25 мая 2017 года, в рамках 70-го Каннского международного кинофестиваля был показан триллер «Хорошее время», снятый братьями Беном и Джошем Сэфди, главную роль в котором блистательно сыграл Роберт Паттинсон. Это первый фильм Сэфди, вошедший в основной конкурс Канн (ровно 10 лет назад они представляли в «Двухнедельнике режиссеров» картину «Удовольствие быть обкраденным», после чего другие их работы неоднократно участвовали в крупных смотрах). Кроме того, это один из четырех проектов независимой студии А24, представленных в этом году в Каннах (три других ленты - «Убийство священного оленя», «Предрассветная молитва» и «Как разговаривать с девушками на вечеринке»).
Действие «Хорошего дня» разворачивается в Нью-Йорке, как и в предыдущей картине режиссеров «Бог знает что». Конни (Роберт Паттинсон) и его брат Ник, страдающий слабоумием (Бен Сэфди), совершают ограбление банка, но все идет наперекосяк – Ника задерживают полицейские, в то время как Конни удается сбежать. В попытках вытащить брата из тюрьмы он заходит все дальше и дальше, попадая в одну криминальную историю за другой. Зрелище, полное адреналина, приобретает абсурдистские и психоделические нотки после того, как выясняется, что Конни вытащил из больницы вовсе не Ника (тот угодил туда после того, как его избил один из заключенных), а преступника Рэя (Бадди Дюресс). С этого момента последний становится его напарником и невольным сообщником. Еще двумя яркими персонажами ленты являются Кори (Дженнифер Джейсон Ли) и Кристалл (16-летняя дебютантка Талия Вебстер), каждая из которых – на свою беду – попала под обаяние Конни.
Название картины на поверку оказывается саркастичным, ведь представить, чтобы день прошел настолько скверно, сложно. Такое развитие событий можно вообразить разве что в страшном сне! Тем не менее, зрителю повезло гораздо больше, чем главному герою – наблюдать за злоключениями Конни чрезвычайно увлекательно. Как отмечают сами режиссеры, они назвали свой новый фильм именно так, потому что «просто не придумали ничего более подходящего», но первое время после просмотра фильма кажется, что это лишь попытка отшутиться – в такое заявление верится с трудом.
Одним из референсов картины стала «Песнь палача» Лоуренса Шиллера, также в фильме прослеживается влияние «Таксиста» Мартина Скорсезе. Более того, некоторые критики называют Конни психопатом, сравнивая его с Трэвисом Биклом. Сами режиссеры это не отрицают, добавляя, что, хотя и вдохновлялись этими работами, гораздо большее влияние на процесс создания ленты оказали сцены из реальной жизни, увиденные в телешоу «Копы».
Братья Сэфди замахнулись на то, чтобы проанализировать метафизику преступления, и у них это получилось. Режиссеры, в каждом своем проекте отталкивающиеся от персонажа, поставили в центр сюжета Конни, одержимого идеей спасти брата. Братья Сэфди хотели видеть в этой роли Роберта Паттинсона с самого начала. Он подключился к работе еще на этапе написания сценария и многое привнес в создание образа персонажа. Хотя пробы ему все-таки устроили. Чтобы быть максимально убедительным, британец Паттинсон старался говорить с денверским акцентом.
Что касается его экранного брата Ника, изначально не планировалось, что его сыграет Бен Сэфди. Утверждение на роль произошло после того, как он записал 35-минутное видео, где в образе персонажа отвечал на вопросы. По его собственному признанию, «это было неудобно – как только запись закончилась, я встал и ушел». Продюсеры посмотрели видео и были впечатлены – они даже не узнали Бена: «Кто этот парень? Он великолепен, давайте утвердим его!» И, надо отметить, он настолько убедителен в этой роли, что в первой сцене даже кажется, будто это часть документального фильма, рассказывающего о работе врачей с умственно отсталыми пациентами.
Впрочем, куда большее внимание – отчасти по причине большего экранного времени, отчасти – из-за того, что он является локомотивом сюжета – привлекает Роберт Паттинсон, которому также удалось создать сложный и убедительный образ. От проекта к проекту бывший Эдвард из «Сумерек» продолжает доказывать, что он многогранный артист, способный на самые неожиданные перевоплощения. В «Хорошем дне» его герой не единожды попадает в ситуации, где демонстрирует удивительную способность решать даже самые сложные проблемы. Правда, чем в большее количество таких ситуаций он попадает, тем меньше шансов у него выйти сухим из воды. Примечательно и то, что персонаж Паттинсона выступает в роли «злого демона» - он становится источником неприятностей для всех, с кем сталкивается по ходу развития сюжета, втягивая их в водоворот собственных проблем и заставляя страдать.
В чем-то картина перекликается с «Хэппи-эндом» Михаэля Ханеке. Как говорит Ева своему отцу Томасу: «Ты никого не любишь». Ни свою нынешнюю жену, ни бывшую жену, ни любовницу, ни дочь. Таков же герой Паттинсона – с самого начала он воспринимается как эгоист. Он использует Ника для ограбления банка, затем Кори, чтобы та заплатила залог за его брата, потом Кристал, желая заполучить машину, и, наконец, Рэя, благодаря которому он надеется обзавестись деньгами. Декларируется, что главной движущей силой сюжета является братская любовь. Но так ли это?
На первый взгляд – вряд ли. Поступок главного героя, совершенный им в финале, похож не на акт альтруизма, а на попытку человека сделать хоть что-то правильное, когда его загнали в угол, и другого выхода нет. Но если смотреть на ситуацию не так однобоко, то становится ясно, что Конни развязывает кармический узел, который сам завязал, втянув брата в преступление, тем самым давая Нику возможность начать новую жизнь, а ему самому – встать на путь искупления. И в этом смысле лента приобретает многомерность, заставляя усомниться в саркастичности названия фильма. Может, время действительно хорошее, ведь только пройдя через тяжелые испытания, можно увидеть «свет в конце тоннеля»?
Во всяком случае, для создателей фильма время и правда хорошее. Картина впечатлила критиков – она получила рейтинг 2,6, и на данный момент занимает четвертое место по оценкам журнала Screen, уступая «Квадрату», «Миру, полному чудес» и «Нелюбви». Некоторые прочат Паттинсону приз за лучшую мужскую роль. Насколько совпадут или, напротив, разойдутся мнения жюри и критиков, станет ясно уже скоро – церемония вручения наград пройдет 28 мая.
Автор: Фаина Фардо
За информацию спасибо сайту http://www.proficinema.ru.
Канны 2017: «Хорошее время» - чем хуже, тем лучше
|