~ ЗАТМЕНИЕ ~
«Все начинается с выбора...»
“Сумерки. Сага. Затмение” самый ожидаемый фильм года обрадовал своих поклонников, выйдя на экраны в конце июня 2010 года. За первый уикенд Россия побила все кассовые сборы по сравнению с другими странами, но стоил ли фильм такого внимания российской публики?
В этот раз Белле пришлось принять одно из самых тяжелых решений в своей жизни: выбрать, кому отдать свое сердце, а, возможно, и душу. Зрители уже увидели две предыдущие истории знаменитой Саги Стефани Майер глазами разных режиссеров: Кэтрин Хардвик и Криса Вэйца. Оба фильма соответствовали мрачной картине романа, унося нас в мир мистической любви молодой девушки и вампира. Если взгляд Кэтрин был более романтичным, по–женски мягким, то второй фильм поразил зрителя более лаконичным, мужским подходом, передавая всю остроту эмоциональных переживаний героини.
Конечно, после фееричного успеха своих предшественников на Дэвида Слэйда легла непростая задача: не только показать продолжение истории Саги, но и передать всю палитру чувств Беллы, испытываемую ею на протяжении всего фильма. Ещё бы всем поклонникам Саги не терпелось увидеть любовный треугольник “Эдвард - Белла - Джейкоб”, наступление армии новообращённых вампиров, временный, но неслыханный по своей сути союз Калленов и Квилетов - вампиров и оборотней. Зрители ожидали увидеть все самые любимые моменты, но вот незадача, в книге более шести ста страниц, а вместить все в один фильм продолжительностью сто сорок минут совсем непросто. Режиссеру пришлось многим пожертвовать, и, в первую очередь, пострадали оборотни-квилеты, на которых экранного времени ответили вдвое меньше, чем им было уделено страниц в романе. Основную ставку Слейд делал на взаимоотношения между Эдвардом, Беллой и Джейкобом, что в принципе, оправдано, но разве вам не хотелось бы узнать чуть больше и о других героях Саги?
В “Затмении” мы встречаем двух новых персонажей – оборотней – Лею и Сэта Клируотер, роли которых исполнили Бу Бу Стюарт и Джулия Джонс. У Леи практически не было реплик, но посредственная игра Джулии огорчила до глубины души. Деревянное лицо, когда ей представили Беллу, и момент в конце, когда Джейкобу переломали все кости, были настолько нелепыми, что понять, почему большинство кадров с её участием вырезали, не сложно.
Бу Бу Стюарта большинство экранного времени мы видим в образе молодого оборотня. Сцена у костра вышла несколько нелепой, особенного из-за озвучки его героя чересчур детским голосом.
Но сюжет раскручивается и без большого вмешательства оборотней. С первых кадров фильм берет нервную систему в железные тиски. Разве можно спокойно смотреть на истязаемого страхом человека, пускай незнакомого, в его последней агонии? Это малоприятно, но так же вызывает множество вопросов. После такого пролога сложно выйти из зала, отложив просмотр фильма.
Начало “Затмения” резко отличается от двух остальных фильмов. Раньше Сага поддерживала атмосферу “готичности”, но не травмировала зрителя глубоким ужасом перед внезапной смертью от клыков вампира. По сути, ни в “Сумерках”, ни в “Новолунии” мы не видели таких откровенных, жестоких сцен обращения, как в “Затмении”.
А далее сюжет начинает стремительно развиваться, что оправдано ограниченным временными рамками фильма, но не стоит нервов зрителей, особенно учитывая нежный возраст большинства.
Но вот пролог за спиной. Эдвард и Белла нежатся в лучах солнца на любимой полянке, читая стихи. Мрачная пощечина пролога сглажена нежностью продолжения. Дальше сюжет течет мерно, спокойно, в духе предыдущих двух фильмов. Свою эксцентрику режиссер показал лишь началом, больше не сбиваясь с заданной мрачности.
Фильм изобилует юмором, которым зрители обязаны неуклюжей Белле Свон (К. Стюарт), кроме тяжелого выбора она еще умудряется потянуть руку при ударе об лицо лучшего друга, так же сказать пару другую смешных замечаний.
Джейкоб Блэк (Т. Лотнер) не уступает ей в юморе. Сцена около дома Свонов, где он ругается с Калленом, смешна своей наивностью. Разве из-за какого-то поцелуя разводят такую бурю эмоций? Но зато в палатке, грея Беллу, тогда как Эдвард (Р. Патиннсон) этого сделать не может, Джейкоб покоряет не только своим остроумием, но и явно не детской сексуальностью. Да, парень заметно “подрос” за прошедшие два фильма. Вот теперь становится понятно, что Эдвард получил в лице Джейкоба настоящего соперника, а не наивного маленького мальчика.
Накал страстей разгорается к середине фильма. Белла не может разобраться в чувствах к Джейкобу. Получается, она ни отпустить, ни принять предложение оборотня не может. Тем самым, она мучает не только себя и Джейкоба, но и Эдварда, готового порвать себя и Джейка на британский флаг, лишь бы угодить Белле.
Все эти сложные отношения зритель понимает из разговоров между героями. Частенько игра актёров оставляет желать лучшего. Явные противоречия видны в игре Тейлора и Роберта, эти двое молодых людей хорошо постарались, несмотря на приязнь за приделами съёмочной площадки. В их героев действительно хочется верить, а так же видно, что они ненавидят друг друга со взаимной страстью. Чего нельзя сказать об игре Стюарт. Порой, кажется, что у неё совершенно отсутствует мимика. Даже в разозленном состоянии лицо остается спокойным, с одинаковым выражением отстраненности. Правда изредка Стюарт пыталась свести брови, придавая тем самым лицу опечаленный вид. Не совсем удачно. Её мимика слабо меняется от фильма к фильму, а ведь Белла изменилась, изменилась и её реакция на окружающие события; увы, этого не видно.
Но хватит о золотой тройке. В фильме присутствуют не менее интересные персонажи, а так же сюжет, от которого пришлось отвлечься. Режиссер привнес свое собственное видение, позволив себе показать зрителю происходящее по другую сторону баррикад в стане армии новообращенных вампиров. Пока Эдвард с семьей строят догадки о возникновении большого количества вампиров в Сиэтле, зритель уже точно знает, что всему виной Виктория, а так же, что Волтури в этой истории имеют свою выгоду, поэтому и не вмешиваются. Этот весьма удачный ход позволяет зрителю переживать за героев. Основная интрига хоть и раскрыта, но немалое остаётся за кадром.
Виктория (Брайс Ховард) не отказалась от своих планов мести Эдварду, но она понимает, что семья Калленов не позволит ей добраться до Беллы. Поэтому она набирает молодую армию: кровожадную и мощную.
Новая актриса, заменившая выбывшую Рашель Лефевр, во всем уступает предшественнице. Колоритный образ Виктории, созданный Майер и прекрасно переданный Рашель, невозможно примерить к Брайс. Девушка оказалась не только внешне неподходящей, но кажется, на экране больше трогательной, чем угрожающей или коварной. В ней нет той “дьяволинки”, что была в Рашель. Все попытки изобразить ярость – тщетны. Сложно поверить в то, что эта хрупкая особа несет в себе угрозу. В то время как Рашель действительно внушала и страх, и трепет, и была по–своему привлекательна.
Ещё один новый герой - Райли. Бывший житель Сиэтла, он стал жертвой планов Виктории, одураченный её россказнями о любви. Райли оказывается тем самым мучеником, которого зрители видели в прологе. К сожалению, парень не задержится в фильме больше одной части, но его персонажа стоит отметить благодаря игре Ксавьера Сэмюэля. Очень органично он вписался в пару к новой Виктории. Умея быть не только жестоким в отношении воспитания новообращенных, он так же показывает нежность и наивность, направленную в сторону Виктории. Ксавьер более подвижен лицом, нежели его напарница или Стюарт. А так же он, само собой, переплюнул в игре и других новичков Саги, но все же ему далеко до Роберта или Тейлора, которые уже не первый год примеряют свои роли и умеют их отыгрывать с филигранной точностью. В финальной сцене, где Райли делает выбор между увещеваниями Эдварда и Виктории, его становится по настоящему жалко.
Но в фильме есть еще одна находка - Бри Таннер – новообращенная (Джодель Ферланд). Кто хочет подробнее ознакомиться с историей короткой жизни этой героини, могут почитать об этой
в книге "Короткая вторая жизнь Бри Таннер", но в фильме мы встречаем её буквально на пороге смерти. Девушка совсем не хочет убивать и не понимает, что происходит. В борьбе с волками и Калленами Бри сдается в надежде сохранить свою жизнь. Маленькая героиня выглядит жалко, вызывает сострадание. Все, что несла в себе Бри, Джодель передала просто потрясающе! Даже то, что она выглядит простовато, играет ей на руку. Персонаж получился очень живым, трогательным. Конечно, было бы здорово, если бы она осталась в живых, но, увы, и с ней нам пришлось познакомиться и тут же расстаться. Волтури не дают второго шанса, как метко заметила Джейн (Дакота Фэннинг).
Клан Волтури вмешиваются лишь в финальной сцене, когда армия новообращенных разбита, но зритель видел их раньше и знает, что все не так просто с этим главенствующим кланом. Сложно что-то сказать о Волтури. В третьем фильме они не занимали ведущей роли, но сохранили холодность и высокомерие из предыдущего фильма. Так же зритель узнает, что Аро по–прежнему имеет виды на Элис и Эдварда, что вызывает вопросы, на которые в этом фильме ответы получить не удалось. Но, возможно, в следующий раз...
Но как же семья Калленов? Как они проявились в третьей части?
Затмение порадовало фанатов флэшбэками. Если раньше зрителю не было ясно, как Розали, Джаспер, Эммет попали в семью, то фильм ответил на эти вопросы. Так же необоснованная неприязнь Розали к Белле нашла своё объяснение.
Единственное, что смущает – скомканость повествования. Информация преподносилась уж слишком наиграно и не уместно. Розали внезапно начинала откровенничать с Беллой, а Джаспер с охотой раскрывал далеко не простое прошлое.
Отдельно хочется отметить стилизацию и декорации флэшбеков. Мы действительно словно перенеслись во времена Гражданской войны или в спокойную Америку середины двадцатого века.
А вот про Карлайла с Эсми в этом фильме, кажется, забыли. Присутствуя на экране, они словно бы выпадали из общей картины. Неужели все самое интересное о них осталось в первых двух фильмах? Это действительно весьма огорчительно.
Немалую роль сыграла и стая. В третьем фильме зритель явственно видит, как меняется отношение стаи к вампирам. Наконец-то все становится на свои места благодаря легенде рассказанной Билли, отцом Джейкоба. Обоснования для лютой ненависти к вампирам у оборотней было более чем достаточно. Но так же эта легенда дала подсказку Белле, которой та успешно воспользовалась. Режиссер постарался на славу, связав все воедино. Историю Джаспера с обучением семьи. Стаю с решением Беллы, а неприязнь Розали с банальной завистью. Все именно так, как и говорилось у Майер, только намного красочнее.
Два часа фильма пролетают как десять минут, и заслуга в этом принадлежит не только игре актёров.
Многие авторы и композиторы постарались ради этого фильма. Muse, Metric, Sia и другие, чьи песни вошли в саундтрек, специально постарались, помочь зрителю проникнуться атмосферой фильма. И это получилось просто потрясающе! Кажется что Muse превзошли сами себя, подарив слушателям такую композицию как
Neutron Star Collision (Love Is Forever). Говард Шор порадовал мягким музыкальным сопровождением, но все вместе создавало непередаваемую атмосферу мистической истории, которую так тщательно снимал Дэвид Слэйд.
Так же стоит отметить немалый труд гримеров. Как и в первых двух частях вампирский грим поражают своей реалистичностью. Бледность очень легко принять за болезненность, а цвет глаз – за уникальную особенность. Хотя иногда все же хочется что-то сделать с париком Розали, вот уже третий фильм с её волосами что-то страшное твориться. В сцене на балконе, во время разговора с Беллой, её причёска выглядит совершенно неестественно.
Костюмы, одежда героев - все хорошо подходит и гармонично выглядит, Эдвард, наконец, снова смотрится, как семнадцатилетний парень, а не взрослый мужчина, коим его сделали в “Новолунии”.
Образы героев, созданные в фильме, легко скопировать, поэтому они настолько узнаваемы в каждой пародии на нашу любимую Сагу. Причёски, стиль, одежда – всё узнаваемо, это своеобразный бренд.
Хочется сказать пару слов о спецэффектах. Удивительно, но их в “Затмении” в меру, однако сравнимо больше, чем в двух других фильмах. По мнению многих волки в этой части Саги оказались более тщательно прорисованными. Сцены борьбы, погоня за Викторией по ночному лесу – картинка получилась ненавязчивой и не перегруженной. Финальная битва, что разворачивалась на двух фронтах – на поляне и возле палатки – весьма напряжённая, но не затянутая. Говорят, есть несколько классных сцен из неё, которых пришлось вырезать из-за рейтинга, может, стоит понадеяться, что мы увидим их на дополнительных материалах к диску.
Итак, стоит ли фильм такого пристального внимания к себе? Сложно сказать. Фильм вышел довольно противоречивым. Что-то безусловно упустили из книги, но Дэвиду Слэйду удалось создать неплохой сплав экшна, юмора и любовной истории.
Так что режиссёр скорее порадовал зрителя, нежели разочаровал. Может, мужская публика в этом фильме найдёт что-то большее для себя, чем в предыдущих двух частях картины, но всё же “Затмение” в первую очередь – фильм о любви, а не о битвах.
Так что любителям романтических мелодрам сдобренных изрядной долей мистики фильм подарит незабываемые впечатления.
Не стоит забывать, что поход в кино всегда начинается с выбора...
СОДЕРЖАНИЕ