Как много искусственных девушек хороших, как много ласковых киноимён. Навскидку, из виденных за последние годы — Люси, Эйва, Фиона, Саманта. А в «Мире дикого запада» — так вообще целый выводок во главе с сильными женскими персонажами Долорес и Мэйв. Теперь к ним добавляется Зои из фильма «Зои».
Как много искусственных девушек хороших, как много ласковых киноимён. Навскидку, из виденных за последние годы — Люси, Эйва, Фиона, Саманта. А в «Мире дикого запада» — так вообще целый выводок во главе с сильными женскими персонажами Долорес и Мэйв. Теперь к ним добавляется Зои из фильма «Зои».
Если у кого-то неприятные ассоциации с этим именем из-за того, что его неприятную классную руководительницу в младших классах звали Зоя Ивановна — не опускайте руки! Вспомните Зои Дешанель — розовощёкую, голубоглазую и приятную. И уже с улыбкой встречайте новую Зои.
Коул — важная творческая единица в лаборатории, исследующей и улучшающей простое человеческое счастье. «Качество жизни через качество отношений» — её девиз. Уже создана и работает машина, которая проведёт тест-анализ вашей личности и качественно подберёт партнёра; на поздних стадиях разработки — идеальные искусственные компаньоны, нвзываемые «синтетиками».
«Ага, тут замешан Тьюринг, — смекаем мы, видя, как Машина опрашивает девушку с постера. — Но нас не обманешь, мы-то знаем, что Зои не человек». Но оказывается, что Зои тоже работает в лаборатории, живёт в отдельной квартире и явно влюблена в Коула (и даже запрашивает у Машины совместимость). «Хм, неужели Зои всё-таки человек? — чешет в затылке взволнованный зритель. — А кто же тогда нет?».
Не волнуйся, зритель. Зои — ИИ. Только она совсем мало отличается от натурального человека — материалом внутренних органов да отсутствием механизма для выработки слёз.
Это странно, но Коул отмазывается тем, что, мол, мы не думали, что Зои так быстро эмоционально разовьётся. Слюну, пот и остальные жидкости не забыли, а слёзы синтетику-гиперсенсуалу не понадобятся — ну-ну.
Героиня «Из машины» Эйва использовала влюблённость как инструмент для достижения практических целей. Зои совсем другая: человеческие чувства — и есть её цель. Режиссёр Дрейк Доримус (он же — автор рассказа-источника) сам кого хочешь залюбит до смерти, практически все его фильмы — о любви. Зритель застаёт технологический прорыв в сфере ИИ: нововключённый красавчик Эш сегодня говорит с робометаллическим акцентом, а завтра, начитавшись Кафки, уже испытывает экзистенциальную боль и просит отключения. Через два месяца эмоциональной прокачки Зои не только хохочет и брызгается водой в пруду, но и задаёт знаменитый постельный вопрос «О чём ты думаешь?», разве что в усложнённой форме.
Какой гуманистический посыл может нести рассказ о любви и искусственном интеллекте? Разумеется, об искусственной любви и её отличии (или неотличимости) от любви настоящей.
Начиная с робоборделя с Кристиной Агилерой, которой пришлось чуть добавить тональника, чтобы выглядеть достоверным роботом, через медикаментозную суррогат-привязанность до большого чувства и тяжёлого раскаяния героя-человека.
Два отдельных слова о бенисол-терапии. Доримус иллюстрирует часто используемое сравнение любовной эйфории и наркотического опьянения. Препарат Benysol вызывает у реципиента острое чувство влюблённости и действует несколько часов. Именно в этом состоянии Юэн Макгрегор демонстрирует нам свою знаменитую зубастую улыбочку, которой, по моим личным наблюдениям, многовато на экранах в последние лет пять. Сначала бенисол рекламируется по ТВ и отпускается по рецептам, потом попадает на чёрный рынок, распространяется по углам и клубам, а потом люди роются в помойках возле лаборатории. Любовь нужна всем, и побольше, доктор, побольше.
Пока Коул мечется между настоящим и ненастоящим, между принятием и отторжением собственных идей и технологий, впервые так глубоко пробравшихся в святая святых, Зои продолжает любить — не потому что так настроена, а потому что её научили. Она тиха, бесконфликтна, покорна новой судьбе и в отчаянии выбирает путь саморазрушения — бороться её никто не учил. Возникает вопрос к тем, кто в будущем позаботится о качестве нашей жизни — хватит ли даже полного набора положительных качеств в искусственном компаньоне для нашего счастья? Или всё-таки необходима настройка стервозности, как у пелевинской Каи? Напомним, главный герой романа S.N.U.F.F. выставлял этот параметр на 100 процентов и только тогда Кая казалась ему живой (а в конце концов ушла от него). Понимаю, непросто, но путь к совершенству не может быть простым, дорогие бихевиористы будущих искинов!
«Зои» — романтическая и грустная фантастическая мелодрама, но она вовсе не лишена юмора.
Например, герои вспоминают первые алгоритмы: искусственный психотерапевт преобразовывала фразу собеседника таким образом:
«Моя мать не любит меня» — «Почему вам кажется, что ваша мать не любит вас?» «У меня сердце болит» — «Почему вам кажется, что у вас болит сердце?» На приём к ней выстраивались очереди.
Если идея познания искусственного интеллекта через любовь и наоборот, любви через ИИ, не вызывает у вас рвоту бабочками, то вполне можно обратить внимание на этот фильм. Он не выглядит шедевром — возможно, из-за парочки романтических штампов или трусоватой концовки . Мне показалось, что трагедия была бы этой истории к лицу. Но зато можем пофантазировать — станет ли Зои со временем здоровой циничной женщиной или так и останется тряпкой, влюблённой и угодливой.
Шучу, шучу. Любовь — это компас, это мотор, это парус. Можно, конечно, и на вёслах. Но все ищут компас, пусть и взбесившийся, двигатель, пусть и коптящий, парус, пусть даже и в заплатках. Любовь — это, конечно, не наше всё. Но она — наше много.
Автор: Дм. Белов
За информацию благодарим сайт https://rus.lsm.lv
Отзыв на фильм «Зои» (Эван Макгрегор, Тео Джеймс)
|