Можно дни напролет бродить по просторам сайта, исследовать его форум и искать в разделе фанфикшена ее, ту самую историю, которая не просто зацепит, но и надолго запомнится. И история, о которой пойдет речь, из таких.
Сегодня мы будем говорить о фанфике «Ты совсем не умеешь жить» автора Inwardness, о работе, которая произвела на меня неизгладимое впечатление, чего, пожалуй, не случалось уже очень давно. Это небольшое произведение способно надолго занять мысли.
Что же такого необычного в этой истории? Первое, что привлекло мое внимание, - название истории. Ты совсем не умеешь жить. Звучащее как утверждение, оно, вопреки всем правилам, порождает целый ряд вопросов: кто не умеет жить? Почему? Разве мы не живем каждый так, как сами того хотим? Разве есть какой-то свод правил, определяющий ход наших жизней?
Давайте попробуем разобраться…
Но как не сразу мне удалось понять, чем обусловлен выбор названия, так не сразу и поддалась особенность наречия глав истории. Содержание фанфика объединяет четыре «луча», строки которого до последнего скрывают тайну своего «имени». Необычно.
Неповторимый стиль и особенная манера изложения подтверждаются и множеством других факторов. Здесь и вложенные в каждое слово серьезность и твердость взглядов, и выбранная автором тематика делают историю целостной, полной. Гармония между поставленной проблемой и ее раскрытием делают фанфик не просто средством, чтобы «убить время», но и работой ума. Хитросплетения мыслей, уложенные в стройные ряды предложений, - не бесцельные рассуждения; они несут в себе идею. Автор позволил своему сознанию проделать колоссальную работу и через множество метафор, эпитетов и понятий с головой окунул нас в стихию своего произведения. Поэтому не обманывайтесь количеством страниц, которые занимает эта история, ведь ее маленький формат с лихвой оправдывается глубиной той идеи, что вложена автором в каждое слово, в каждый маневр мысли, в четко выписанный характер каждого героя.
Этот небольшой по объему фанфик знакомит нас с совершенно неповторимыми образами сумеречных героев. Отбросьте те оценки, которые успели сформироваться в ваших сознаниях еще во время первого знакомства с героями из мира, созданного Стефани Майер. Привычные Эдвард и Белла предстают здесь каждый с новой стороны.
История «Ты совсем не умеешь жить» рассказывает нам о жизни Эдварда – весьма заурядного молодого человека, рядового экономиста, тратящего свои жизненные силы на работу; о Белле – девушке, которая «интересуется жизнью» и полностью отдает себя ей; о взаимоотношениях двух абсолютных противоположностей. Совершенно человечные, но определенно непохожие, они сталкиваются словно по велению самой Судьбы как лед и огонь - пассивная, местами апатичная натура Эдварда и в противовес ей энергичная и открытая миру душа Беллы.
«Она была непредсказуемостью. А меня, как однажды походя призналась, считала своим статичным космосом, удерживающим ее на краю собственного, пылающего жизнью внутреннего хаоса».
«Девушка, лучисто улыбаясь, вплескивала их в толпу, точно окропляя всех наркотиком жизни».
«Это был единственный раз, когда при мне из ее уст вылетали слова, посвященные печальной, омраченной, притупленной серости проходящих людских будней».
«Да что я вообще знаю о таких неуемных, лихих, плывущих по парусами чистейшего света, как она?» Повествование в истории ведется от лица Эдварда; как и у всякого, подверженного индифферентизму человека, мысли у него заняты анализом всего, что происходит с ним и вокруг него, но он не сухо «пересказывает» нам моменты своей жизни, а находится в процессе постоянных сравнений. Беллу же мы видим лишь через призму его восприятия, и понять причины всех ее поступков и решений полностью не представляется возможным. Словно фантом, она ускользает не только из жизни Эдварда, но и, соответственно, из линии повествования.
«…когда ошалелая кареглазка после почти месячного отсутствия как ни в чем ни бывало утром впорхнула ко мне, уже привыкшему к таким выворачивающим руки, нервы и душу отлучкам, в квартиру». В силу небольшого объема истории, очень четко видно, как со временем чувства Эдварда крепнут, перерастая в некую форму зависимости. Находясь рядом с ним, Белла, словно солнце, освещает его жизнь. Но стоит ей исчезнуть в поисках радостей жизни, Эдвард замыкается и погружается во мрак.
«Ее «скоро» растянулось на десять невыносимых суток, в течение которых вокруг меня вилась ночь, напрочь поглотив собой день, ибо мой собственный животворящий свет впервые меня покинул, оставив в дичайшей тишине на границе с непроглядной эмоциональной тьмой». В такие дни его мысли занимает лишь она – его персональный луч света. И в моменты переживаний и размышлений Эдварда становится понятно, почему автор назвал главы своей истории «лучами».
«Мне стало каждый миг казаться, что она исчезнет, растворится в серости дней, оставив меня наедине с собой и собственными бесами, которые скуют душу и сердце ледянящими мольбами о ней». Автор, безусловно, углубляет наше представление об исследуемом явлении, вскрывает новые его черты, но делает это весьма нетрадиционным способом (что, в первую очередь, относится к манере изложения). По большей части вся история написана с помощью сложноподчиненных предложений, что несколько отягощает текст. Этот стиль достаточно легок при чтении, но несколько сложен при восприятии текста как источника информации. Мысль, заложенная автором вглубь сюжета, непроста, а вкупе со сложностью построения предложений, утяжеляет текст еще больше. Поэтому, принимаясь за чтение, убедитесь, что настроены на знакомство с серьезной жизненной историей, а не волшебной сказкой. В противном случае велика вероятность, что нить повествования будет вами утеряна.
«Тогда-то все и началось, беспредельно завертевшись в белоснежности злосчастных халатов, в серости несуразных костюмов и в несостоятельности их бесконечных, уходящих в депрессивные тональности теорий, все до единой которые сводились к одному, вводящему в заблуждение финальному аккорду – точно сигнальные сирены, они едко трубили, что я болен». Однако хочу заметить, что, несмотря на сложную систему построения предложений, их наполненность сравнениями и описаниями позволяет увидеть ту картину, которую рисует нам автор в полном объеме. Предстающие перед глазами образы приобретают реалистичность, расширяя восприятие истории.
Наиболее существенных результатов автор добился в раскрытии центральной проблемы работы, что было обусловлено рядом личностных факторов. Например, не могу оставить без внимания высокий уровень начитанности автора. Богатый язык, которым написана история, и грамотность этого фика – тому блестящие подтверждения. Кроме того текст насыщен красивыми эпитетами и речевыми оборотами.
«Я вообще однажды понял, что люблю на нее просто смотреть, было в этом занятии нечто созерцательно-сокровенное, точно я взглядом прикасался к чему-то эфемерному и в то же самое мгновение монументальному».
«Однажды, когда мы в сгущающихся сумерках возвращались с ней с совершенно сумасшедшего, непонятного, пульсирующего повисшими в воздухе вопросами арт-хаусного кино, я, держа ее за хрупкую руку, пока она жизнерадостно выписывала одной ей понятные пируэты, идя в балетках по тонкому грубому бордюру, неожиданно даже для себя признался…» Общее положительное впечатление портит лишь пара маленьких погрешностей в виде, очевидно, случайных опечаток. Зная прекрасную репутацию автора как беты, советую Inwardness лишь еще раз внимательно вычитать текст на предмет поиска этих огрехов.
Композиционная структура произведения довольно четкая, события по нисходящей перетекают из одного в другое, пока не приводят к логичной, хоть и печальной концовке. Благодаря такой композиции и тому, что история написана от первого лица, автор ставит в центр своего повествования самого героя, что позволяет анализировать мотивы его действий и его эмоции в реальном времени.
Недосказанность, грозовой тучей нависающая по окончании истории над головой, оставляет после себя некое гнетущее ощущение. Вопрос «Кем же была Белла на самом деле – плодом фантазии больного человека или же безвременно утерянным воспоминанием из прошлого?» свербит в голове, не давая покоя. И, тем не менее, как и было сказано ранее, эта история из разряда «жизненных», более правдоподобных ситуативных рассказов, а потому ее финал должен соответствовать содержанию. А более правильной концовки для этого наполненного обусловленностью произведения не придумать.
Чтобы придти к такому заключению, мне понадобилось некоторое время. И вместе с его течением пришла и благодарность к автору за возможность самому выбрать ответ. Я выбираю тот, что более позитивен в своем возможном продолжении. Кто знает, быть может, однажды Белла просто ушла, как делала это уже не раз, и вновь вернется, выдернув своим возвращением Эдварда из воспоминаний, тянущих его на дно; вновь осветит его путь; станет его светом, его лучом.
Но, возможно ли это, мы никогда не узнаем…
Лично я надеюсь на лучшее и верю, что однажды, неосторожно брошенная Беллой фраза «Ты совсем не умеешь жить», которая впоследствии стала лейтмотивом жизни Эдварда, утратит свою силу. Утратит в тот самый момент, когда она научит его жить так, как живет она сама, чтобы ей больше не пришлось исчезать в одиночку…
В заключение хочется сказать, что фанфик определенно заслуживает читательского внимания. Неординарность работы и раскрытые автором грани нового формата повествования оставляют после себя приятное послевкусие, которое определенно стоит как следует просмаковать.