4 из 5
Двое лучших друзей трудятся врачами скорой помощи. Один — семьянин, вечно жалующийся на свою жизнь семейную. Жена, двое детей, в том числе проблемная 18-летняя дочь. Второй — наоборот, сам по себе. Верный пёс, случайные связи, вечера наедине с алкоголем. До кучи опухоль и ещё кое-какая аномалия в мозге. О чём он узнаёт после неординарного случая на очередном вызове: сквозное ранение, нанесённое престранного вида мечом, рядом с пострадавшим обнаруживается старинная монетка — также престранного вида — и пустой пакетик из-под синтетического наркотика с названием Synchronic. Вскоре подобные случаи учащаются, и на каждом месте происшествия находятся такие же вскрытые пакетики. А затем упомянутая проблемная дочь пропадает.
Дуэт Джастина Бенсона и Аарона Мурхеда — величина ещё скромная, но уже серьёзная, с выработанным собственным стилем и сложившейся базой поклонников. И заметно растущая — заметно уже хотя бы по тому факту, что если в прошлом своём фильме Джастину и Аарону приходилось самим исполнять главные роли, то теперь, в «Грань времени», за них это делают широко известные актёры — Джейми Дорнан и Энтони Маки. Впрочем, все остальные ключевые позиции снова либо заняты сразу обоими товарищами, либо поделены меж ними.
«Грань времени» долго и обстоятельно со всех сторон нагнетает. Угрюмый нуар с вкраплениями специфических атрибутов Нового Орлеана (вуду, мрак болот, вот это всё), медицинского процедурала и психоделических видений, камера то и дело многозначительно от огней ночного города устремляется в звёздное небо, сгущающаяся драма, зловещие таблетки, необъяснимые смерти, притоны с загадочными надписями на стенах. Красота да и только. Возможно, даже слишком хорошо. Потому как есть вероятность, и немалая, обмануться в ожиданиях, когда выяснится, что те причудливые декорации, которые на ваших глазах возводились, служат всего лишь обрамлением на первый взгляд маленького и просто скроенного рассказа в жанре темпоральной фантастики. Разумеется, простота эта во многом кажущаяся.
Бенсон и Мурхед не пытаются жанр переизобрести, как Кристофер Нолан недавно. Хотя придуманный ими механизм перемещения во времени также весьма незауряден: в частности, регулируется он пространством, и понимать это надо максимально буквально. Но, опять же, в отличие от нолановского подхода, при котором приоритет отдаётся техническим, структурным и прочим наворотам, подход Бенсона и Мурхеда сугубо гуманистический, с упором на драматургию, а навороты и всякое фантастическое выполняют прикладные функции.
Нельзя, однако, сказать, что путешествия во времени здесь играют какую-то малосущественную роль. Наоборот, очень даже существенную. Но отнюдь не первостепенную. Первостепенна душераздирающая — Маки, Дорнан и пёсик по кличке Хокинг тут так стараются, что у каменной статуи в груди заноет — история о дружбе и самопожертвовании, сопровождаемая размышлениями на вечные темы, при этом генеральная мысль транслируется посредством как раз темпоральщины. Формулируется она так: прошлое — отстой, только музыка там хорошая. Мысль, конечно, небесспорная, но конкретными примерами и умозаключениями подкреплённая. Не голословное суждение, не лишь бы чего брякнуть.
Кроме того, означенный тезис через ту же темпоральщину срифмован с тезисом, который вроде бы никто в здравом уме и так не будет ставить под сомнение, однако ж проговаривать его частенько приходится. А именно: наркотики — отстой. Уже без уточнений насчёт музыки (да они, в общем-то, и излишни). В свою очередь, эти концептуально-смысловые навороты крепятся к действительно не особо затейливому сюжету, где двое лучших друзей сталкиваются с разного рода несчастьями, — да, с помощью той же темпоральщины. И сверху всё обильно украшено фактически необязательной, но задающей тон и создающей настроение мишурой - болотами, звёздами и прочим.
Воображение, прямо скажем, не поражает, особенно после «Паранормального» — резонно ведь было предполагать, что Бенсон с Мурхедом на сей раз забабахают что-нибудь ещё более грандиозное и неожиданное. С другой стороны, они себе нисколько не изменили, в целом продолжив гнуть свою линию, только уже в сторону мейнстрима. Ну, знаете, чтобы люди потянулись, не всё ж в андеграунде торчать. А в мейнстриме творить так, как они раньше творили, — это надо сначала репутацию заиметь, вес набрать, иначе не примут. С этой позиции «Грань времени» - кино идеально сбалансированное: достаточно понятное, доступное и обаятельное, чтобы привлечь новую публику, и достаточно своеобразное, чтобы не распугать старую.
За информацию спасибо сайту Российская газета
«Грань времени»: причудливая фантастика про хронопсихонавтику
|