«Какие сны в том смертном сне приснятся,
Когда покров земного чувства снят?»
У. Шекспир
Рассказ «Память» не включает в себя яркие образы героев, не делится с нами точным представлением их характеров, не окунает в какие-то жизненные перипетии и не скрывает «розовые рояли» в каждом завалявшемся кусте. Главная идея «Памяти», как это ни странно, не заключена в сюжете. Она проходит белыми нитками сквозь основное, довольно однообразное действие. Не затрагивая чувства героев в прямом их описании, история пытается объяснить, что любовь - есть всеобъемлющее чувство, которое соединяет даже не судьбы людей, она объединяет их души. Где-то на тонком эфемерном уровне берет под свою опеку две потерянные души, две половинки одного целого.
И что для этого великого и, наверное, самого сильного чувства на земле смерть? Это лишь неизбежный зацикленный круг Сансары, где смерть порождает жизнь, а жизнь приносит смерть. Но Любовь не может оставаться в таких узких рамках. Жизнь и смерть - лишь приходящие в прямом своем действии события, они лишь повторяющиеся цикличные этапы. Любовь же - вечное чувство, которое ищет своих подопечных. Ищет свое воплощение за гранью смертельно-живой цепочки, чьи крепкие кольца могут удержать лишь тело, но никак не душу.
Цитата:«- Умирать куда проще, когда рядом есть тот, кого ты любишь, - серьёзно сказала Элис.
- Как будто ты знаешь.
- Знаю.»
И каждая из историй, рассказанная милой девушкой в темном ночном баре, не является исходным этапом чего-то нового или большего, чем было предыдущее. Память - это не начало, память - это лишь продолжение, это воздушный непознанный путь двух любящих душ, которые всякий раз в каждом своем перерождении ищут свое второе Я, ищут в этом бренном мире единство.
Подняв довольно таки противоречивую тему вечного возрождения, автор обозначил ее не как самоцель, а как извечный вопрос, в конце давая свой ответ на него: для чего мы существуем, зачем приходим в этот мир, что живет после нас, и чем на самом деле мы являемся в хитросплетениях обозначенной нам судьбы. Если поначалу и кажется, что любовь - это основная тема, затронутая автором, то в итоге понимаешь, что любовь лишь дала им свой шанс подарить новую жизнь, свою собственную бесконечность. Ведь мы живем, пока нас помнят, мы продолжаем жить в своих воплощениях.
Цитата: «…цель существования души в этом мире - дать дорогу новой душе».
Отказавшись от активного сюжетного действия, от динамичной истории, автор взамен подарил ни с чем не сравнимую атмосферу всего произведения. Почти каждое предложение служит для создания настроения, понимания героев, вникания в смысл пусть и не совсем обычных, но все же интересных, скрупулезно рассказанных историй.
Правда, в этой краткости есть и свои минусы. Невольно, уже при прочтении, начинаешь задумываться, а чем они заслужили настолько бессмертную Любовь? Ведь если более внимательно рассмотреть каждую историю жизни героинь, то возникает мысль, что познать истинную любовь и быть любимыми им далось свыше. Не взамен тяжелой судьбы, ведь каждый раз героиня сама выбирала свой жизненный путь, а просто так. И от этого, уже после, накатывает не разочарование, а просто понимание того, что это все же сказка, полет фантазии автора, выдумка, основанная в некоторой степени на религии.
Разрушением данной иллюзии служат и диалоги. Они словно вырываются из контекста сухими опавшими листьями недоверия и какой-то наивности. Что-то важное теряется в них, не давая до конца поверить главной героини. Кажется, если убрать ее фразы, кроме рассказанных историй и ничего не потеряется, а возможно даже улучшится.
Непревзойденный талант погружать читателей в свой мир, не по средствам открытых диалогов или точных описаний героев, а с помощью окружающего мира, соединяется с тихой мелодией чарующего голоса Flёur. Песня не является сильнее самого текста, не дополняет сюжет, не отвлекает и не перетягивает внимание на себя. Она тихо и незаметно помогает воображению рисовать в голове тихий ночной бар, темную сырую ночь, теплый мягкий свет полумрака, дарит легкую недосказанность, ощущение знакомого и столь же странного чувства давно забытой, но все же существующей одной на двоих Памяти.
Цитата: «…ты права. Я действительно помню».