Думаю, вы согласитесь с тем утверждением, что сумеречный фанфикшн по праву считается одним из самых богатых «архивов» литературного творчества поклонников жанра. Несмотря на то, что книги давно зачитаны до дыр, а серия фильмов пересмотрена множество раз, библиотека фандома неустанно день изо дня пополняется все новыми и новыми работами – благо, универсальная площадка, заданная Сагой, позволяет: переигранный авторами фанфикшна канон может и сохраняет неизменными характеры героев, но над сюжетом он не властен. И то же и с так называемым «OOC» - сколько бы личин не перемерили наши любимые герои (от Эдварда-маньяка до Беллы-Золушки), они так и останутся любимыми. Как, собственно, и сам фандом.
И, думаю, не стоит игнорировать заслуги авторов, которые на протяжении вот уже нескольких лет непрерывно знакомят нас со своими героями – любой новый сюжет так или иначе, найдет своего читателя, разогреет его интерес к закончившейся франшизе, вдохнет жизнь в загрустившие глаза своим особенным поворотом в повествовании.
Но…
Любой автор, решивший написать свою собственную историю о полюбившихся героях, так же берет на себя и большую ответственность. Особенно, когда речь идет не о мини-фанфике, а о более масштабном произведении. Посудите сами: для написания большой истории требуются не только время, но и выдержка и вдохновение, а когда читатель уже заинтригован, то становится неудобно подводить его, обрубая на корню интересный сюжет. Поэтому, начиная читать «Канкун», я в очередной раз мысленно сняла шляпу перед автором, который не только взялся за написание макси-фанфика, но и довел его до конца.
Но прежде чем открыть пролог истории, я внимательно изучила всю предоставленную [:Sad-Albion:] характеристику ее произведения. Как было сказано выше, сумеречный фанфикшн - настоящая кладезь, хранящая в себе непомерное количество историй разной масти. А я, будучи категорически убежденной в том, что внешняя оболочка истории, в частности, ее описание, должны уметь привлечь, должны уметь заинтриговать потенциального читателя, чтобы среди упомянутого множества он мог отобрать то, что понравится именно ему, не могла пройти мимо столь привлекательной «обложки-шапки». Ранее мне, к сожалению, не доводилось читать истории, написанные в жанре «экшен», но автору «Канкуна» удалось заинтриговать даже меня, скептика, предпочитающего смотреть на взрывы на большом экране, нежели читать о них. Поэтому к чтению фанфика я приступила с маниакальным желанием поскорее окунуться в мир опасностей и приключений.
Сюжет фанфа достаточно прост: отправившись через пол страны к своей мечте, по воле обстоятельств Изабелла попадает под перекрестный огонь, разгоревшийся между двумя мафиозными структурами. Лежа под градом пуль и держа за руку умирающего преступника, она становится наследницей его огромного состояния. И, казалось бы, что может быть проще: переждать кровопролитие и прикинуться мертвой, дабы потом «под шумок» сбежать с заветным номером счета, или же постараться заключить сделку ценой в собственную жизнь, выдав опасным людям цифры, за которые погибли ее новые «знакомые»? Но нет, расстаться с таким богатством Изабелла себе позволить не могла, почему и попала на остров Канкун, самое прекрасное место, какое только можно себе представить. Это райский уголок, круглые сутки беспрерывно охраняемый вооруженным конвоем, следящим за покоем его обитателей – влиятельных и опасных людей в системе наркобизнеса. Да, все действительно просто. Но лишь на первый взгляд, ведь на этом история только начинается…
Сюжет сюжетом, но обратим внимание на тех, кто сей сюжет творит – на персонажей фанфа. Характеры героев в «Канкуне» претерпели сильные метаморфозы - [:Sad-Albion:] кардинально изменила привычных нам по книгам Майер героев, полностью перестроив их взгляды и убеждения под заданное содержание. Все они здесь – люди, а значит, в истории вы не найдете ни мистики, ни вампиров, ни прочей нежити. Однако некоторые особенности, прочно «прилипшие» к именам и образам героев и привычные закоренелым читателям фанфикшна, автор перенесла и в свою историю.
Вот, например, Белла в этом произведении сохранила типичную для своего образа скромность и некую непримечательность, из-за которой даже она сама считает себя лишь «серой мышкой». Правда, такое впечатление о персонаже создается лишь при прочтении первых глав истории, потому что далее героиня меняется почти до неузнаваемости! Но об этом позже...
Менее всего подвергшимся «штампованности» героем в этом фанфе становится Эдвард. От каноничного своего прототипа ему (кроме, разумеется, имени) остаются разве что зеленые глаза да пряди медного цвета. Скверный характер и вспыльчивость – визитные карточки мистера Каллена. И, кроме того, в истории Эдвард предстает перед нами в роли наркоторговца и этакого «плохиша», и его новый образ лишь уводит читателя дальше от канона.
Немало места в истории занимают привычные еще по оригиналу пары: Розали и Эммет, Элис и Джаспер. Характеры этих персонажей изменены не сильно - небольшие отклонения связаны лишь с общей концепцией сюжета и общим направлением фанфика (напоминаю: герои в истории уже не вампиры). Розали все та же сильная и в меру властная красавица-блондинка, а Эммет – мускулистый весельчак с легким взглядом на жизнь. Джаспер и Элис – две стороны единого, уравновешивающие друг друга, и, в то же время, как магниты притягивающиеся друг к другу, будучи полными противоположностями.
Большой объем глав и общая система повествования позволяют истории вместить в себя не только массу событий, но и знакомят нас с невероятным количеством старых-новых и новых персонажей. Каждый образ выверен и детально продуман автором, что делает каждое новое лицо неотъемлемой и важной частью на фоне главной линии повествования. Но стоит отметить и то, что несмотря на проделанную автором работу, образы некоторых героев фанфа оставляют желать лучшего. В частности, [:Sad-Albion:] следовало глубже вникнуть в тонкости мира, который она решила показать в своей истории. Это упущение привело к тому, что часть персонажей не воспринимается всерьез: например, нереалистичное и совсем нехарактерное поведение для людей, крутящихся в наркобизнесе, делает поступки и слова некоторых из них совершенно неуместными.
Одним из таких смущающих действий для меня было позволение Эдварда своей сестре Элис общение с пленницей, все-таки походы на пляж, свободные прогулки по окрестностям – весьма странные для узницы потворства. И не менее странной кажется дружба, зародившаяся между девушками - Свон не просто поддерживает теплые отношения с новой знакомой, она доверяет ей свои сокровенные мысли, совершенно не боясь, что Элис может раскрыть ее тайны своим братьям.
«- Твои братья меня привезли сюда, насильно! – Она рассмеялась, но это длилось недолго, а точнее, Элис оборвала смех после того, как заметила моё выражение лица, в котором не было ничего кроме нахмуренных бровей, стеклянных от слёз глаз и подранивающегося подбородка.
- Белла... Поверь, я не хотела тебя обидеть! – Она подбежала ко мне и обняла руками за плечи, слегка поглаживая, стараясь привести меня в чувства. – Пожалуйста, прости! – Я постепенно успокаивалась и приходила в себя, пока Элис что-то щебетала над ухом. - Расскажешь что случилось? - Я кивнула и развернулась в её сторону, начиная свой рассказ». И вдобавок к этой странности вернемся и к замечанию, оставленным мной ранее: о переменах в поведении Беллы. Благородные мотивы и скромное поведение этой героини резко меняются, стоит ей попасть «в плен». И если первые ее неповиновения можно было списать на стресс, то в дальнейшем поведение девушки начинает поражать. Даже более того – автор уводит нас от первоначально заданной для персонажа планки, превращая «серую мышку» в «игривую тигрицу» - безрассудную и алчную. Объяснение этому сама Белла видит весьма неоднозначное:
«…Чему я, признаться, наверно была рада.
Небольшое, если, конечно, я могу так выразиться, разнообразие в моей довольно скучной и заурядной жизни». Довольно необычно для человека, живущего спокойной и размеренной жизнью, называть «разнообразием», творящийся вокруг хаос. Такие кардинальные изменения также смотрятся весьма нереалистично, на что я бы посоветовала автору взглянуть более внимательно. Возможно, если внести некоторые изменения/дополнения в образ Беллы с самого начала, мои нарекания перестанут иметь смысл, но не пока героиня меняет свои жизненные устои с такой нерациональностью.
Но, отставив претензии к логичности в повествовании, редкий читатель не получит наслаждения от особенного – фирменного – стиля автора. Несмотря на объемность, в этой истории нет ни лишних деталей, ни ненужных слов. Фанф «Канкун» имеет довольно четкую композиционную структуру и легко делится на составляющие: завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку. Сюжет пресыщен событиями, но учитывая размер истории, ей это только в плюс. Главная сюжетная линия, проходящая сквозь пару Эдварда и Беллы, в первую очередь, развита мыслями, заговорами и интригами – взаимодействием героев друг с другом и внутри самих себя.
Приятный слог автора и плавность повествования делают фанфик не просто средством времяпрепровождения, но и работой ума. Яркость описаний добавляет картине осязаемости, а уместный юмор, веселые шуточки и авторские речевые обороты придают истории особого шарма. Но стиль [:Sad-Albion:] не просто приятен глазу: каждая новая глава заканчивается, как серия сериала – на самом интересном месте, что буквально не дает оторваться от прочтения ни на минуту.
«Город огней и ярких цветов, город, который никогда не спит, отели, казино, магазины, бары и клубы - всё светилось настолько ярко, что меркли даже звезды на чёрном небе». «Зевс, в одной руке его находились молнии, в другой - символ, означающий его величие, рядом с богами находились крылатые пегасы, казалось, ещё немного, и они выпорхнут из воды и взлетят в небо, забирая тебя с собой». Переходя же к грамотности текста, хочется заметить, что количество грамматических, пунктуационных и стилистических погрешностей нет-нет да порой бросается в глаза, что несколько затрудняет восприятие. В частности, нередко автор употребляет слова, характерные исключительно для устной речи, что, конечно же, похвально с точки зрения желания [:Sad-Albion:] отразить эмоциональную сторону истории с позиции автор-читатель более понятно, но, все же, качество текста из-за этого заметно снижается. Для более же легкого его восприятия, хочется посоветовать автору уделить редактированию больше времени или же найти хорошую бету для своей истории.
Напоследок хочется сказать, что работа оправдала жанр, вызвала множество эмоций и определенного заслуживает читательского внимания.
Исходя из всего вышеперечисленного, считаю справедливыми такие оценки: Оригинальность сюжета – 5
Раскрытие сюжета - 5
Раскрытие образов главных героев - 4
Раскрытие образов второстепенных персонажей – 3
Грамотность автора - 3
Логичность изложения – 4
Композиционная структура, речевая выразительность – 5