Если вам захотелось почитать не о безусловной любви, не о расследовании преступлений или не описания сексуальных сцен, то у вас есть возможность буквально на минут пятнадцать погрузиться в призрачную меланхолию, чуть светлую, чуть безнадежную, в рассказе «Клубок под названием «жизнь» автора Зубик.
Стоит отметить, что эта зарисовка, размером едва равным полутора страницам формата А4, имеет очень простой, но вполне понятный сюжет. Я для себя его описала словами задач для начальной школы: «Некий объект движется из пункта А в пункт Б и достигает его». Конечно, это немного неуместная шутливая форма лишает рассказ художественной оценки, однако помогает вычленить основное из его содержания.
Хотелось бы обратить внимание, что эту небольшую историю можно поделить на две части, написанные разным стилем. При этом наибольший интерес у меня вызвала первая часть, поскольку в художественной литературе редко встречается цепная модель построения текста, в которой последующий абзац «цепляется» за предыдущий одним или нескольким словами, но не скатываясь в тривиальное изобилие повторов.
«Мегаполис еще никогда не видел настолько противоречивого декабря…
Неудивительно, что настроение многих жителей мегаполиса было совсем удручающим.<...>Люди предпочитали как можно меньше выходить на улицу …
Но только Она, наплевав на все принципы и запреты, вышла на улицу» и т.д.
В первой части рассказа мы также видим те инструменты, которыми так умело пользуются и другие авторы ангстов: распространенные предложения со множеством описаний, причастных и деепричастных оборотов; сложносоставные предложения; обилие перечислений; фразы, имеющие одинаковый смысл, но оформленные разными словами.
«Несмотря на обещанную снежную зиму, на дворе стояла отвратно теплая погода, никак не характерная для такого времени года: вместо долгожданного снегопада моросил дождь, постепенно к вечеру переходящий в настоящий ливень».
«Огромный город, который насчитывал миллионы жителей, тысячи небоскребов, десятки тысяч машин, каждодневно стоящих в пробках, просто завис в подвешенном состоянии». Вторую часть читать удобнее и быстрее, хотя бы просто потому, что предложения становятся удобочитаемыми и короткими. Именно в их краткости, а также в обилии многоточий и содержится иной, истинно любимый всеми авторами способ «закольцовывания» и окончания сюжета драм, ангстов и других не менее «оптимистичных» жанров. Многосложные предложения сменяются двумя-тремя словами. Таким образом, создается некоторая атмосфера надрывности момента.
«Последняя надежда.
Попытка начать все заново». В целом, обилие описательных и философских (или псевдофилософских - каждый читатель должен решить для себя) высказываний сплетают ажурную паутинку, состоящую из серых капель дождя, с оттенком меланхоличной безнадежности.
«Вот и у той, которая решила выйти в этот декабрьский вечер на улицу, настал тот самый момент. Предел, апогей, граница, конец – называйте, как хотите, смысл все равно не изменится. Но Она запуталась. Все эти мелочи, рутинная работа, сплетни и еще тысячи факторов вплелись в тот самый клубок, да так, что, кажется, его больше невозможно распутать». Героями рассказа остаются безликие Он и Она. От этого факта история лишь выигрывает: можно представить любого и любую на их месте, если бы не одно «но». В истории, рассказанной от третьего лица, четко выражено субъективное мнение, что не поднимает читателя над героем. Невольно на главный женский персонаж и ее восприятие действительности примеряются все одежки «депрессии», упомянутой в истории, клубки недомолвок, «сбитые ориентиры» и прочее. Словно бы автор и главный герой тождественны, что и дает нам смутное понимание этого самого персонажа, застигнутого непогодой и «жизнью», в своем коротком промежутке времени.
«Только вот Она уже все решила, и ни дождь, так внезапно начавшийся в декабре, ни редкие прохожие, которые тоже осмелились выйти на улицу, были не способны ее остановить. Решение принято и обжалованию не подлежит». Смысловая нагрузка текста, несмотря на слова, несколько пафосно прозвучавшие в шапке рассказа (
«Читать можно всем, понять способен не каждый»), не несет в себе ничего сложного или мудреного. Автор высказывает нам свое определение жизни:
«Настоящая жизнь – это клубок из страхов, надежд и переживаний, попыток доказать что-то окружающим и прежде всего самому себе. Переплетя все это, мы и получаем ту самую жизнь. И лишь от нас зависит, сможем ли распутать этот клубок до конца того времени, что отведено нам тем, кто свыше. Не отвлекаясь на всякие мелочи, что встретятся на жизненном пути, не меняя курса». Однако, меня как человека, желающего прожить свою жизнь на все 100% и быть при этом настоящим, очень и очень смущают такие, например, вопросы: распутав этот самый клубок, указанный автором, смогу ли я по-настоящему жить? Стоит ли вообще стремиться к этому? К счастью, это уже из области философии жизни, и, скорее всего, я зря подняла этот вопрос.
Рецензию же хотелось бы закончить лаконичным: мне понравилось. Но, увы, я люблю спорить сама с собой: мне понравилось, хоть я и не согласна с автором в некоторых аспектах мировоззрения.
С наилучшими пожеланиями,
Нулька
___________________________________________
оригинальность сюжета - 3
раскрытие сюжета - 4
раскрытие образов главных героев - 3
раскрытие образов второстепенных персонажей -
соблюдение канона для тех, кто пишет по нему -
грамотность автора - 4,5
логичность изложения - 5
композиционная структура, использование средств речевой выразительности - 5
Итого 24,5 из 30