Популярность киносаги «Сумерки», сериалов «Настоящая кровь», «Дневники вампира» снова ставит вопрос о том, почему нас так привлекают вампиры?
ПОЧЕМУ ИХ ЛЮБЯТ
1. Нам просто скучно. Саги о вампирах — эмоциональная жвачка, симулятор сильных эмоций, которых не хватает в монотонной жизни. Плюс отсутствие перемен и, главное, их перспектив в личной и профессиональной жизни. Вурдалаки — признаки замирания и стагнации. В эту категорию зрителей попадает офисный планктон, чиновники, бюджетники, пенсионеры, домохозяйки.
2. Вампириада — услада для девушек, которые все-таки ждут прихода если не принца, то особого мужчины, чары которого неотразимы.
3. Ближе всего к потусторонним силам человек оказывается в переломные моменты своей жизни, в так называемые кризисы возраста, когда происходит мучительный процесс преображения внутреннего мира человека. Вампиры — это промежуточные, пограничные создания, которые становятся к нам ближе, когда мы на тяжелом перепутье.
4. Большая часть аудитории вампиров — подростки. Они меняются и требуют, чтобы медиа, которые они потребляют, менялись вместе с ними. Вампиры для них «позврослевшие» персонажи детских сказок, а потусторонние истории — сказки для взрослых. Будучи транзитной зоной между красочными фантазиями мира детства и скучным реализмом мира родителей, такие сказки помогают легче пережить скачкообразные изменения подростковой психики.
Этого достаточно, чтобы уже второе столетие читатели и зрители следили за похождениями детей Тьмы. Вместе с аудиторией меняются, молодеют, стареют, становятся милыми или ужасными, робкими или дерзкими, отвратительными или сексапильными и сами вампиры.
СТАРИК ДРАКУЛА НЕ ДАСТ УСНУТЬ Автор «Дракулы» Брэм Стокер долго вел скучную жизнь чиновника и даже написал сборник эссе об управленческой практике под названием «Обязанности мелких клерков в Ирландии». Роман он написал от скуки, увлекшись мистикой.
Дедушка всех вампиров граф Дракула, выведенный пером Стокера в 1897 году, был зрелым, беспощадным стариком, символом вековой коварности и хитрости. Дракула — дыхание смерти.
С психологической точки зрения Дракула олицетворял последний возрастной кризис, пронизанный предчувствием конца. Через него, как через приоткрытую дверь, в мир людей просачивались все страхи коллективного бессознательного: смерть, темнота, безумие. И с каждой новой жертвой эта дверь грозила открыться еще шире.
Но вампир обозначал и определенный стиль. Интересный факт из жизни английского высшего общества: после смерти принца Альберта в 1861 году из уважения к вдове королеве Виктории знать стала носить траурные одежды. Со временем черный цвет укоренился в английском обиходе, а мода на женщин в черном, femme fatale, циркулирует до сих пор. В год выхода романа Брэма Стокера художник Филипп Берн-Джонс рисует картину «Вампир», где изображает склонившуюся над молодым любовником пленительную вампиршу. В моду входит образ роковой женщины-вамп, чья эмоциональная холодность лишь усиливает внешнюю привлекательность. Первый гламурный вампир был женщиной.
УПЫРИ-ТИНЕЙДЖЕРЫ Вслед за неугомонными вампирами-стариками в кино появились нимфетки и полные сил юноши. Интерес публики переключается на феномен вечной молодости, а вместе с тем красоты и сексуальности. Табу на телесность сняты, и появляется вампир-обольститель, вампир-любовник. Психологически он вечный подросток — говоря сегодняшним языком, тинейджер.
В 1966 году французский режиссер Жан Роллен выпустил эротический фильм ужасов «Насилие вампира». Вампир превратился в источник либидозной энергии. Его укус становится ритуалом инициации — первого поцелуя и первой телесной близости.
Следствием омоложения образа вампира является и недавно вышедшая экранизация вампирской саги Стефани Майер о школьнице, открывающей с вампиром первую любовь. По сравнению с фильмами Роллена история Майер подчеркнуто целомудренна — за три уже вышедших фильма персонажи целуются всего два-три раза, но и аудиторией саги являются преимущественно подростки, для которых важна не сама близость, а сопровождающие ее переживания, фантазии на темы первых поцелуев, прикосновений и объятий.
С распространением клубной культуры вампир прекрасно вписался в образ жизни молодежи с ее ночным образом жизни и связями «на один укус». А подростковый возраст сегодня продлился до 27 — 28 лет.
КРИЗИС СРЕДНЕГО ВОЗРАСТАНо на рубеже ХХ и XXI веков маятник общественных настроений качнулся к полюсу страха и неуверенности. Навстречу ему из тени явился рефлексирующий вампир. Мудрость и знание о жизни и будущем стали искать не у полоумных стариков или азартных подростков, а у молодых, но уже переживших опыт потерь людей.
Ярчайшими представителями этого вида вампира являются персонажи книг Энн Райс. У Энн Райс умерла дочка, болевшая гемофилией, и тема болезни крови была для нее близка. Вампиры Райс — это очеловеченные монстры, осознавшие, что молодость и физическое бессмертие не оберегают от старения души, а неудержимая страсть — от пресыщения. Неожиданно вампир стал символом вечного кризиса среднего возраста.
Экранизация первой книги «Интервью с вампиром» в 1994 году мгновенно покорила кинозрителей. Целая плеяда голливудских звезд — Том Круз, Брэд Питт, Кирстен Данст снялись в этом фильме и установили моду на гламурного вампира, философствующего о смысле жизни, осознающего свое отставание от времени. Вампир — заложник обстоятельств и жертва собственной страсти. Он оправдывает пассивных маргиналов и невротиков.
Если верен прогноз Фрэнсиса Фукуямы о «конце истории», то с повсеместным установлением принципов либеральной демократии и свободной конкуренции у человечества пропадет стимул развиваться. Это будет лучшее время для офисных работников, не настроенных на прорывы, и… вампиров!
INFANT TERRIBLEВампир, как мы видим, не столько развивался, сколько регрессировал. Последний, он же первый, возраст вампира - это вампир-ребенок. Он - наш современник, гедонист и потребитель.
Истинный смысл социальных отношений для гедониста — игра. А самый сильный мотив — получение удовольствий.
С точки зрения психоанализа вампир — это существо, впитывающее и познающее мир через рот, т. е. застрявшее на оральной стадии. По своей психологии вампиреныш — это злобный недокормленный младенец, потерявший свою мать и алчущий всех более-менее привлекательных девушек. Одинокие, потерянные дети, которые влились в готическую субкультуру — это тоже носители вампирских интуиций и желаний.
Вампирята не за горами. Например, смешарики-дракулята. Ведь стал же героем «Улицы Сезам» вампир Знак. Правда, там он был безобидным. Вся его сверхспособность сводилась к тому, чтобы маниакально считать все, что попадется под руку. Порочная страсть никому не причиняет вреда. Скорее предупреждает о пользе чувства меры.
Вампир — это удобный игровой прием для муссирования переживаний ключевых моментов нашей жизни. Это герой тех, кто скорее смирится со скукой, чем решится на перемену. Инфантилизация аудитории неизбежно повлекла упрощение вампиров. Великий готический персонаж становится героем комиксов.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Ольга Маховская,
психолог, писатель
ЧЕЛОВЕК-ПРИЗРАКВампиры — это олицетворение невидимого при обычных обстоятельствах мира. Они питаются кровью и энергией других людей (а теплая кровь — это и есть материальный субстрат энергии), что перекликается с циркулирующими в последнее время разговорами об энергетике людей, энергетическом вампиризме. Обыденное сознание не производит пустые термины. Дефицит энергии, синдром хронической усталости, невротическое истощение — все это рифмуется с этой темой. Мы боимся обесточиться, превратиться в анемичных, холодных тварей. Стать мертвыми при жизни. Ведь чем сильнее вызов, тем меньше решимости.
Энергия, которая перетекает в жилы вампиров, конечно, может носить и сексуальный характер. Любой очень сильный мотив к жизни — это и есть источник энергии, для кого-то это наркотик, для кого-то работа, для кого-то любовь. Всем известно утверждение: нет жизни без любви. Но жизни нет и без красоты, и без свежего воздуха и изумрудных холмов. Нет жизни без мира.
Трагедия человечества не в том, что ему не хватает источников энергии, а в том, что желания опережают возможности, и, кажется, мы пролетели оптимальную отметку баланса между производством энергии и ее потреблением. Все хотят быть любимыми, но мало кто готов любить.
А вампиры готовы. Под видом поцелуя в ночи они припадают к нежным изгибам дамских шеек, чтобы передать им эстафету любовного потребления.