Рецензия к фанфику «Соловей»
Автор рассказа: BlackthornTales Полина
Автор рецензии: free_swallow Марина
Ссылка на текст: Соловей
… жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятье. Избери… (Второсказанье 30гл.)
Иногда кажется: бродить по просторам фанфикшена – мое призвание. Вечно в поисках чего-то нового, совсем необычного, неизведанного (или хотя бы не до дыр истоптанного). И, как в сказке, однажды я повстречала её… эту, такую удивительную и вместе с тем ожидаемую, историю с совсем чудным названием – «Соловей».
Что же в ней необычного? Ну, во-первых, автор отошел от приевшейся линии повествования, отбросил стандартную историю любви, позволяя своей фантазии проделать колоссальную работу. Ведь главный герой, Джеймс, уже знакомый нам персонаж, который успел обрести особую оценку в наших глазах и, как говорится, «место в нашем мире». И вот автор, радикально не меняя характера Майеровского героя, развивает его, пуская нас в путешествие по совсем иной ветви его сознания. Используя множество эпитетов, метафор, необычное построение предложений, окунает нас в стихию Джеймса, который, родившись еще в XIX веке, воспитан в особой культуре, что заметно в каждом полёте его мысли, описании пейзажа, либо действия. А ведь очень тяжело писать "в прошлом веке". А в нашем случае не просто "веке", а в "веках". Совершенно иная атмосфера, язык, повадки. Даже сравнения совсем не похожи на те, к которым привыкли мы, дети XXI столетия.
("Отбить у старшего брата невесту — почему нет, раз этот надутый чванливый болван не в состоянии ее удержать? Поиграться с ней в верхних комнатах усадьбы, пока внизу, в главной зале, гремит музыка, кружатся танцующие пары, а ее безмозглые родственнички ломают голову над тем, куда же это мы подевались - без малейших угрызений совести — чего еще ожидала эта жалкая кудрявая овца, зазывно глядя на меня поверх веера и томно вздыхая?")
И то, что автор смог преподнести это нам, «не расплескав по дороге», гласит о высоком профессионализме.
Полина даже не пытается показать нам Джейса «хорошим мальчиком». Нет, он с малых лет был жесток, непоколебим, высокомерен. Он всегда считал себя достойным отнять жизнь любого, стоящего у него на пути.
("А раз они не дерзают жить, то разве не законно предположение, что жизнь им и не нужна? А коли так, то только справедливо, если ее у них заберет тот, кто дерзает. Я".)
Он сам еще при жизни называет себя вампиром. Значит, решаем мы, это и есть его сущность. Превратившись, он, конечно, не изменился. И в один из моментов его существования, почувствовав удивительный аромат в утреннем воздухе, он, как хищное животное, следует за ним, выискивая свою добычу. Между тем, хочу заметить, описания этого запаха столь ненавязчивы и приятны, натуральны и наполнены простыми эпитетами, что он проносится мимо нас, заполняя наши квартиры…
("Едва ощутимый утренний ветер донес до меня этот запах — чистый, свежий, льдистый и одновременно пряный, вкрадчиво, но необоримо сковывающий разум своей мягкой магией…")
Джеймс рисует в своем воображении картинку будущей жертвы – несомненно красотки с золотыми кудрями, но вместо того видит неприметную в своей особенной красоте «малолетнюю девчонку». Повинуясь порывам хищника, решившего поиграть со своей жертвой, он выходит из убежища… но девочка не пугается… улыбается… говорит с ним… И вот, Джеймс не спешит полакомится, в нем зарождается новое, неизведанное чувство… И уже голос новой знакомой не уступает ее запаху
("…голос у нее оказался необыкновенно звонким, мелодичным и чистым, словно пение соловья под аккомпанемент журчания холодных струй лесного ручья").
Хочется похвалить автора за «шаг вперед», а не кружение у канонов, ибо голос, который похож на «перезвон колокольчиков» уже ой как приелся и лишил терпкое послевкусие! И вот тут впервые Полина вводит в рассказ удивительное сравнение, которое достойно отдельной строчки в рецензии. Чистота и глубина передаваемых чувств переплетается с красотой описания «хрустальной девочки»: "Она напомнила мне статуэтку из тончайшего венецианского стекла — главное отцовское сокровище, баснословно дорогое и баснословно прекрасное. Это была фигурка нимфы в венке из полевых цветов, настолько хрупкая, что казалось, стоит к ней прикоснуться — и она рассыпется мириадом сверкающих осколков. Я вспомнил, как завороженно любовался игрой солнечных лучей на прозрачном личике этой хрустальной феи, не смея протянуть к ней руку и в то же время страстно желая получить эту драгоценность."
Позже Элис еще не раз будет уподобаться феи в глазах Джеймса. Да, он влюбляется, но стоит почитать о его пути к осознании собственного чувства, последить за диалогами героев, которые могут показаться очень странными, но ведь говорят девчушка, заточенная в лечебнице для умалишенных, и растерянный вампир…
Начинается сказка? Отнюдь! Звериная суть Джеймса борется за свое существование. Он почти срывается в комнате Элис, но тут появляется новый герой «второго плана». Автор не уточняет, кто же такой Джереми, старик-вампир, приходящий к девочке ночью справиться о ее самочувствии. Для меня этот персонаж «покрыт мраком»… но, как только немой вопрос срывается «с моих уст», добрый автор сразу же готов дать подсказку… О нашем незнакомце писалось еще в «Сумеречной Саге», не уточняя его имени, бросая лишь пару слов, которые не смогли и не смогут укротить аппетит жаждущего. Но таким «умникам», как я, совсем не помнящим подобного момента в книге, остается только догадываться о его причастности к истории Элис. Может, стоило автору написать о нем более подробно, дать пищу для размышлений, намекнув… Ведь, если вводишь героя, то он должен быть понят читателями. Так же, как в драме: "Если в первом акте на стене висит ружье, то в последнем оно обязательно выстрелит" – истина из уст вечно живущего А.П. Чехова. Вот, я нашла этот незначительный минус! И этому безумно рада, так как в такой истории это почти неосуществимая задача!
Зверье уже практически проиграло: губы, волосы, кожа девушки затмили всё… но нет, оно вырывается, заставляя нашего героя сбежать.
И тут в игру врывается Виктория. Холодно красивую, притягательно страстную, мы встречаем ее еще в первой главе, как создательницу и любовницу Джеймса. По большому счету, она и Лоран были единственным близкими «людьми» для нашего вампира. До встречи с Элис. Теперь она стала его Героином, его героиней, его лучом света. Но, толпа всегда имеет влияние на человека, даже подобия человека – вампира. И, слушая слова той, с которой провел не один год, он безвольно начал вслушиваться. Воспоминания, всплывающие с глубины подсознания Джеймса, выполняют миссию духов Рождества, заставляя вспомнить прошлое и заглянуть в возможное будущее. И полет этой решающей мысли так хорош. Мягкий, плавный, поющий.
("Хрустальная фея улыбается замершими прозрачными губами с резной полки залитого солнцем кабинета. Разве соловей любит розу меньше, когда ее шипы вонзаются в его грудь? А любит ли роза, убивая его?.. Смерть должна быть такой же, как жизнь, - ведь мы не становимся другими только потому, что умираем").
И вот, решение принято… Попытка не удалась, бой проигран.
Не смотря на ужас всей ситуации, нескрываемую жестокость вампиров, рассказ нежный и незабываемый. Автор не ударяется в описание покушения, кровавой драки, ведь, как Полина сама заметила, все дело в решении Джеймса. И тут противоположность – история ведь называется «Соловей»! И это не просто «бродячий» соловей, сидящий на высоком Дубе, пробуждающий своим пением соседний лес. Нет, он уподобляется герою притчи Оскара Уайльда «Соловей и роза». И это (осознаешь только в конце) совсем не Джеймс. Это та, которая разволновала душу вампира, заставляя распуститься розу его любви, вгоняя в свое сердце ее шипы. Эта притча – второй слой разбираемого рассказа. Только прочитав ее, возможно полностью погрузится в творение Полины.
Еще хотелось сказать пару слов о самой Элис. Эта девочка совсем не похожа на знакомую нам веселую красавицу-вампиршу, обожающую шоппинг и вечеринки. Наша Элис задумчива, верящая в чудо("Меня никто не навещал все эти годы. Ни одного раза!.. А я все равно надеялась! И вот пришли вы!"), но вместе с тем принимающая действительность такой, какой она оказывается ("А разве соловей любит розу меньше, когда ее шипы вонзаются в его грудь?").
Автор описывает ее только сквозь призму восприятия Джеймса, что придает особой интимности. И после прочтения Элис-человек не может воспринимается иначе, как придуманным Полиной образом «хрустальной девочки».
Сейчас хочется прокричать как можно громче: «Люди, начинайте ценить то, что находится рядом с вами!», ведь «Соловей» - полноценный flashback «Сумеречной Саги», оригинальный, качественный и чувственный. И каждый обитатель нашего сайта, заслужено считающий себя «ценителем красоты», просто обязан прочитать произведение уважаемой BlackthornTales.
И, пользуясь случаем, хочу сказать огромное спасибо Полине за то, что поднимаешь русский фанфикшн с той пропасти, в которую он катится. Также хочу пожелать вдохновения и трудолюбивой музы!
Опускаюсь в глубоком реверансе, F_Sw.