В преддверии Нового года мне бы хотелось поговорить о его символе – драконе. В нашем сознании драконы ассоциируются с гигантскими крылатыми чудовищами, наделенными магическими свойствами и обычно стерегущими несметные сокровища. В истории почти всех народов мира встречаются упоминания о драконах, только описания этих монстров в разных культурах отличаются друг от друга. Кое-где они даже предстают в образе обыкновенных питонов или боа, только очень больших размеров.
Первые упоминания о драконах встречаются в шумерской культуре, возникшей около 5000 лет назад. Те древние драконы описывались как удивительные существа, которые не были похожи ни на одно животное, но при этом имели общие черты со многими из них. Вавилонский дракон, также его иногда называют
Сирруш. Изображение Сирруша весьма реалистично: узкое длинное туловище в чешуе, длинная шея со змеиной головой, которая была украшена прямым рогом, тонкий чешуйчатый хвост. Из закрытой пасти высовывается длинный раздвоенный язык. При этом передние лапы похожи на лапы пантеры, а задние – на птичьи. Ученые до сих пор спорят о том, был ли у Сирруша прообраз в виде реального животного, или это все же красивая выдумка.
В японских же легендах и мифах дракон олицетворяет могучие божественные силы, которые могут нести как добро, так и зло. Если к дракону относиться с должным почтением и уважением, то он может щедро отблагодарить человека, потому что драконы сказочно богаты.
Один из самых почитаемых драконов Японии –
пятиглавый дракон с острова Эносима. Даже существует легенда, согласно которой этот дракон влюбился в богиню Бэнтэн.
Бэнтэн - любимая и очень почитаемая в Японии богиня. Она покровительствует женщинам, охраняет семейное счастье, кроме того, Бэнтэн считается богиней красноречия, а также всех видов музыкального и театрального искусства. Дракон, очарованный её красотой, посватался к Бэнтэн, и она, как считается, дала свое согласие. Вступление Дракона в супружескую связь с богиней Бэнтэн привело к обожествлению образа Пятиглавого Дракона, который стал почитаться как божество - податель влаги земли Сагами.
В средневековом же Китае дракон был символом императора, его изображали на троне, на халате государя. Высшие сановники и придворные носили халаты с изображением дракона с четырьмя когтями, и лишь за особые заслуги кому-либо из сановников даровалось право носить халат с пятикоготным драконом — как на халате императора. Культ драконов был связан, прежде всего, с водой. Драконы, олицетворявшие собой дождевые облака, которые приносили необходимые для посевов дожди, представлялись китайцам благостными богами, дарующими «сладкий», «хлебный» дождь. Драконы почитались также в качестве хранителей рек, озер и водоемов, воды которых использовались для орошения (искусственного и естественного). В более позднее время в фольклоре появляются мотивы обуздания рек и их повелителей — драконов-богов, единоборства героев-борцов с наводнениями и потопами.
Существует много преданий о царе драконов
Лун-ване. Культ Лун-вана был чрезвычайно распространен в старом Китае. Храмы, посвященные ему, строились в городах, деревнях, близ рек, озер, переправ и колодцев. Его заступничества просили моряки, рыбаки, земледельцы, а также водоносы, которые считали, что подземные источники в колодцах управляются Лун-ваном и соединяются под землей с морем. Во время засухи статую Лун-вана выносили из храма и ставили на солнцепеке, а во время наводнения ее носили по окрестностям, чтобы показать Лун-вану размеры бедствия и усовестить его. Если это не помогало, то статую топили в воде.
Говоря о драконах, нельзя не вспомнить о духе
Чжулуне — Драконе со Свечой с горы Чжуншань, который, согласно одному из вариантов мифа о создании, был творцом Вселенной.
Рассказ о нем записан в древней «Книге гор и морей». Этот дух с лицом человека, телом змеи и кожей красного цвета был ростом в тысячу ли. У него были глаза, напоминавшие два оливковых дерева. Когда он закрывал их, то они превращались в две прямые вертикальные щели. Стоило ему открыть их, как в мире наступал день, а когда веки его смыкались, на землю спускалась ночь. При малейшем дуновении дракона появлялась пелена облаков, падал хлопьями обильный снег, и наступала зима. Стоило ему дохнуть жаром, и тотчас наступало лето, а солнце начинало палить так, что плавились металлы и камни. Дракон лежал, свернувшись подобно змее. У него не было потребности ни в еде, ни в питье, ни во сне, ни в дыхании. Но от одного его вдоха поднимался ветер на добрых десять тысяч ли в округе. Светом свечи, которую Чжулун держал во рту, он мог освещать высочайшие сферы неба и глубочайшие недра земли, где царил вечный мрак. А так как он всегда держал во рту свечу и освещал мрак в небесных воротах на севере, то его еще называли Чжуинь, то есть «Освещающий мрак».
Египетский дракон тьмы, а также гроз, молний, смерчей –
Апоп, он же Апеп, Апофис (греч.), Апепи, Аапеп.
В египетской мифологии огромный змей, олицетворяющий мрак и зло, извечный враг бога солнца Ра. Заклинания против Апопа постоянно встречаются в текстах солярных мифов, в которых он обычно выступает как собирательный образ всех врагов солнца.
Апоп обитает в глубине земли, где и происходит его борьба с Ра. Когда ночью Ра начинает плаванье по подземному Нилу, Апоп, желая погубить его, выпивает из реки всю воду. В сражении с Апопом (повторяющемся каждую ночь) Ра выходит победителем и заставляет его изрыгнуть всю воду обратно. В древнем мифе Ра в образе рыжего кота отрезает голову змею Апопу.
Типичный представитель европейских драконов, упоминаемый в польских сказках –
Вавельский дракон.
Дракон жил в Вавельском холме города Кракова (там сейчас стоят крепость и собор), на берегу реки Вистулы. Каждый месяц он требовал от жителей по одной молоденькой девушке на съедение.
Король Крак, основавший город, неоднократно пытался расправиться с наглым ящером, однако даже самые храбрые рыцари были здесь бессильны. Отчаявшись, он предложил руку своей дочери Ванды любому, кто решит эту проблему. На подвиг вызвался молодой ученик сапожника по имени Жевзик Дратевка. Как водится, он прибегнул к хитрости — подложил к пещере дракона тушу ягненка, набитую серой. Чудовище слопало отраву и стало мучиться от страшной жажды. В итоге дракон выпил половину реки Вистулы и попросту лопнул.
А в мифологии хеттов (древний народ, населявший север Сирии и воевавший с Египтом) известен
Иллуянка - дракон, враждовавший с богом грозы Тешубом.
Существует несколько вариантов этой легенды, в которых одинаково подчеркивается, что Иллуянка гораздо сильнее Тешуба. Потерпев от дракона очередное поражение, последний просит богиню Инару о помощи. Та устраивает чудовищу ловушку — расставляет возле его логова сосуды с вином. Напившись, дракон теряет способность передвигаться, и Тешуб вместе с остальными богами убивает его.
По другой версии дракон побеждает Тешуба и забирает у него сердце с глазами, Тешуба такой вариант развития событий не устраивает — он вступает в брак с богиней Хебат, рождает сына Сарруму (дословно — “Король гор”) и женит его на дочери Иллуянки. Отец подговаривает жениха, чтобы в качестве приданного тот потребовал отнятые у него глаза и сердце.
Получив искомое, Тешуба вновь начинает войну с драконом. Саррума встает на сторону тестя, поэтому бог грома убивает не только древнего ящера, но и своего сына.
В скандинавской мифологии существует свой дракон —
Йормундганд — огромная змея, плод сожительства бога хитрости Локи и великанши Ангрбоды (дословно — “Предсказывающая беду”). Помимо нее, у родителей было еще два ребенка — жутковатая владычица подземного мира Хель и волк Фенрир, которому в конце света суждено поглотить верховного бога Одина.
Последний, как только увидел жуткую Йормундганд, сразу же решил, на всякий случай, отправить ее от себя подальше, на дно морское. В океане эта рептилия выросла настолько, что смогла обернуться вокруг Земли, достав головой до своего хвоста. Поэтому она получила имя Митгард — Мировая Змея. Отношения с богами у нее не сложились — наиболее сильно Митгард враждовала с громовержцем Тором, которого, согласно пророчеству, она должна была, в конце концов, убить.
С их противостоянием связано несколько историй. Великаны, ненавидевшие бога грома, однажды решили посрамить его в “подставных” соревнованиях. Наслав на него волшебные чары, они попросили Тора поднять обычную кошку. Могущественный бог едва смог оторвать ее от земли — ведь на самом деле под обликом кошки скрывалась змея Митгард.
В другой раз Тор, обеспокоенный пророчеством, решил сходить на “рыбалку” и изловить Митгард. Экипировка была соответствующей: огромная лодка великана Гимира, голова исполинского быка в качестве наживки, толстый канат и здоровенный крюк. Змея быстро “клюнула” и стала тянуть с такой силой, что лодка почти ушла под воду. Днище не выдержало: Тор провалился сквозь него, но попал ногами на отмель и продолжил вытаскивать змею.
Вот и познакомились мы поближе с такими мифическими животными – драконами. Надеюсь, что в наступающем году вы сможете приручить его хозяина, и он станет вам верным хранителем и помощником. Собирала легенды Limon_Fresh специально для TR Review
В СОДЕРЖАНИЕ