И Стефани создала легенду…
«Людям нужны легенды…» Фраза, услышанная когда-то в советском фильме, по-настоящему раскрылась для меня, лишь спустя долгие годы. Почему? Как? Какое отношение она имеет ко всему? Вопросы очень логичные и правильные. И возникают они, наверное, у каждого, кто это читает или не возникают вовсе. Но, не смотря ни на что, я все же попытаюсь рассказать вам одну историю. Историю, которую вы все знаете. Просто мой личный взгляд на нее.
В 2004 году вышла первая книга из Сумеречной Саги. Книга, которая навсегда изменила жизнь очень многих людей, которая навечно оставила свой след в литературе. Какой след? Судить об этом не нам и даже не критикам. Лучшим судьей является только время. Вот оно то, и расставит все на свои месте. Но случится это не сегодня и даже не завтра, возможно до этого момента пройдет не один десяток лет.
Я же попытаюсь разобраться в феномене «Сумеречной истерии». Сумеречная Сага – это далеко не первая серия посвященная вампирам. Не первая в хронологии, но первая в списке успеха. Почему так произошло?
Думаю, что критики и литературные обозреватели выпили не один литр кофе и сломали не один карандаш, пытаясь разобраться в этом феномене. Ведь согласитесь, история стара как мир. Вампиры + Любовь = …..? А вот тут уже каждый, пожалуй, сам определится чему. Хотя, нет, даже не так. У каждого творца значение после знака равности было разным. У Стефани же это было - «Успех», хотя нет «Оглушительный успех», впрочем, и это не соответствует полноте картины.
Так почему именно она? Ведь и история не нова и текст, стиль и манера подачи откровенно слабые. Нужно ведь смотреть правде в глаза. Ну, нет там посягательств на лавры классиков.
Вы знаете, возможно, что именно это, как не парадоксально, и стало залогом успеха. Одним из связующих звеньев в цепочке этого самого успеха.
Но началось все гораздо раньше. История успеха «Сумеречной саги» берет свои истоки не в день, когда Стефани подписала контракт на публикацию с американским издательством и даже не тогда, когда, по ее же словам, ей приснился сон, который и стал основоположной линией в истории создания саги. Корни «успеха» уходят куда-то очень далеко в конец XIX века, когда свет увидела первая полноценная литературная история о Вампире. На дворе был 1897 год, когда на суд мировой общественности была предоставлена книга Брема Стокера «Дракула». Вот тогда-то все и началось.
Нет, конечно, и до этого были истории, мифы легенды и какие-то упоминания о вампирах. Я сейчас даже не буду говорить о первом письменном упоминании этого «термина». (к слову это был 1047 год и тогда использовалось слово «упырь» этой чести удостоился наш соотечественник, один русский князь. Так что пусть завистники съедят свой пергамент, мы были первыми.)
Но вернемся к сути. Так вот, мое субъективное мнение заключается в том, что именно тогда, когда вышла в свет книга «Дракула» и был заложен фундамент популярности Саги.
А дальше просто росли стены «вампирского» Тадж-Махала. Кирпичик за кирпичиком.
Человеческое сознание жадно требовало все новых и новых порций подобных легенд. А ореол таинственности и постоянные сообщения в прессе и научных публикациях о реальности вышеуказанных существ, только подогревало всеобщий интерес. Сейчас это кажется нелепостью, но в конце все того же XIX века, в разных уголках мира прокатились просто таки «эпидемии» охоты на вампиров.
Машина была запущена, пути назад не было, с этого момента мир неумолимо двигался к тому мигу, когда очередная история о Вампирах взорвет общественность и на этот раз уже навсегда.
Книги, фильмы и сериалы: Интервью с вампиром, Узы крови, Дневники вампира, Баффи – истребительница вампиров, Настоящая кровь, Дракула…
Перечислять можно до бесконечности, потому что подобных творений действительно было создано великое множество. Спрос рождает предложение. Ну что же, наши заокеанские друзья умело пользовались этим экономическим законом.
Долгие годы выстраивались стены, для того, чтобы в один день увенчать ореолом успеха одну единственную сагу.
По моему убеждению «Сумеречная Сага» просто оказалась в нужное время в нужном месте. Мир ждал такую историю, общество жаждало ее, возможно еще с тех самых пор, как они перевернули последнюю страничку книги Брема Стокера «Дракула». Зерна были заложены в хорошо подготовленную почву, которую больше века разрабатывали «пахари» от литературы и кинематографа. Хотя, конечно, нельзя умалять заслуги Стефани, потому что, как не крути, именно она создала историю, которая покорила мир. Опять же, что такого в Сумерках? Что есть в них, чего не было ни в одной вампирсокй серии?
А я вам отвечу.
Одним росчерком пера (ну ладно-ладно, сотней часов за ноутбуком или компьютером) Стефани оправдала всех и каждого из нас, оправдала юношескую, подростковую любовь, то, на что никто не обращал внимания, то, что было у каждого из нас. Она укрепила веру в то, что ЭТА любовь может быть вечной и настоящей. Да что там говорить, она убедила, что такая любовь просто существует, что она возможна. Во времена, когда все уже забыли о любви, когда подлинное, бескорыстное и настоящее чувство медленно, но уверено начало исчезать и забываться. Когда общество погрязло в трясине расчета мелочности и лживости. Сага вернула нам это… Вернула веру.
Стефани настолько усреднила образ Беллы, что его смогла примерить каждая из нас, не идя на сделку с совестью и не приписывая себе достоинств главных героинь, которые были созданы до этого момента. Например, в Белле Свон нет призвания и силы Баффи, в ней нет способностей Соки из «Настоящей крови», Белла не сногсшибательная и успешная красавица Елена из «Дневников вампира». Кто-то скажет о ее ментальном щите и о том, что ее мысли и разум были неподвластны способностям вампиров. Хм… А разве кто-то заглядывал в ваши мысли и пытался прочитать ваш разум? Нет? Так что кто знает.
Белла Свон – обычная «соседская» девушка, такая, как каждая из нас. Именно потому она так прижилась, а образ полюбился. Именно потому Сагу любят, не взирая на возраст, потому что каждая из нас, когда-то была именно такой, потому что каждая из нас переживала свою первую, пусть неразделенную, пусть не признанную обществом, но такую настоящую для нас самих ЛЮБОВЬ. Любовь, которая, как нам тогда казалось, никогда не закончится.
Майер заставила нас поверить в то, что это действительно возможно, она оправдала нас. Меня, тебя, каждого. Стефани создала красивую сказку, в которую так хочется поверить. И мы в нее верим.
Ее вампиры были теми идеальными возлюбленными, прекрасными принцами, рыцарями без страха и упрека (нужное подчеркнуть), которых можно любить, не идя на сделку с совестью..
И пускай Сага – это, по сути, удачный симбиоз из всего, что писалось ранее. Пускай в ней учтены ошибки, которые помешали стать такими же популярными другим книгам. Все равно это именно та история которую мы любим.
Почему?
Людям нужны легенды… ((с)) И Стефани создала легенду… СОДЕРЖАНИЕ