кинематографе за примером далеко идти не надо: сразу же вспоминается прошлогодний «Капитан Волконогов бежал», блистательно реализовавший свой концепт. Сюжет про альтернативную историю всегда имеют одно преимущество: элемент неожиданности, который, впрочем, может запросто расцениваться и как вспышка оригинальности, и как бред сивой кобылы. Данила Козловский, конечно, далеко не Квентин Тарантино, но в его «Караморе» определённо что-то есть, но пока только в зачатках (прессе показали только три серии из восьми). Тайное вампирское общество, занимающее верхушки в государственном аппарате, не кажется такой уж инородной идеей для русского человека, а разбросанные по сюжету реально существовавшие исторические личности превращают просмотр сериала в приятную игру для всех, кому история была одним из любимых предметов в школе.
С другой стороны, что все эти исторические камео, по сути, важной роли в повествовании не играют от слова совсем (есть шанс на исправление ситуации в дальнейшем) и, естественно, сценарий полон жанровых условностей, дешёвых трюков, недалёких шуток и откровенно глупых моментов, как, впрочем, повторимся, и свойственно большинству блокбастеров. Но загвоздка в том, что «Карамора» не особо-то и зрелищная. Да, повествование мчится скорым поездом (только за три серии главный герой успевает объехать всю Европу и почти вернуться домой), однако визуальный стиль сериала какой-то серый и блеклый, локации не впечатляют, операторская работа безликая (как же не хватает чуткого глаза Ксении Середы!), а графика отдаёт дешевизной. Радует только, что её действительно не так много, и большинство экшен-сцен разыграны с каскадёрами – в частности очень неплохие эпизоды рукопашных драк.
Пока сериал скачет галопом по Европам, собирая по пути галерею самых разных персонажей – выдуманных, исторических, сказочных, трудно поверить, что «Карамора» – это не продолжение франшизы «Вий». Блуждающие по болотам в поисках вампирского склепа Карамора, англоговорящий журналист из Голландии (Один Ланд Байрон) и старый революционер с усами и манерой речи как у Леонида Каневского (Артур Ваха) – это чисто сцена, достойная «Тайны печати дракона». Самое, конечно, любопытное, как подобные нелепые попытки пощекотать жанровый канон, по сути, состоящие из вековых, избитых штампах о вампирах (в этом плане куда более новаторскими ощущаются «Вампиры средней полосы») сочетаются с пафосной революционной риторикой. Но пока всё, что сериал пытается сказать, это просто дым без намёка на огонь или хотя бы на протянутый из-за угла фитиль.
Что касается самого Данилы, то теперь уже никто не будет сомневаться в главном грехе его режиссёрского метода – излишнем самолюбованием в кадре. (Камон, это же Козловский!) И если в «Тренере» и «Чернобыле» ещё были шансы отвести на кого-то взгляд, то здесь нарциссизм Козловского достигает своего предела. Карамору в кадре оттенить никто не может, его постоянно окружают толпы голых дам, все хотят его соблазнить, поцеловать, потрогать. Он – образцовый герой-любовник с брутальным разбитым лицом, наш Ван Хельсинг прям какой-то. Будто бы с помощью «Караморы» Данила Козловский прорабатывает давнюю психологическую травму, оставшуюся после «Академии вампиров». Куча обнажёнки, кровищи, батин юмор, старомодное, незамысловатое фэнтезийное приключение без доли ревизионизма – в начале нулевых, когда на экраны только-только вышел «Другой мир», от такого сериала зрители бы потеряли голову. А сейчас, конечно, подобным уже никого не впечатлишь…
Однако Данила Козловский с горящими глазами клянётся, что весь этот сумбур только в первых сериях, а дальше будет лучше, дальше будет больше. Тут, как говорится, поживём-увидим. В конце концов, с таким авторским энтузиазмом и такой амбициозной завязкой возможны только два исхода: либо большой успех, либо полный (ненормативная лексика на грузинском).
За информацию благодарим сайт intermedia.ru
Рецензия на сериал Данилы Козловского «Карамора»: Вампиры против коммунистов
|