Прекрасные создания.
В летнем выпуске журнала совсем не хочется писать о плохом и страшном. Но, тем не менее, про нечисть мы обязательно упомянем и сегодня, ведь среди них встречаются прекрасные и нежные создания, достойные являться нам в самых светлых снах.
Пальму первенства среди них, конечно, занимает
единорог - тайный триумф человеческой фантазии, «сокровенная струна европейской культуры». Обычно его представляют в виде белого коня с одним рогом, растущим изо лба. Однако согласно эзотерическим верованиям, он имеет белое туловище, красную голову и синие глаза. В ранних традициях единорог изображался с телом быка, потом с телом козла и только в поздних легендах - как конь, имеющий витой рог, львиный хвост и козлиную бородку. Питается он цветами (особенно любит цветки шиповника), а пьет утреннюю росу. Еще он ищет маленькие озерца в глубинах леса, в которых купается, и вода в этих озерах становится очень чистой, обретая свойства живой воды.
Легенда утверждает, что он неутомим, когда его преследуют, но покорно ложится на землю, если к нему приблизится девственница и обнажит грудь. При виде ее дикий осторожный зверь становится кротким и ласковым, подходит ближе и пьет молоко из ее груди. (Складывается впечатление, что средневековые менестрели, воспевающие дев и единорогов, плохо разбирались в женской физиологии. Ну, скажите на милость: откуда у девственницы молоко?) Если осторожному зверю подсовывали бракованную девицу, он приходил в ярость и убивал несчастную. Вообще считалось, что единорога поймать невозможно, но если и удастся, то удержать его можно только золотой уздечкой.
Считается, что в мифологическом бестиарии единорог - единственный зверь, который появился не из человеческих страхов. В легендах он представляется сильным, но добрым, самодостаточным, но одиноким, и в любом случае, сказочно красивым. Почему же эта фантазия пережила сотни других и успешно конкурировала со множеством действительно изощренных вымыслов: драконом, василиском, мантикорой? Психоаналитики, которые знают все про всех, причиной долговечности единорога полагают ту символику, которую многие авторы робко называют «символикой меча». Менее самоуверенные психологи акцентируют наше внимание на особой поэтичности образа, на нашем пристрастии к архетипам смиряемого зла и гордого одиночества...
Один из красивейших персонажей славянских сказок -
Жар-птица, огненная птица размером с павлина. Добыть такое сокровище удается только самому смелому, решительному и доброму молодцу, ведь перья ее обладают способностью светиться и своим блеском поражают зрение человека. Для ловли Жар-птицы используют золотую клетку с яблоками внутри, как ловушку. Поймать голыми руками её нельзя, так как можно обжечься об её оперение.
Окраска ее варьирует от голубой и малиновой до золотой и серебристой, в зависимости от фантазии рассказчика. Живёт Жар-птица в райском саду Ирии, в золотой клетке. По ночам птица вылетает из клетки и освещает сад собою так ярко, как тысячи зажжённых огней, питается исключительно золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие. Когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга; пение Жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Каждый год осенью прекрасное существо умирает, а весной возрождается. (Что приближает ее к Фениксу, очень распространенному в европейской мифологии).
Иногда можно найти выпавшее перо из хвоста Жар-птицы. Внесенное в тёмную комнату, оно заменит самое богатое освещение. Со временем такое перо превращается в золотое. Я подозреваю, что хозяину пера такая трансформация не доставляла особого огорчения.
Близким родственником славянской пернатой красавицы можно считать птицу
Феникс, мифическое существо, обладающее способностью сжигать себя и затем возрождаться. Считалось, что Феникс похож на орла с ярко-красным или золотисто-красным оперением и хохолком на макушке. Перья у него крепче стали и булата, ими можно резать кость или камни. Предвидя смерть, он сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям, из пепла возрождается сам Феникс.
Живет он сто шестьдесят (по другим версиям - пятьсот) лет, все это время возлежит в дикой местности на верхушках кедров без еды. Когда птица чувствует приближение смерти, она устраивает гнездо из сухих трав и растений, содержащих эфирные масла, таких как кофе, мирра, алоэ, потом садится в гнездо, поджигает его и сгорает дотла. На следующее утро в пепле появляется червячок, а через сутки из него вырастает птица, удивительно похожая на прежнюю. Эта птица устраивает сгоревшей своеобразные похороны: сплетает из пальмовых листьев сосуд, наполняет его пеплом и переносит на алтарь в храме Солнца в Гелиополе (Египет). Только тогда Феникса и могут увидеть люди. По легенде, это всегда единственная, уникальная особь своего вида, поэтому в метафорическом истолковании является символом вечного обновления.
Летними ночами на росных лугах и лесных полянах Европы можно встретиться с
феями или эльфами – волшебными существами, обладающими необъяснимыми, сверхъестественными способностями, ведущими скрытый (как коллективный, так и обособленный) образ жизни и при этом имеющими свойство вмешиваться в повседневную жизнь человека. В кельтском и германском фольклоре фея — крошечное или низкорослое существо, нередко становящееся невидимым, надевая волшебную шапочку. Любимый цвет фей — зелёный. Это касается не только одежды: были сообщения о феях с зелёными кожей и волосами. Впервые изображать фей с прозрачными крылышками начали художники викторианской эпохи, когда фея в массовом сознании стала превращаться в добрую красавицу из детских сказок. В древних сказаниях ничего похожего не описывалось: феи, как утверждалось, летали, но обходились без крыльев, нередко используя в качестве подручных средств птиц или стебельки растений.
Считалось, что феи бывают двух основных групп: общительные и одинокие. Первые живут сообществами и заняты, в основном, танцами, музицированием и участием в роскошных пиршествах. Смертные вполне способны подслушать звуки таких празднеств, а иногда и подглядеть за феями, если натереть глаза специальным волшебным зельем. «Общительные» феи предпочитают зелёный цвет и разнятся ростом: самые крошечные из них могут быть размером с цветок, самые крупные способны вступать в интимную связь со смертными, о чем существовали и «документированные» свидетельства. Страна фей управляется королевами (короли фей встречаются реже), однако были упоминания и о правителях – супружеских парах. Во многих отношениях царство фей напоминает человеческое представление о жизни на небесах. Здесь не существует времени, как не существует уродств, болезней, возраста и смерти. Смертные, попавшие к феям могут провести здесь до 900 лет, которые кажутся им лишь одной ночью. Самые романтические и трогательные фольклорные истории так или иначе обыгрывают «временной» аспект: повествуют о смертном, влюбившемся в Королеву фей, которая переносит его в своё царство, осуществляет все желания, но затем при нарушении им некоего табу возвращает обратно, где человек узнаёт, что на земле прошли уже сотни лет.
Одинокие феи, напротив, избегают сборищ и презирают необузданное веселье. Они либо присоединяются к человеку и становятся частью жилища, стараясь помогать хозяевам и приносить удачу, либо населяют открытые пространства и тут представляют в той или иной степени опасность для случайных прохожих. Домашняя фея-одиночка предпочитает красный, коричневый или серый цвета нарядов. Она легко раздражается, но при этом всегда привязана к человеку и, судя по всему, испытывает зависимость от общения со взрослыми и детьми. Феи-одиночки любят делать добро: могут отобрать еду или деньги, чтобы отдать бедным; приносят игрушки детям или снимают порчу, насланную ведьмами.
И еще одно прекрасное создание не хотелось бы обойти стороной, хотя причислить его к волшебным существам не удастся. Это
цветок папоротника – таинственная особенность вполне обычного растения, приписывая ему славянской мифологией. Много легенд и преданий связано с этим цветком. Много юношей и девушек уходили на его поиски и почти все возвращались, так и не найдя его. Считается, что цветет папоротник лишь раз в году, в ночь летнего солнцестояния. Однако сорвать, судя по преданиям, цветок папоротника трудно и опасно. Ровно в полночь всего на одну минуту распускается на папоротнике яркий огненный цветок, пылающий жарким пламенем, и его тотчас обрывает рука невидимого злого духа. Духи мрака, хлада и смерти напускают ужасы на смельчака и могут увлечь его в свой темный мир... После того, как цветок все же удалось сорвать, нужно немедленно бежать прочь, причем оглядываться назад категорически запрещено. Сорванный цвет тут же рассыпается пеплом, и на ладони навсегда остается ожог в виде цветка, зато человек становится необычайно умным, богатым и удачливым, приобретает способность нравиться людям и привораживать девушек. Счастливчик также получает магические знания и умения: он начинает слышать или угадывать мысли, предвидеть будущее, исцелять, понимать язык зверей, птиц, гадов и растений, управлять погодой и становиться невидимым. Не страшны ему ни бури, ни гром, ни огонь, ни вода; он может преодолеть любые преграды и отомкнуть любой замок («только приложи цветок – и железные запоры и цепи вмиг распадутся»). Откроется ему все, что таится в недрах земли, в том числе спрятанные там клады.
С засильем человека на земле и развитием городов прекрасные создания почти исчезли из наших лесов и лугов, переместившись в мир фантазий и сонных грез. Но если вы чисты душой и глядите на мир широко распахнутыми глазами, выйдите на рассвете на опушку леса – и примятая трава укажет вам место ночных танцев фей, а между деревьями мелькнет на фоне восходящего солнце пролетающая мимо жар-птица.
Гонялась с сачком за эльфами Береза специально для TR Review
[/c]
В СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА