От сексуального вампира — к Человеку — летучей мыши. Карьера Роберта Паттинсона развивается вполне логично. Если подумать, за все эти годы он ни разу по-настоящему не выходил на свет, оставаясь самым загадочным и самым неочевидным секс-символом десятилетия.
Вот уже восемь лет Роберт Паттинсон — лицо Dior. Столько же лет он выгуливает на красной дорожке идеально пошитые смокинги идеального черного цвета. Это может многое рассказать о самом артисте: да, Паттинсон — это вечная классика и черно-белый монохром, протагонист и антагонист одновременно.
Он никогда не был просто хорошим мальчиком с симпатичной мордашкой. А если пытался играть что-то подобное, все заканчивалось печально для его героя. Классический пример — Седрик Диггори из «Гарри Поттера и Ордена Феникса», «честный, добрый, смелый», как говорил на его могиле Альбус Дамблдор. Без темных тайн, без дружбы со змеями, даже без мантии-невидимки. Такие герои нужны, чтобы сверкнуть своей чистотой и благородством и вовремя умереть, освободив дорогу другим, менее идеальным. Зачем-то эту роль предложили именно Паттинсону, хотя к чему жаловаться: без «Ордена Феникса» не было бы «Сумерек», а без «Сумерек» не было бы вообще ничего.
Еще у Роберта был похожий опыт в девичьей мелодраме «Помни меня»: классическая история про Того-Самого-Парня-Изменившего-Чью-то-Жизнь. Таких идеальных парней в реальной жизни не бывает: ну так и фильм заканчивается утром 11 сентября 2001 года, которое главный герой встречает на вершине Всемирного торгового центра.
Актер рано понял, что ему интереснее играть (и что у него лучше получается) героев с червоточинкой, внутренними рефлексиями и темным прошлым. Такие парни обычно не нравятся отцам взрослых дочерей, но именно из-за таких хорошие девочки стригутся под ноль и сбегают из дома. Его первая, но сразу же грандиозная попытка была в «Сумерках». Сам Роберт не любит свою роль сексуального вампира Эдварда Каллена, но и он не может не признать: именно на «Сумерках» выросло поколение романтических девиц, которые скоро соберут кассу его «Бэтмену».
Юноша бледный с взором горящим, Эдвард Энтони Мэйсон Каллен напоминает одновременно Джима Моррисона и Михаила Лермонтова. С Лермонтовым его роднит мировоззрение. «Жизнь — такая пустая и глупая шутка», — это вполне мог сказать и Роберт. С Моррисоном сближает привычка время от времени ходить без рубашки. Возможно, именно поэтому на него вышли люди из Dior — надо же приодеть парня.
Кстати, именно так, только сняв рубашку, Паттинсон получил роль в «Сумерках». «Я думал, что и для нового «Бэтмена» мне достаточно будет снять рубашку, — говорит он. — Но оказалось, там все посложнее». Конечно, посложнее: «Бэтмен» вместе с «Доводом» Кристофера Нолана — первые блокбастеры с девятизначными бюджетами, в которых артист снялся за последние восемь лет.
Резкий уход в артхаус, который Роберт предпринял сразу после «Сумерек», легко объясним. Он хотел построить свою карьеру заново, отмотать назад. Быть кумиром девочек-подростков — дело почетное, но непростое. Спросите об этом Юру Шатунова, Леонардо ДиКаприо или Джастина Бибера. Одна сумасшедшая девица набросилась на Паттинсона с ножницами — не затем, зачем вы подумали, а чтобы всего-навсего срезать прядь волос и смастерить потом куклу вуду. Другая в экзальтации стала стаскивать с себя одежду, пока он давал ей автограф. Третья пригрозила самоубийством, если актер не сходит с ней на свидание (пришлось вести ее в ресторан и платить по счету). У него воровали вещи, чтобы продавать их потом на eBay, в Сети бурно обсуждали его прическу и отношения с партнершей по «Сумеркам» Кристен Стюарт. С Кристен было особенно неприятно: все мы помним, как ее застукали в объятиях женатого режиссера, и она публично приносила извинения Роберту. «Да все нормально, — говорит об этом Паттинсон сейчас. — Дерьмо случается в любых отношениях. И уж тем более, когда вам обоим по двадцать с небольшим».
Явно токсичные отношения со Стюарт оставили свой след. Во-первых, мы больше не слышали о том, что у артиста было с кем-то что-то серьезное. Во-вторых, он больше не играет в условно «нормальные» отношения не только в жизни, но и на экране. Смотрите сами: сексуальный потребитель в «Космополисе» и, наоборот, самец-осеменитель в «Высшем обществе», слабак и мямля в «Девице» и несчастный смотритель в «Маяке», которому чайки выклевывают не только сердце, но и мужское достоинство.
Конечно, это самоирония — Паттинсон больше не хочет, чтобы его путали с персонажами, которых он играет. Он профессионально освобождается от любых клише, а заодно и от догмата голливудского мейнстрима. Приятно осознавать, что Роберт Паттинсон оказался одним из немногих, кто пришел в профессию не ради славы и денег (или хотя бы не только из-за них). Смокинги Dior в шкафу, это, конечно, прекрасно, но большую часть его гардероба составляют футболки и треники, а обедает он быстрорастворимой лапшой и дешевыми хлопьями.
После «Сумерек» артист ездил по миру, снимался в Австралии, Канаде и Нью-Йорке, нашел Дэвида Кроненберга (точнее, Кроненберг нашел его), а потом Вернера Херцога, Антона Корбейна, Клер Дени. В большинстве случаев это было «начало большой дружбы». «Роб очень привязывается к людям, — говорит о нем режиссер Роберт Эггерс. — Если человек ему нравится, он находит способ пообщаться с ним еще и еще».
Жюльет Бинош сыграла с ним дважды, в «Космополисе» и «Высшем обществе». «Каждый раз, когда я вижу Роба, у меня ощущение, словно рядом со мной родной человек», — говорит она. «Он прекрасный актер и чрезвычайно творческая личность. Я решил, что еще хочу поработать с этим парнишкой. Когда находишь актера, способного тебя удивлять каждый день, ты соображаешь, что он может сделать еще в другой роли и в другом фильме», — а это уже Кроненберг, позвавший Паттинсона после «Космополиса» в «Звездную карту», кстати, едкую пародию на Голливуд.
Эггерс, снявший его в «Маяке» (это самая странная, хотя, возможно, и лучшая пока лента в фильмографии актера), заставивший танцевать на экране пьяную джигу и спариваться с русалкой, считает: «Он достаточно хорош, чтобы полностью трансформироваться как актер. Но лучшее, что в нем есть, это то, что его выделяет среди других — легкое безумие, своего рода паранойя. Он как Энди Кауфман — причем не на сцене, а в реальной жизни».
У Паттинсона особый принцип отбора сценариев — он делает ставку не на успех, а на рискованное приключение, в котором будет классно поучаствовать. «В первые несколько лет я еще пытался втолковать агентам в Голливуде, где и у кого хочу играть, но им плевать. На тебя быстро вешают ярлык и предлагают роли, на которые ты якобы подходишь. Например, если ты высокий парень с взъерошенными волосами, если ты родился в Англии и ходил в детстве в частную школу — а это все я, тебе начинают советовать костюмные драмы. А я вот ненавижу костюмные драмы. Или если ты блондин, тебе предлагают роли красавчиков. Но если уж смотреть с этой точки зрения, мне ближе роли брюнетов».
Все последние роли он играл «по собственному желанию», хотя они и не способствовали увеличению его банковского счета. «Это небольшая проблема, да. Фильмы, в которых я люблю сниматься, на самом деле никто не видит. Ну или почти никто».
Но Роберт любит «играть не по правилам» и поэтому решил сломать еще одно клише. Спросив у своего агента, почему ему, собственно, не предлагают роли в блокбастерах, Паттинсон услышал: «Потому что тебя нет в списках. Все считают, что ты не хочешь в этом участвовать».
Мы предполагаем, какая была реакция. Чего Паттинсон точно не любит, так это когда за него что-то где-то решили. Конечно, блокбастеры бывают разные, и возвращение актера не просто на большой, а на очень большой экран состоялось именно там, где нужно. Он сыграл в «Доводе» Кристофера Нолана и, по его словам, до сих пор не понимает, что это было. «Если вы спросите меня, о чем «Довод», я вам не скажу просто потому, что и сам толком не понял». Это еще один его плюс — актер говорит то, что думает, а не то, что нужно для красивого интервью.
И вот теперь на очереди Бэтмен. Еще одно приключение, из которого можно выйти с солидными репутационными потерями (спросите об этом у Джорджа Клуни и Бена Аффлека). Похоже, Паттинсон снова берет сам себя на «слабо». Судя по первому трейлеру, его Бэтмен будет самый злой и самый взвинченный из всех своих предшественников — и с ним снова, как и в «Сумерках», опасно иметь дело. Музыкальной темой нового Бэтмена будет Smells Like Teen Spirit Курта Кобейна, гимн еще одного неуравновешенного подросткового кумира. Родителям взрослых дочерей рано расслабляться.
«Смотрите: Кристиан Бэйл, Бен Аффлек… Столько разных версий одного героя. Несерьезный Бэтмен, мультяшный Бэтмен, измученный Бэтмен. Интересно же вставить свой кусочек пазла».
За информацию спасибо сайту КиноРепортер
Зачем романтичный вампир Роберт Паттинсон обернулся летучей мышью
|