На Хеллоуин – канун Дня Всех Святых истончается грань между мирами, и то, что люди испокон веков называли нечистью, свободно путешествует по нашей земле. Казалось бы, закончился праздник, разбежалась нечисть по темным углам и мрачным подземельям до следующего октября, но как бы не так, некоторая нечисть не утешается возможностью однажды в год размять свои суковатые пальцы. Сегодня я буду пугать вас самыми страшными существами, живущими с нами бок о бок уже многие тысячелетия, и круглый год, без выходных и праздничных дней, ужасом вынимающих из нас души.
Понятно, что вампирами, оборотнями и драконами современных людей не испугаешь, и неизвестно, кому в темном переулке придется хуже: нам, наконец-то воочию узревшим мечту своих девичьих грез, или несчастному вампиру, оглохшему от радостного визга и в ужасе отдирающему от своего холодного тела загребущие ручонки очередной человеческой «жертвы». Поэтому обратимся к другим персонажам, еще не растерявшим возможность останавливать в страхе наши сердца.
Самый первый ужастик, с которым знакомят родители маленьких детишек – это, конечно же,
Бабай, Бабайка, Дед Бабай, Бу – кому кто достанется. Этот персонаж не имеет сложившегося внешнего облика – тут уж у кого на что фантазии хватит. Но бестолковые родители, желая угомонить своих разгулявшихся не ко времени чад и заставить их смирно лежать в кроватках, рассказывают самые невероятные истории про него. Кто скребется в окно голой веткой? Бабай! Кто бродит под окнами, почти беззвучно тоскливо вздыхая? Дед Бабай пришел вас в мешок запихнуть и унести! Чьи глаза сверкнут ночью из приоткрытого шкафа? Страшного Бу!
Как написал один человек на просторах интернета: «Детство – это когда ночью, встав в туалет, потом с облегчением ныряешь под одеяло, радуясь, что тебя никто не съел по дороге». И пусть хоть кто-нибудь посмеет возразить, что детский страх – не самый сильный среди всевозможных ужасов, окружающих нас!
Если мы заглянем в гости к якутам, нас обязательно предупредят о возможной встрече с
абаасы́. Нет ничего страшнее этих порождений зла для местного народа. Абаасы живут сразу в трех мирах – верхнем, среднем и нижнем, поэтому от них не спасают даже церкви и храмы. Роста они преогромного – с высокую лиственницу и состоят из камня и железа. Иногда видятся людям однорукими, одноглазыми и одноногими чудовищами, но в принципе, могут принимать любой вид. Самозарождаются из черного камня, похожего на ребенка. Все вредное и гадкое – болота, змеи, ядовитые растения, опасные хищники – создано ими. Они искушают людей, подбивая на преступления, насылают бедствия и болезни, могут лишить человека рассудка. Питаются душами людей и животных. Основной задачей шамана, лечащего больного человека, является выяснение, какие именно абаасы сотворили болезнь. После этого следует либо вступить в борьбу с ними, либо принести в жертву животное, душу которого как бы обменивают на душу больного.
Убить абаасы невозможно, поскольку они не являются живыми, однако можно отпугнуть ветками шиповника, колючки которого почему-то вызывают у монстров большой страх.
Теперь переместимся на побережье Эгейского моря, где жители во время осенних и зимних штормов до сих пор опасаются
гарпий - одних из самых свирепых и уродливых персонажей греческой мифологии, наводящих ужас одним своим появлением. Они налетают внезапно и также внезапно исчезают. Вы слышите, как ярится буря за окном? «Нет, это летят гарпии», - утверждают греки и запирают двери, а окна прикрывают плотными ставнями.
Название этих существ происходит от греческого слова «хватаю» или «похищаю», потому что гарпии уносили детей, отнимали у голодных людей еду, а иногда и сами души. В некоторых мифах говорится, что когда-то гарпии были прекрасными женщинами; в память о прошлом у них сохранились женские лица и груди, но сами они превратились в диких полуженщин-полуптиц отвратительного вида с телами и крыльями грифов, длинными острыми когтями. Их причисляют к самым опасным чудовищам подземного царства. Считается, что гарпии появляются в грозу и ураган, распространяя нестерпимую вонь, подобно хищным птицам - стервятникам. Средневековые моралисты использовали гарпий, как символы жадности, ненасытности и нечистоплотности, часто объединяя их с фуриями, и утверждали, что гарпии нападают на скупцов. Удивительно, но злобные твари боятся лишь одного: звуков медных духовых инструментов. Поэтому в бурю очень приветствуется игра на трубе, валторне или, на худой конец, на саксофоне.
Приглашаю вас посетить скандинавский полуостров, если вы достаточно сильны духом и отважны. Эти страны с древних времен находятся под защитой богов: Одина, Тора, Фреи… Но даже сам великий Тор не сможет устоять против мирового змея
Ёрмунганда – самого знаменитого из скандинавских драконов. Древняя скандинавская легенда повествует о том, что на востоке Миргарда – срединного мира, населенного людьми – жила в Железном лесу великанша, породившая много чудовищ, в том числе и Ёрмунганда. Боги, которым было предсказано, что этот змей принесет много несчастья, выбросили его, еще маленького, в глубокое море. Но змей не погиб, а очень даже удобно там обосновался и принялся расти, до тех пор, пока не опоясал собой весь земной шар. Временами он злится и кусает себя за хвост. Тогда на земле происходят землетрясения. А если он пытается ползти, чудовищная волна цунами подходит к берегам. Но когда наступит день гибели богов (или конца света по другой версии), Ёрмунганд выберется на берег, изрыгая в гневе столько яду, что им пропитается вся суша и воздух. Главный защитник Миргарда – бог Тор – сумеет одолеть змея, но и сам падет, отравленный его ядом.
Так что пусть Ёрмунганд подольше лежит на дне моря. Землетрясения и цунами – это ужасно, но все равно лучше, чем конец всего живого, даже богов.
Население Северного Кавказа, прикаспийских низменностей и дельты реки Волги считают самой страшной встречу с
алмасты – дикой волосатой женщиной с безобразным лицом, медными когтями и огромными отвислыми грудями, которые при беге приходится закидывать за спину, чтобы не мешали. При ходьбе выворачивает ноги и ходит пятками вперед. По поверьям живет в укромных уголках: в пещерах на высокогорных лугах, в дикой чаще, прячется в густых камышах или заросших оврагах. Нередко посещает поля или кукурузные плантации, может появиться в садах и огородах. Видеть ее можно в полдень, солнечного света не боится.
Характер имеет злой и коварный, похищает новорожденных младенцев, не брезгует и детишками постарше. Смертельный исход во время родов – это дело рук алмасты. Если успеть ее перехватить и отлупить ремнем, то можно вырвать обещание не вредить конкретному человеку и его родственникам.
Если переместиться на юго-восток от мест обитания алмасты, мы попадем в пустыню, где пески дышат таинственной негой арабских сказок. По торговым тропам когда-то брели торговые караваны верблюдов, приветственно помахивали перистые листья финиковых пальм в прохладных оазисах и до сих пор поют свою неумолчную песнь барханы. Однако не о зыбучих песках и даже не о жестоких разбойниках шепчутся на привале застигнутые ночной темнотой путники. Пустынный
гуль – вот самая страшная нежить, издревле обитающая вдоль караванных путей Персии, Ирана и Туркмении. Внешность его отвратительна, какой бы облик не принимал этот оборотень-трупоед: человека или гиены. Обычно выглядит как голый изможденный человек с сине-серой скользкой кожей и имеет противный трупный запах. Помимо всего на ногах его ослиные копыта, которые не исчезают при любых превращениях. Чаще всего питается трупами людей любой степени разложения – от еще теплых до полуистлевших скелетов, хотя не брезгует и трупами животных. При недостатке оных может заманить одинокого путника и убить его, чтобы получить доступ к любимому лакомству.
Ранее гуль вел себя довольно безобидно, побаиваясь людей, довольствуясь пищей на полях сражений и в некрополях. Но со времен крестовых походов обнаглел, последовал за рыцарями Гроба Господня в далекую Европу и там стал вести себя агрессивно: расселился на кладбищах, стал раскапывать могилы, красть детей и пить кровь. Монстр обладает огромной физической силой, справиться с ним можно только ударив серебряным мечом, причем – один раз, так как от второго удара гуль заново оживает.
Никогда, вы слышите, НИКОГДА не вздумайте поехать встречать Рождество в Македонию, Сербию или Хорватию, как бы не приманивали вас турагентства большими скидками и местным колоритом. Знаем мы, в чем заключается их местный колорит – в возможности встречи с
караконджалами - ночными сезонными демонами. Эти существа выходят из воды на сушу после полуночи, а порой и средь бела дня. Особенно свирепствуют они от Рождества (иногда чуть раньше – от Игнатьева дня, 2 января) и до Крещения (или Бабина дня, 21 января). Встречаются они и в летнее время, но довольно редко. Вредят человеку, как только могут: нападают на людей, стремятся увлечь к проруби или болотной топи, царапают лица женщинам, пьют кровь и пожирают детей. Особо излюбленная их забава – вспрыгнуть верхом на человека и погонять его, заставляя бежать всю ночь, пока жертва не упадет замертво или пока не раздастся первый крик петуха или осла.
Выглядят они как небольшие голые человечки, покрытые колючками черного или красного цвета. В более позднюю эпоху молва стала приписывать им еще рога и хвост, но это не черти и не бесы, с которыми их путают недалекие христиане. Уберечься от караконджала можно вынув из сумки хлеб, соль или железный кинжал. Впрочем, от кинжала убежит даже мирно настроенный встречный путник, поэтому нет смысла размахивать им постоянно.
К сожалению, мы обустроили свой мир так, что в любом уголке планеты найдется чудище, способное поселить в людских сердцах страх. Эти монстры неистребимы, огонь и пули тут не помогут. Единственный способ выжить – попробовать найти в самом зловредном чудовище что-то хорошее, как это удалось некоторым писателям. Благодаря Маккефри и Дяченко мы полюбили драконов, Громыко и Майер убедили нас в привлекательности вампиров и оборотней, даже орки после книг Перумова кажутся довольно милыми созданиями. Так есть ли смысл бояться всей остальной нежити? Вполне возможно, что на просторах ТР зреет новый автор, зачитываясь рассказами которого, мы полюбим гулей и гарпий?
Пугала читателей Береза специально для TR-Review. В СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА