Адаптация Уолтером Саллесом романа о разбитом поколении Джека Керуака отчетливо демонстрирует все самое главное и показывает «идеальную» Кристен Стюарт.
Создать экранную версию «На дороге» стало неуловимой фантазией для невероятного количества режиссеров за 55 лет с того момента, как роман был опубликован. Бразильский режиссер Уолтер Саллес, человек, мечта которого все-таки реализовалась, сделал из романа достойный фильм, хотя фильм редко отображает все головокружительное удовольствие, описанное в произведении.
Релиз фильма состоится во Франции и на некоторых других территориях сразу после премьеры на Каннском кинофестивале, но вот в США фильм выйдет только осенью при поддержке IFC и Sundance Selects, эту французско-бразильскую компанию привлек именитый актерский состав и перспективный достоверный материал. Но все же окончательный успех картины будет зависеть от того, как молодая аудитория отнесется к такому показу периода истории о рождении американской контркультуры.
Керуак мечтал о том, чтобы самому сняться в экранизации вместе с Марлоном Брандо в роли Дина Мориарти, и несколько режиссеров (наиболее заметный Френсис Форд Коппола, исполнительный продюсер здесь) боролись за право экранизации. «На дороге» - история о юношеском поиске, тоске и стремлении к опыту и правде представителей движения хиппи, которым было чуть более 20 лет и которые боролись против структуры конформистского периода, попав под влияние наркотиков, экспериментального секса, черной культуры, джаза и жизни вне хомута устойчивой работы и обычной рабочей семьи. Говоря современным языком, они пропагандировали альтернативный образ жизни, тот факт, что они выглядели неряшливо и носили футболки и джинсы, делает экранных героев похожими на обычных детей со времени 60-х годов и до наших дней.
Как известно, Керуак написал книгу за трехнедельный порыв вдохновения, и Саллесу хотелось найти кинематографический эквивалент плавной, джазовой, яркой прозе автора. Цвета насыщенные, взгляды и жесты отлично улавливаются, ритмы варьируются, чтобы передать взлеты и падения ощущений и эмоций. Чувство преданности и высокого мнения о материале передается через адаптацию Хосе Риверы и режиссерское отношение Саллеса (дуэт спелся для этой дорожной поездки с «The Motorcycle Diaries» восемь лет назад).
Но есть несколько препятствий тому, чтобы переделать «На дороге» в эффективные кинематографические нормы. Первое – это отсутствие драматической структуры; книга повествует о нескольких путешествиях, каждое из которых наполнено своими событиями, но все же они все носят эпизодический характер. Создатели фильма справились с этим, создав кульминацию из того, что Керуак, наконец, прорывает свой блок вдохновения и пишет книгу, но одинокая сцена того, как автор печатает, никогда интересно не воспроизведётся в кино, поэтому ее там нет.
Кроме того, хотя Дин Мориарти представляет собой неиссякаемую жизненную силу, сумасшедший, который горит как римская свеча, большинство его поведения-наркотики-и-выпивка выходит как просто безрассудство и безответственность, на экране же он кажется человеком, подходящим больше для зависти, чем восхищения.
И во время всего романа сохранятся вопрос, поймет ли непосвященная молодежь, против чего борются герои. Помимо быстрого взгляда Керуака на мать и семью «прямое» слово едва уловимо, а так быть не должно. Но фильм дает мало представления о том, как мышление и поведение героев шли вразрез с нормой того времени.
Похоронив своего отца, герой Керуака - Сэл Парадайз (Сэм Райли) знакомится с дикарем Дином Мориарти (Гаррет Хедлунд), который открывает ему дверь совершенно голым, так как его прервали во время занятия сексом с его дерзкой женой-подростком Мэрилу (Кристен Стюарт). Там есть много закадрового голоса, когда Сэл рассеяно смотрит на свою печатную машинку и таскается повсюду, желание сопровождает начинающего автора экзотикой жизни, но вряд ли доступными побуждениями, все начинается с джазовых клубов в Нью-Йорке и наркотиков, потом герой направляется в Денвер, разделяя некоторые сексуальные утехи с Дином и Мэрилу.
Спортивного телосложения, со взъерошенными волосами и готовый на все, Дин привлекает и мужчин, и женщин, ходит, куда пожелает и не соблюдает никаких правил; едва разведясь с Мэрилу, герой женится на большее понравившейся ему Камилле (Кирстен Данст), с которой он заводит детей, хотя возвращается к Мэрилу для дальнейших путешествий и веселья. Хотя это история о Сэле/Керуаке, это звездный час Дина, что привлекает Хедлунда; среди всех мужчин он именно тот, на которого смотришь, и актер эффективно понял импульсивный, ищущий веселья, любящий риск, избегающий ответственности характер.
Как изначально и Райли, Сэл тоже привлекателен, но в более мальчишечьем и невинном смысле. Запуганный Дином и в той же мере боготворивший его, Сэл владеет смелостью следовать по неизведанной дороге, куда бы другие ни пошли. Иногда он изменяет маршрут, например, крутит роман с мексиканской девушкой (Алиси Брага), собирая хлопок с эмигрантами в Калифорнии, или продолжает писать в скромном доме матери в Куинс.
Но это те приключения, которые стоят больше, чем остальные, и Саллес показал некоторые из них наиболее выразительно: дикую вечеринку в канун нового года, на которой Дин и Мэрилу танцуют в сексуальном неистовстве; спокойное и странное пребывание в Луизианском доме героя Уильяма Берроуза - Старого быка Ли (Вигго Мортенсен, очень здорово); еще одна сексуальная сцена, в которой Мэрилу удовлетворяет Дина и Сэла (вне камеры), когда они все едут обнаженными на переднем сидении своей машины; побег Дина из дома, где он жил с Камиллой, и то, как он присоединяется к Сэлу в клубе, и дикий юг границы, умопомрачительный табак и мексиканские шлюхи.
Менее эффектны поиски Дином могилы давно потерянного отца в Денвере, непонятный бред Аллена Гинзберга, то есть Карло Маркса (Том Старридж), и также эпизод с привередливым геем (Стив Бушеми), который стремится купить услуги Дина.
Так как воздействие фильма – вопрос спорный, то визуально и на слух – это нескончаемое удовольствие. Кинематография Эрика Готье обладает неиссякаемой изобретательностью, он снимает в огромном количестве разнообразных мест (Нью-Йорк, Канада, Нью-Мехико, Калифорния, Луизиана, Мехико и Аргентина). Машины, начиная от находящегося в центре Hudson, потрясающие, как и декор, одежда и широкий спектр музыки. Фильм был исследован до предела, и это видно.
Стюарт, выбранная на роль Мэрилу пять лет назад на основе ее дебютной поразительной роли в «В диких условиях», идеальна для этой роли. Она снимает с себя одежду более одного раза, кажется, всегда вспотев, что повышает уровень сексуальности фильма. Эми Адамс непривлекательна и всегда находится в мистическом образе странной жены Старого быка Ли, а Элизабет Мосс должна придираться и жаловаться на то, что друзья сделали непригодным для жилья гостевой домик.
Место премьеры: Каннский кинофестиваль (соревновательная программа).
Премьера: 23 мая (MK2 во Франции, IFC/Sundance Selects в Штатах).
Производство: Jerry Leider Company, MK2 Films, Videofilmes.
Актерский состав: Гаррет Хедлунд, Сэм Райли, Кристен Стюарт, Эми Адамс, Кирстен Данст, Вигго Мортенсен, Стив Бушеми, Элизабет Мосс, Терренс Ховард, Алиси Брага.
Режиссер: Уолтер Саллес.
Автор сценария: Хосе Ривера (на основе романа Джека Керуака).
Продюсеры: Натанаэль Кармиц, Чарльз Гилберт, Ребекка Йелдхэм, Роман Коппола.
Исполнительные продюсеры: Френсис Форд Коппола, Джон Уильямс, Джерри Лейдер, Тесса Росс.
Оператор: Эрик Готье.
Художник: Карлос Конти.
Монтаж: Франсуа Гедижье.
Композитор: Густаво Сантаолайя.
Продолжительность: 139 минут.
Перевод выполнен Lega специально для сайта www.twilightrussia.ru. При копировании материала обязательно укажите активную ссылку на сайт и автора перевода.
«На дороге»: отзыв из Канн
|