«Сумерки» в АмерикеИстория началась с мечты. Но это была не большая американская мечта – Стефани Майер, тогда ещё домохозяйка-мормонка из Аризоны, не сидела дома, пытаясь придумать, как стать следующим самым продаваемым автором. Это было другая мечта.
Утром 2-го июня 2003 Майер проснулась с исчезающим образом в ее голове - молодой женщины и вампира, разговаривающих на поляне. Она боялась забыть его, поэтому записала на бумаге. После этого она продолжила писать. Иногда вы видите сон, а иногда сон видит вас.
Все знают, как началась история. Майер продала 45 миллионов книг в США и более 40 миллионов во всём мире. В общей сложности ее книги провели 235 недель в списке бестселлеров New York Times, 136 из них на 1 месте. Экранизация «Сумерек», которая вышла год назад, заработала 350 миллионов долларов. «Новолуние» стартовало 20-го ноября; третья часть, «Затмение», появится в кинотеатрах в следующем июне.
Но что случилось между началом и концом? Как сновидение стало мировой мегабрэндовой франшизой? Эту часть истории не знает никто.
«Сумерки» наступилиЖенщина, которая впоследствии опубликует Майер, Меган Тингли, получила рукопись в ноябре 2003, прямо перед перелётом через всю страну в Калифорнию. Она не ждала ничего великого. Она никогда не слышала о Майер. Никто не слышал. А ещё она не была фанатом вампиров.
Но она провела весь полёт, не отрывая глаз от той пачки из 600 страниц. «Я тогда подумала, едва ли Майер сможет продержаться долго, - вспоминает Тингли. - Она начинающий писатель. В то время как книга сводила с ума. Я была с коллегой, он пытался уснуть, а я, заставляя его бодрствовать, читала отрывки из книги».
Даже не смотря на то, что это был первый вариант – когда Белла и её бессмертный парень Эдвард фактически поженились в конце – к моменту посадки Тингли отчаянно хотела купить её. Но было пятница, и рабочий день закончился. «Так что я просто оставила кучу невменяемых сообщений агенту издательства «Little, Brown and Company», типа «Позвони мне в понедельник. Мы должны поговорить!», - продолжает Тингли. «Я получила права на публикацию по мобильному телефону на улице в Сан-Франциско».
Как только Тингли купила права на книгу, она должна была понять, что делать с ней. Например, нужно было сделать обложку. «Должна ли она быть в стиле ужасов?», - спросила она себя. «Или лучше сыграть на романтике? Но если мы выдвинем на первый план романтику, то мы потеряем мужскую половину читателей. Женская половина может считать её эротичной, но это книга категории YA (для детей и взрослых), и она очень целомудренная. Она о сильном желании. Как можно всё это объять?». Однажды арт-директор предложил руки. Просто руки - можно показать вены, это будет красиво и одновременно соблазнительно - они могут держать что-то. Что-то, что может намекать на сильное желание. Искушение. Яблоко. Бинго.
«Little, Brown and Company» опубликовало «Сумерки» 5-го октября 2005. Оно напечатало 75.000 экземпляров, приличное количество, но не огромное. «Все показатели в начале были скромными», - говорит Тингли. «Продажи увеличивались немного каждую неделю. На самом деле невероятное чудо не случилось в одночасье – наверное, сейчас люди так думают, но этого не было». Лори Джоффс, домохозяйка из Нэшвилла, прочитала книгу через три месяца. Как и Майер, она мормонка, но она откладывала чтение книги, потому что думала, что писатель-мормон не способен писать о вампирах. «Я читала всю ночь, закрыла книгу, сделала глубокий вдох и открыла её снова, чтобы перечитать несколько глав», - говорит Лори. Джоффс решила найти людей, которые чувствовали то же самое, в интернете, но их было не много. Так она создала свой собственный вебсайт, The Twilight Lexicon, который сейчас привлекает больше 50.000 посетителей в день.
«Новолуние» было опубликовано 6-го сентября 2006, меньше чем через год после «Сумерек». Издательство напечатало 100.000 экземпляров, скромное увеличение, но компания быстро поняла, что что-то изменилось. Предварительные экземпляры с треском разлетались на eBay за сотни долларов. Майер читали толпами. «Мы были за пределами Филадельфии в провинциальном Barnes & Noble (сеть книжных магазинов)», - говорит Тингли. «Дети прогуливали школу, чтобы получить эти билеты и ждали в очереди целую вечность. Когда появилась Стефани, девушки рядом со мной начали трястись, плакать и хватать друг друга. Это было сумасшествие… Это было похоже на кинохроники Битлз или Элвиса». Когда «Затмение» вышло год спустя, издательство напечатало миллион экземпляров.
Все сравнивают это с битломанией, но «Сумерки» это скорее как Битлз наоборот. Битломания была реакцией на ограниченную, сексуально подавляемую поп-культуру 1950-х годов. «Сумерки» - это реакция на реакцию - отступление от гедонистической культуры свободных отношений, которая породила сексуальную революцию. Никто не вступает в случайные связи в «Сумерках». Майер оттеснила секс на задний план, превратив его в сильное влечение, где, на удивление, в геометрической прогрессии возросла его значимость. «Для меня, притягательность вампира – это безопасная сексуальность», - говорит Мелисса Розенберг, которая написала сценарии для всех трёх фильмов. «Это типичный вымышленный идеал. У него есть очарование опасности. И всё зависит только от того, как далеко вы можете зайти».
Боги «Сумерек»Вспоминая об этом сегодня, удивительно, сколько времени потребовалось, чтобы звук истерического вопля сотни тысяч девочек-подростков достиг Голливуда. Впервые режиссёр Кэтрин Хардвик узнала о «Сумерках» на кинофестивале Sundance в 2007 году, где основатели независимой кинокомпании Summit Entertainment показали ей сценарий. Он был переделан так детально на Paramount Pictures, что его практически невозможно было узнать. «Белла была звездой гонок», - вспоминает Хардвик. «Потом там были агенты ФБР - вампиры каждый год мигрировали на юг в Мексику, а агенты ФБР в штате Юта отслеживали их. Заканчивался сценарий на острове преследованием на гидроциклах».
Но Хардвик разглядела что-то интересное в этом и не отказалась. Она прочитала все книги Сумеречной Саги. После этого она выбросила сценарий Paramount и позвонила Розенберг, которая раньше работала с Summit, и они начали заново. Она также начала искать актёров для пары главных героев.
Хардвик заприметила Кристен Стюарт в фильме «В диких условиях», где Стюарт появляется ненадолго, но эффектно, в роли худощавой несовершеннолетней соблазнительницы. Хардвик полетела в Питтсбург, штат Пенсильвания, где Стюарт снималась в фильме «Страна приключений». «Мы провели четыре часа, работая над сценами, бегая за птицами в парке и играя. На следующий день после того, как я увидела фильм, я знала, да, это должна быть она. Она - Белла». Для Стюарт это также было хорошим совпадением. «Это был как - ВАУ!», - вспоминает актриса. «Я хочу это сыграть!»
С Эдвардом было не так легко. «Требования были такими высокими», - говорит Хардвик. «Каждые две страницы в книге есть комментарий о том, как он прекрасен… я видела всех тех ребят, которые, как я думала, были очень хороши, но у них не было той характерной черты человека, который живёт уже 105 лет». Она взяла Роберта Паттинсона и трёх других актеров к себе домой в Венецию, штат Калифорния, чтобы они могли прорепетировать с Кристен. Они играли сцену из класса биологии в столовой её дома. Они убрали машины из гаража и попробовали там сцену «Как долго тебе 17?». Затем была сцена поцелуя на кровати Хардвик. «Я сыграл это как парень, который винит себя во всём», - говорит Паттинсон. «Не думаю, что кто-то ещё сделал так же. Наверное, я попробовал проигнорировать все стороны уверенного героя книги». И это сработало… Стюарт и Хардвик купились.
Продать Паттинсона студии Summit был труднее. Он не был звездой - его самой большой ролью был Седрик Диггори в фильме «Гарри Поттер и кубок огня» - и он не выглядел как звезда. «Он был растрёпанным», - говорит Хардвик. «Он не подходил по весу. Его волосы были разной длины и покрашены в чёрный цвет (он как раз сыграл Сальвадора Дали в фильме «Отголоски прошлого). Он был совсем неряшливый. Глава студии спросил «Ты хочешь взять этого парня на роль Эдварда Каллена?» Я ответила «Да». И он сказал «Думаешь, получится сделать его красивым?» Я сказала «Да, я сделаю».
По общему мнению, химия между этими двумя была очень сильной, возможно даже слишком. «После того, как я взяла его на роль, я сказала Робу, даже не думай о романе с ней», говорит Хардвик. «Ей нет восемнадцати. Тебя посадят». Это было началом настоящей спекуляции на тему вместе они или нет, сделали они или нет, что стало непрерывным побочным сюжетом истории «Сумерек». «У меня нет камеры в гостиничном номере. Я не знаю», - говорит Хардвик. «Но судя по тому, что Кристен сказала мне напрямую, этого не было на первом фильме. Ничего не зашло слишком далеко. Я думаю, что для Кристен нужно много времени понять и признать: ок, надо это отпустить и действительно попробовать быть с этим человеком».
Summit дали Хардвик 48 дней и 37 миллионов долларов, чтобы снять «Сумерки». Это не так много, особенно оглядываясь назад, но никто не знал, перейдёт ли популярность книги в успешный кассовый сбор. «Sisterhood of the Traveling Pants («Джинсы-талисманы» Энн Брашэйрес), это был успешный роман», - говорит Хардвик, - «но фильм собрал всего 30 миллионов долларов с такой фанатской основой». Это привело к некоторым импровизациям. В книге ключевой момент между Беллой и Эдвардом на школьной стоянке случается в снежный день, но снег стоит дорого. «Так снежок стал дождем. После этого мне пришлось вырезать дождь и показать, что шёл дождь с какими-то поддельными кусочками пластикового льда».
Судя по тому, как всё повернулось, она могла позволить себе даже снег. «Сумерки» собрали 69 миллионов долларов в премьерный уикенд - самый успешный старт среди фильмов, сделанных женщиной, за все времена.
Восхождение «Новолуния»Но когда пришло время снимать продолжение, перед Хардвик встало препятствие. Summit перегибали палку в желании получить новое кино как можно быстрее, схватить момент, и она перегорела. Появился Крис Вейц, который не был, по его собственному признанию, очевидным выбором. «Было оправданное количество скептицизма со стороны людей, когда я взялся за второй фильм», - рассказывает Вайц. «Я понимаю это. Ведь я снимал «Американский пирог». Я бы тоже волновался на их месте». Но после двух с половиной часового телефонного разговора с Майер – фанаткой фильм Вайца «Мой мальчик» - она дала ему своё благословение.
Для «Новолуния» у Вайца было больше денег, около 50 миллионов долларов, но в некотором смысле его задача была труднее. Он не только должен был следовать книгам Майер, но также должен был соблюдать настроение «Сумерек», заданное Хардвик. До известной степени. «Я хотел, чтобы фильм выглядел более старомодным, чем первое кино», - говорит режиссёр. «Фильм Хардвик был очень современным, очень стильным. Очень непосредственным. Это великолепно. Но это не я. Я слегка консервативен в этом плане. Чего я действительно хотел, так это широкоэкранной эпопеи».
Другая сложная задача: Эдвард находится в отъезде большую часть фильма. Вместо этого кино фокусируется на отношениях Беллы с Джйкобом, квилетским оборотнем, которого сыграл Тэйлор Лоутнер. Помогло уже то, что Лоутнер специально для роли превратил свой пресс во что-то похожее на лист брони. «Я задумывался, могу ли я снимать слишком много сцен без футболок», - говорит Вайц. «Конечно, как только они превращаются в волков, вся одежда разлетается на кусочки. Это экономически выгодно для ущемлённых квилетов, что им не нужно ходить в магазин, чтобы купить новые футболки».
Пока снимали «Новолуние», актёры и съёмочная команда начали понимать, что, как и Джейкоб, «Сумерки» меняются. Это совершенно другое существо: не быстрая, подвижная, независимая франшиза, но глобальная сила, крушащая всё на своём пути. Книги занимают первые места в 15 странах. Паттинсон только что вернулся из Японии, где он впервые услышал те же пронзительные вопли, что он слышит в США. «Никто на самом деле не может говорить по-английски, но они реагируют также, как и во всём мире», - говорит актёр. «Даже мой агент сказал, что японская аудитория обычно так себя не ведёт».
«Сумерки» сгустились не только над Америкой. Тень упала на весь шар земной. «До Италии процесс ни разу не выходил из-под контроля», - говорит Вайц - он снимал сцены в тосканском горном городке Монтепульчано. «Улицы были заполнены фанатами. Прелесть была в том, что они совсем не стремились затруднить процесс съёмки. Когда вы просите тысячную толпу народа вести себя тихо, они замолкают. Но затем, когда вы заканчиваете запись, следует взрыв аплодисментов, что обычно не случается на съёмках фильмов».
В центре всего этого Стюарт и Паттинсон, которые перешли от неизвестности к статусу суперзвёзд. Люди ждут их около зданий. Люди пытаются следовать за ними до дома. «В Ванкувере снимая «Новолуние», я попробовал кое-что», - говорит Роберт. «Это единственный город в мире, где капюшоны не в моде. Если вы одеваете капюшон, то вы собираетесь обокрасть кого-нибудь. Так что я одевал капюшон, и шёл по улице шатаясь. Все переходили на другую сторону улицы».
Если можно иронизировать над успехом «Сумерек», то тогда так: жизнь идола в раскалённом центре самой горячей развлекательной франшизы в мире не сильно отличается от жизни вампира. Паттинсон стал бессмертным предметом безнадёжного обожания огромного фэндома. Что началось глубоко в подсознании Майер, стало реальностью для Стюарт и Паттинсона. Они проживают сновидение.
Перевод выполнен Le_xxy специально для сайта www.twilightrussia.ru. При копировании материала в любом виде обязательно укажите активную ссылку на сайт и автора перевода.