Рецензия на произведение Полины Паршаковой «Паола» "Никто из нас не выглядит хорошо в трудные времена. Но именно эти времена показывают, кто мы такие на самом деле. Мы становимся сильнее - или трусливо прячемся. Мы выходим победителями, мы закаляемся во время невзгод или рассыпаемся отработанным шлаком." (с)
Я думаю, что на этом форуме нет ни одного человека, который бы не слышал об этом прекрасном и самобытном произведении. Но при этом у него по-прежнему не так много читателей. И, слава Богу, иначе я решила бы, что Земля остановилась. Но нет, мир по-прежнему летит на всех парах прямо в Ад – какое облегчение, скажу я вам.
События, описанные в «Паоле», происходят через восемь лет после «Ломая рассвет», это значит, что автор переносит нас в недалекое будущее. Но самое интересное, с самых первых глав мы погружаемся в атмосферу средневековья – это настроение навевают на нас, читателей, величественные стены замка Вольтури, маленький средневековый городок Вольтера в Италии, который так далек от образа шумного и неугомонного мегаполиса, поведение и реплики героев, разговоры о титулах и дворянском происхождении, обращения «синьор» и «господин». И это так… романтично? Словно мы оказались в волшебной сказке.
Так же думала и главная героиня. Но все же, это не сказка, по крайней мере, не детская, здесь вампиры – жестокие и хладнокровные убийцы, злобный клан Вольтури, так далекий от всеми полюбившегося клана Калленов, вегетарианцев. Но автор пытается сломать стереотип, отойти от привычных и набивших оскомину образов, уничтожает клише, что прилипло к Вольтури и показывает совершенно по-новому этих древних вампиров. Они могут… любить, и это так… человечно? Ведь любить – значит быть слабым, уязвимым, что так противоестественно для них - читайте между строк - недопустимо.
Само произведение действительно зрелое, продуманное, цельное, как и сами герои. Очень импонирует образ главной героини – Паолы, именно она стоит в центре действия, о чем дает понять с самого начала даже название фанфика. Она божественна, умна, красива, но не столько внешне, сколько внутренне. Именно ее внутренний мир столь притягателен и он заставляет искренне восхищаться на первый взгляд такой хрупкой, но в душе сильной, волевой, мужественной женщиной. Если в начале мы видим в ней девушку, то уже к концу осознаем, что перед нами женщина, мать, жена.
Жизнь ее ломает, прогибает своей тяжестью ее хрупкие девичьи плечи, но Паола не сдается, не прогибается под ношей, которая, кажется, ей не по плечу. Она борется. Может уже не за свою жизнь, а за жизнь дорогих ей людей. То, через что ей прошлось пройти, шокирует, но при этом она остается собой, верной себе, своим жизненным принципам, остается человеком в нечеловеческих условиях.
Сложно сказать о ней что-то однозначное и уж тем более дать ее какие-то плоские определения, типа «она хорошая, добрая».
Она – человек.
Она – живая.
Она – думает, чувствует, дышит.
Она не плоская, картонная кукла, поэтому и поступки ее надо понимать, а не пытаться оценивать. Понимать, почему она поступает именно так, а не иначе. На все всегда есть свои причины, и даже на первый взгляд ужасные поступки имеют свои не менее ужасные причины.
...
Паола желанна многими. Боюсь, что желанна слишком многими... Да, именно это хрупкая девушка сталкивает лбами Отца и Сына, и желание знать развязку этого любовного треугольника невыносимо томительно. Автор обещает нам хеппи-энд еще в самом начале. Что я могу сказать? Очень четкое представление дает название эпилога. Полина дала всем нам надежду, даже своим героям. И каждый из них надеется, что его счастье действительно возможно. Когда я читала последние строки, то у меня было светлое чувство на душе. Если до этого было очень грустно и тоскливо, что история, за которой я внимательно наблюдала год, подходит к концу, то с прологом я ощутила, что это не конец. Глаза героев устремлены в будущее, и каждый из них верит, что в его силах взять яркие краски и сделать его таким, каким ему хочется. Пусть даже на это уйдет вечность, ведь они – вампиры.
...
Великолепно получился образ Аро, который после прочтения книг Майер не вызывал у меня какие-либо более или менее положительные эмоции, а вызывал лишь отвращение, призрение, неприязнь. Полина показала этого властителя Тосканы совсем иначе, как привлекательного мужчину, который может страдать, сопереживать, даже любить. Он действительно любит Паолу, которая перевернула его мир с ног на голову, она стала его душой, его песней…
Встретив ее, Аро за долгое время почувствовал себя живым. Живой камень? Возможно, только в начале, но, несомненно, то, что он меняется. И цвет его глаз больше не цвета крови его бесконечных жертв, они постепенно выцветают, становясь янтарными. Это его символ любви к ней, немое доказательство.
Доминик – сын Аро, полувампир, получеловек, «эксперимент» Вольтури, решившие повторить опыт Калленов. Вначале перед нами предстает маленький эгоист, который привык получать все, что только возжелает, все в замки с ним носятся, пылинки с него сдувает, ведь для многих он стал сыном.
Позже мы видим, как он влюбляется в Паолу, но при этом он так и не раскрывается долгое время, остается каким-то размытым пятном. Его действия непонятны и непоследовательны, либо он просто бездействует. Я довольно долго задавалась вопросом: «Действительно ли он любит Паолу?» Если да, то почему он ничего не делал? Почему он никак не мог пресечь действия своего отца? Ответ весьма странен – он ничего не знал. И опять же – непонимание, как он мог не знать, что родной отец спит с его женой? То, что происходило в замке чудовищно.
Я не знаю, кому отдать свое предпочтение, как читатель, так часто оно менялось. Если Доминик берет тем, что сразу же меняется ради Паолы, отказывается от человеческой крови, оберегает и заботиться о ней, не требуя ее любви и присутствия, то Аро сметает все на своем пути в своей жажде обладать ей. Интригует то, что эта жажда сильнее вампирского голода, и существо, которое вечность прожило убивая-убивая-убивая, начинает меняться. Нельзя сравнивать то, что Доминик перестал убивать, прожив всего лет десять на свете или Аро, который никогда не знал другой жизни. Кровь его жертв буквально въелась в него и уже не смыть этот запах разложения. Но он делает шаг к этому. Шаг, длинной в вечность.
И снова возвращаясь к Паоле. Меня также поразило то, что испытав столько боли и лишений, она продолжала обращаться с молитвами к Богу, продолжала верить и не позволила у нее отнять это.
Язык, стиль произведения, превосходны, я бы даже сказала - безупречны: отличные эпитеты, метафоры и сравнения, автор не скупиться на них: «своими когтями в мой разум и то, что когда-то было сердцем», «эти слова подобно каплям изысканного напитка перекатывались на моем языке», «ревность полоснула меня острым клинком бельгийской шпаги». Можно перечислять до бесконечности, а лучше вооружиться блокнотом и выписывать, потому что есть чему поучиться …
Вначале несколько затруднило восприятие использование в датах латинских букв, но вскоре к этому быстро привыкаешь, и в голове совершенно не образуется каши, хотя, на мой взгляд, ни к чему было что-либо усложнять, можно было написать приблизительный год и от него уже и плясать.
Очень притягательны все описания обстановки в романе, географические названия, марки машин, самолетов и прочего «антуража», как сам автор назвал это. Но это действительно не просто фон, эта та самая основа, без которой все остальное не имеет смысла, без этого произведение не будет жить своей жизнью, оно не станет чем-то большим, чем бесцветными буквами на плоском экране. Ведь что нужно, чтоб читатель с трепетом ждал новых глав? Это то, чтоб он верил в историю, а если все описывать реалистично, то он будет верить всему, что напишет автор. Полина проделала колоссальную работу, ища все эти названия, как автор понимаю ее, и очень импонирует, что все это она брала не с потолка, не с воздуха, а это соответствует действительности, что еще больше придает реалистичность фанфику.
Все сцены действительно прочувствованы, безукоризненно описаны, очень понравился момент, когда Паола стоит под тополями, раскинув руки, подняв свое лицо, и ждет дождь. Красиво, как и многие моменты. Ты просто становишься частью этой истории и уже не можешь просто наблюдать – ты будешь проживать ее с героями, а сердце каждый раз будет обливаться кровью.
Упоение. Именно с эти чувством я читала этот шедевр, не постесняюсь такого громкого слова, потому что это действительно завораживает. И если у «Паолы» мало читателей, то это ужасное упущение вовсе не для автора, а для последних.
Моя оценка – отлично. Я могу с уверенностью сказать, что потратила время не зря за чтением фанфика «Паола», и безумно рада, что автор отошел от «лапочек Эдварда и Беллы», которые успели порядком приесться. Это сложное произведение, понять которое удастся не каждому. Оно противоречивое, как и сами герои, и поэтому нельзя относиться к ним однозначно, люблю – не люблю, черное – белое.
Единственным недостатком я считаю, это описания событий от лиц разных героев. И если можно понять описания от лица Паолы, Аро и Доминика, то никак не могу принять то, что ближе к финалу преимущественно они описывались от лица Эдварда. Я уже говорила ранее, что главы от его лица несколько отрешенные, скомканные, сухие. Он – сторонний наблюдатель, а прожить последние главы хотелось бы именно с главными героями.
Несколько слов только автору
Уважаемая Полина Паршакова. Вы знаете, что я являюсь поклонницей вашего безграничного таланта и хочу сказать Вам, что если еще есть достойные работы на этом ресурсе, то это «Паола». Эта история, которая уже стала историей. Ни один другой фанфик не займет то место в сердцах читателей, которое занимает «Паола».
С уважением, Аида Штайгер.