Рецензия на фик «Ты из огня».
«Я на него молиться был готов.
О, этот бог, всего лишь жалкий идол!»
Наверно, самый сложный и противоречивый жанр в фанфикшене - это СЛЕШ. Только в этом жанре форма и содержание должны идеально вытекать друг из друга, дополнять и не противоречить. И что немаловажно - нести не только литературные описания из небезызвестной книжки «Кама Сутра», с хорошей примесью смакования всевозможных эротических фантазий, от которых, по сути, полезности - сущий ноль. Все же литературный жанр должен не просто служить бумагомаракам, а заставлять вдумываться в текст, анализировать, переживать и, как априори, чему-то учить.
Для начала обратимся к содержанию. В фанфикшене, вообще, содержание - это одна большая проблема. Большинство увлеченно ваяют Мэри-Сью, меньшая половина с поразительным азартом пишет агнст, ввергая светлые образы в пучину тьмы. И лишь малочисленная, но стойкая армия фанатов, с завидным упорством пытается донести, не расплескав, тонкие материи так полюбившегося когда-то мира. «Ты из огня» как раз и относится к той самой, малочисленной группе отчаянных патриотов. ZaBoR не стала менять характеры основных персонажей, вплетая в привычные образы Эдварда, Джейкоба и лишь в одной главе, но все же более-менее каноничной Беллы черты, которые помогли бы ей справиться со столь сложным жанром. И даже впоследствии жертвенность Эдварда не пропадает под гнетом случившегося. Темперамент Джейкоба расцвечен всеми эмоциональными красками, несмотря на, мягко говоря, алогичные в относительно привычной для него реальности события и изменения, которые произошли с Беллой.
Произведение не изобилует действом и сюжетными поворотами. Главное здесь - чувства и попытка разобраться в столь сложных понятиях как любовь и ненависть. И вот тут как раз вступает в игру Его Величество Форма изложения.
Все, что произошло с Беллой, до конца не раскрыто: не репликами, а именно эмоциональной составляющей. Метаморфозы, которые произошли с героиней, понятны и ясны, но убедительно рассказать, дать прочувствовать, понять весь трагизм произошедшего не удается. Поэтому линия Беллы предстает лишь предлогом, дабы привести к означенной цели двух других героев согласно задумке и жанру слеш. И вызывает больше вопросов и ненужных обдумываний, чем принятие истории как таковой.
Цитата:
«План Беллы дал сбой. Разрушив один мир, девушка дала парням другой, в котором не было места безответному чувству». Далее повествование провисает даже на самом моменте, который, собственно, и должен был оправдать указанный автором жанр и пейринг. Искусство передать эмоциональную часть сцен признания новых отношений - трудная и неимоверно сложная задача, особенно в выбранном жанре. Чтобы принять новые правила игры, надо прочувствовать героев в этот момент, согласиться понять их. Автору совсем чуть-чуть не хватило, чтобы окончательно убедить читателя в существовании ее реальности, в которой Джейкоб и Эдвард вместе.
Цитата:
«Интересно, как он мог жить раньше без этих губ и любви, которая теперь преобладала над всем миром. Интересно, а он вообще когда-либо ненавидел Каллена?» И здесь, возможно, помог бы сюжет, но он, как таковой, отсутствует и выглядит как не самая сложная задачка по математики. В начале автор расставил условия и неизвестные, а в конце просто упростил задачу, удалив одного из героев (естественно, женского пола), чтобы в уравнении из трех составляющих слово любовь четко знаменовало сумму вампира и оборотня.
Цитата:
«Старая жизнь сгорала вместе с останками Беллы. Белла Свон умерла». Действия персонажей не аргументированы и логически необоснованны. Они скорее приводят к недоумению, чем к понимаю происходящего. Мотивы действий Беллы неясны и туманны: к чему было устраивать показательное выступление и бросаться на Розали, когда все можно было провернуть тихо-мирно без последующей отсидки взаперти? Эдвард больше молчит и страдает, чем пробует изменить ситуацию, а все хилые попытки наладить контакт с Беллой оставляет на откуп семье. Второстепенные персонажи вообще предстают чистым антуражем, чтобы хоть как-то оттенить поступки главных героев и создать слабую, но все же атмосферу. Смысловая нагрузка в них уменьшена до минимума, что также не способствует восприятию действительности как таковой.
Помимо этого фик не может похвастаться ни богатой выразительностью, ни особым слогом или запоминающимися выражениями, которые хотелось бы обдумать или привести в пример. Текст пусть и выглядит во многом достаточно добротным, все равно оставляет после себя ощущение пустоты. Словно заданное сочинение на тему: вроде и на «пять», но до массового увлечения далеко.
Цитата: «
Эдвард перестал ощущать свое тело, только горячая рука, в которой тоже пульсировала кровь, держала что-то чуть ниже живота». Есть прекрасные произведения в жанре слеш, которые читают даже закоренелые и непереубеждаемые в моральных устоях книгоманы и фикоманы, признавая отличные произведения в столь ненавистном для них жанре. И фик «Ты из огня» лишь попытался приблизиться, но так и не смог, не дотянул до момента, когда читатель готов поверить автору. Нет в нем и смысловой нагрузки, которая ставила бы не только перед читателями, но и перед самими героями вопросы, на которые если и не найден ответ, то хотя бы озвучен. Весь потенциал идеи «от ненависти до любви» так и не был раскрыт, она послужила даже не предлогом, а мимолетной мыслью, которая не нашла отклика и своего логического развития на страницах фика «Ты из огня».
Но, не смотря на все недочеты, все же «Ты из огня» читается достаточно цельно, а все остальное – дело практики, не более.
- оригинальность сюжета - 3
- раскрытие сюжета - 4
- раскрытие образов главных героев - 3
- раскрытие образов второстепенных персонажей - 4
- грамотность автора - 4
- логичность изложения - 3
- композиционная структура, использование средств речевой выразительности - 4
Автор фанфика
«Ты из огня» -
ZaBoR Автор рецензии -
Киара