автор фика: Avrora_Monro
«Десять негритят решили пообедать,
Один вдруг поперхнулся, их осталось девять...»
А. Кристи, «Десять негритят»
Приблизительно так и начинается детективный фанфик под названием «Тайна».
Итак, перед нами на семейном ужине собралось добропорядочное и отнюдь не бедное семейство Калленов. Родители и шестеро детей, из которых лишь двое (Эммет и Розали) родные, вся остальная каноническая четверка — Джаспер, Элис, Эдвард и Белла — приемные.
Все в лучших традициях детектива: Карлайл Каллен произносит тост, упоминая о том, что он недавно составил завещание и, отхлебнув воды из стакана, преподнесенного любимой женой, падает. Карлайл умирает от инфаркта. Однако врачи не исключают отравление.
И тут при семейном разговоре выясняются очень интересные подробности: накануне вечером в комнате отца семейства побывали практически все дети, при чем общая тема всех разговоров была банальна - деньги. Вернее, их избыток у отца и хроническая нехватка у всех детей.
Дальше события развиваются еще драматичнее. Утром Беллу находят в луже крови на дороге под балконом ее же комнаты. По совету одного из братьев (кстати, его личность очень долго остается неустановленной) из общего дома убегает Розали. Которая, между прочим, беременна.
Спустившись вечером в кухню на шум, Эдвард вместо вора обнаруживает Элис, решившую успокоить нервы бутылкой виски. Наутро после выпитого «успокоительного» Эдвард обнаруживает сестру в луже крови, а в своей руке — нож. При чем у него и раньше имелись проблемы и с алкоголем, и с самоконтролем в пьяном виде. Тут же Эдвард припоминает, что он в пьяном виде заходил в комнату Беллы как раз перед ее смертью, и делает соответствующие выводы. Так что через пару часов, выбив дверь в его комнату, братья находят тело Эдварда висящим в самодельной петле из простыни под потолком.
Однако, это не конец. В следующей главе оказывается, что Джаспер купил пистолет с криминальной историей, а Эммет падает замертво. Домой возвращается Эсме, а по телевизору передают, что Розали Каллен разбилась на машине, тормоза на которой были умышленно испорчены.
Эсме убивает Элис, которая, как оказывается, еще раньше пыталась отравить мать, да только отравленную воду в бокале выпил отец. Именно Элис перерезала тормоза в машине Розали, довела до самоубийства Эдварда и подсунула Эммету отравленный чай, понадеявшись стать единственной наследницей родительских денег. С этой же целью она выманила пистолет у Джаспера попыталась пристрелить оставшегося в живых родственника. Однако они не знали, что Белла разыграла собственное убийство, и, пока они спорили в доме, благополучно открутила вентиль у газовой трубы, взорвав дорогих родственников и оставшись единственной наследницей всего состояния Калленов.
Задумка у произведения очень хорошая. Чувствуется влияние Агаты Кристи и постулата «Подозреваются все». Сюжет действительно закручен очень лихо и «держит» до последней главы. Личность убийцы автор раскрывает только в последней главе, и, само собой, окончание рассказа еще более неожиданное.
Однако реализация задумки автора едва тянет на три из пяти баллов. Первое, что бросается в глаза — огромное количество пунктуационных ошибок и неправильное оформление прямой речи. При этом Карлайл почему-то превращается в Карлаила, а в фамилии Калленов постоянно теряется вторая буква «Л». Тексту необходим хороший редактор.
Девяносто процентов текста составляют диалоги, выписанные достаточно скомкано. Описания окружающей обстановки, мыслей, идей, ощущений и действий героев, которые не входят в эти диалоги, передано очень скупо, буквально в двух-трех предложениях в каждой главе, из-за чего сюжет несется с дикой скоростью взбесившегося локомотива. Автора явно не заботили детали, выпадающие из наполеоновской схемы: «пришел-увидел-победил».
Цитаты: «Эммет Каллен, молодой хирург клиники Нью-Йорк Мемориал. И надо отметить один из лучших.»
«Девушка держала сеть ресторанов в Нью-Йорке, бизнес особо не процветал, но и убыточным не был..... Джаспер Каллен, известный голливудский актёр, пару раз посетив ресторан Эллис, и назвав его своим любимым заведением в нескольких интервью, дал очень большой толчок к поднятию бизнеса сестры.»
О раскрытии образов всех действующих лиц можно говорить весьма условно. Каждый герой характеризуется автором очень кратко и почти схематично: Эммет — лучший хирург, Элис — владелица сети ресторанов, Джаспер — голливудский киноактер, Розали — успешная модель, Эдвард — бывший алкоголик, Карлайл — бывший политик. О Белле практически ничего не сказано, кроме того, что она любит Джейкоба Блэка и собирается за него замуж.
Если родственники так ненавидели друг друга, что начали убивать, то очень хотелось бы увидеть авторское объяснение такой ненависти. Безусловно, что огромное наследство Карлайла Каллена, определяемое в детективе основным двигателем убийства — весьма веский мотив, однако для убийства такого количества родственников и такой ненависти к ним Элис, которая, по словам самого автора, содержала сеть ресторанов и была отнюдь не самой бедной в семье, должно быть более логичное объяснение. Эсме сама предлагала Элис финансовую помощь, и, если в ресторанном бизнесе девушки был кризис, то куда проще было бы действительно взять у матери предлагаемые деньги, чем пытаться ее отравить.
По сюжет Джаспер, оказывается, убил любовника Розали, от которого девушка была беременна и который обещал дать ей роль в фильме, но не сдержал обещания. На мой взгляд, для Джаспера, который сам вращался в киношной среде и должен был быть свидетелем бессчетного количества подобных случаев, это был хороший мотив для мордобоя, но достаточно шаткий для убийства. Если, конечно, у них с Розали отношения строились так же, как с остальными сестрами. Но об этом в произведении ничего не сказано.
Да и о других отношениях между членами семьи сказано очень мало. Автор лишь коротко указывает на то, что Эдвард любил Беллу совсем не как сестру. Но как ладили между собой братья? Как относились друг к другу сестры? Какие отношения в семье сложились между детьми и родителями? Автор не дает ответа ни на один из этих вопросов, а между тем, рассказ о внутрисемейных отношениях в детективах такого типа очень важен, и мог бы либо что-то прояснить для читателя, либо запутать сюжет еще больше.
По ходу сюжета Розали постоянно советуется с одним из братьев, который впоследствии уговаривает ее бежать из дома. Однако до конца произведения его личность остается за кадром. Может быть, по задумке автора его о его личности читатели должны были догадаться сами (ставлю на Джаспера), однако очень хотелось бы, что в самом конце при раскрытии всех тайн автор раскрыл и эту загадочную личность.
В седьмой главе (всего глав в произведении восемь) возникает вообще интересная концовка фика.
Цитата: «И тут из кухни выбегает Борат Сагдиев, достаёт с кармана пулемёт, из рюкзака два патрона, и стреляет по всем.
- Меня зовут Борат, - говорит он на прощание.»
Автор объясняет свою выходку протестом против тех читателей, которые не оставляли отзывов после прочтения. Достаточно забавное альтернативное окончание, но , на мой взгляд, это несерьезное отношение и к своему произведению, и к читателям.
Сам фанфик оканчивается на восьмой главе, но и эта концовка тоже не слишком продуманная. Чтобы такой большой дом взорвался от скопления газа, дом должен был быть как герметичный шарик, забитый газом до отказа, что маловероятно. К тому же, резкий запах примесей газа никто из находящихся в доме не должен был заметить, что тоже маловероятно.
Я бы сказала, что у автора очень хорошие способности к построению интриги, что очень немаловажно для написания детектива, и произведение отнюдь не плохое, интересное и не скучное, но очень сырое и нуждается в доработке. Создается стойкое впечатление, что все писалось наспех. Автор создал неплохой костяк сюжета, но очень хотелось бы видеть, как на этом костяке нарастет художественное «мясо». Пожалуй, автору стоило бы кроме редактора найти еще и более опытного соавтора, который смог бы сгладить многочисленные неровности текста и дописать фон к диалогам.
Ссылка на фанфик: "Тайна"
Автор рецензии: Bellona