Когда Кристен Стюарт впервые начала переговоры по поводу роли в новом фильме Оливье Ассайаса «Облака Зильс-Марии», она думала, что эта роль превосходно подходила Джо Энн Ноулз, голливудской старлетке, известной по своим стычкам с папарацци.
- Это было то, в чем я была так уверена, поэтому отсутствовала заинтересованность в проживании этого образа на экране, - сказала «сумеречная» звезда о своем персонаже во время сессии «вопрос-ответ» после показа фильма на нью-йоркском кинофестивале.
Между тем, Стюарт сыграла Вал, ассистентку легендарной актрисы Марии Эндерс (Жюльет Бинош). Сюжет фильма сосредоточен на их взаимоотношениях, в то время как Эндерс рассматривает вопрос о принятии роли в новой постановке «Maloja Snake», той же, что сделала ее знаменитой два десятилетия назад. Однако вместо исполнения своей оригинальной роли ее просят сыграть покойного наставника: бизнес-леди в возрасте, которую довела до суицида собственная ассистентка. Сама мысль о согласии на такую роль ужасает Эндерс, поэтому она обращается к Вал за советом, дружеской поддержкой и, возможно, чем-то большим.
- У меня была идея уйти в женский образ, - сказала Бинош о времени незадолго до третьей по счету совместной работе с Ассайасом. Двое ранее участвовали вместе в эротической драме 1985 года «Свидание», а в 2008 – над картиной «Летние часы».
– Я сказала: «У меня есть идея по поводу персонажа», и Оливье принял ее, пообещав за две недели написать что-то. К концу этого срока он заявил: «Да, думаю, у меня есть что-то». В начале я спровоцировала его, но, в конечном счете, оказалось, он еще больше сподвигнул меня. Провокация – лишь одна из множества тем, затронутых в «Зильс-Марии». И Эндерс, и Вал находятся в любящих, игривых, но очень сложных взаимоотношениях. Во время репетиции диалога из пьесы границы между выдумкой и их собственной реальностью становятся размытыми. Вал, ассистент Эндерс, и читает строчки ассистентки в постановке. Эндерс является вполне опытной женщиной, она также играет подобную себе. Это дублирование сюжетных линий придает фильму свою интригу.
- Внезапно я подумал о пьесе Рейнера Вернера Фассбиндера «Горькие слезы Петры фон Кант», - сказал Ассайас, вспоминая, как он впервые начал работать над историей.
– Я сразу задумался, а почему бы не вставить кусочки пьесы Фассбиндера в фильм? Почему бы не создать свою собственную, упрощенную, ожесточенную версию «Горьких слез Петры фон Кант»? В конечном счете, фильм затрагивает трудности, приходящие с возрастом и желанием, также как и идея знаменитости. Последняя категория исследуется сквозь призму двух главных героинь и Джо Энн Эллис (Хлоя Грейс Морец). Эллис, получившая роль молодой ассистентки в новой версии «Majola Snake», большая звезда, известная благодаря работам в последнем фильме о супергероях. В одной из запоминающихся сцен Вал показывает Эндерс клип с «TMZ», которая вне себя. Это ироничный момент для Стюарт, которая знает достаточно о том, каково быть преследуемой камерами папарацци.
- Мне приходилось контролировать выражение на своем лице, - сказала Стюарт о съемках этой сцены.
– Я должна была быть уверена, что мои щеки не краснеют, когда я произношу свои строчки, потому что мой стиль жизни и то, кем я являюсь, соответствуют этой иронии. Я думаю, это сделало данную сцену еще более актуальной и интересной. Оставляя метамоменты позади, самым важным для Стюарт и Бинош было развитие ритма между их персонажами. У обеих сложные взаимоотношения: кажется, ни одна из них не уверена, что делать с сексуальной энергией. Обе актрисы изначально подошли к этим отношениям по-разному.
- В начале наших совместных репетиций мы поняли, что это не помогает, потому что способ работы Кристен отличается от моего, - сказала Бинош.
– Она берет текст утром, читает его два раза и уже запоминает. А мне на это требуется месяц… Кристен очень быстрая, у нее затравка гения. Бинош добавляет, что способность чувствовать сквозь сцену вместе, была, в конечном счете, освобождающей – не зная реакции другой актрисы, будучи способной прыгнуть в неизвестность, и по-настоящему понять сцену и то, чего хотят достичь персонажи.
- Она говорит, что я быстро читаю строчки, но это только потому, что я не хочу знать их, я хочу понять их, - рассказала Стюарт.
– Это было очень показательным… Я не чувствовала предвкушения, давления – было ощущение, словно эти персонажи и я заинтересованы в сценарии, потому что это уникальные взаимоотношения и хроники того мира, в котором я живу. Это было действительно пьяняще, вдумчиво и интеллектуально. В итоге это и стало тем, к чему стремился Ассайас – динамикой между Бинош, Стюарт и Морец и отражением настоящего мира, которое вы не часто увидите на больших экранах
. - Во время съемок я увидел, насколько Кристен, Жюльет и Хлоя отдавали себя фильму – не в смысле работы, а в собственной индивидуальности, - сказал режиссер.
– Это картина, где вы никогда не забудете, кем являетесь, наблюдая за этими актрисами. Оливье Ассайас о стимуле к созданию фильма: - У меня появилась идея, что я хочу использовать Жюльет в фильме как саму себя. Так что она делает? Она работает. Так что одно привело к другому и так оформилось повествование… Не то чтобы мне нравится идея Жюльет, играющей саму себя. Когда я писал эту работу, она была не столько о поверхностности или технике актерства – это часть поглощающей человечности. Дело в понимании боли другого человека и попытке найти внутри себя те универсальные эмоции. Это не критика театра, искусства, а способ показать, как красива работа актрисы изо дня в день. В том смысле, что это действительно о понимании ближних.
Жюльет Бинош об опыте работы над картиной: - Для меня это присутствие на съемках от начала и до конца, потому что у меня не было выходного. Как же я была там каждый день, но в разных образах? Мне действительно пришлось играть сразу трех персонажей. Актрису в самом начале, затем работающую актрису, а в конце - персонажа, которого она играет. Задача состоит в том, чтобы каким-то образом позволить себе быть обнаженной и также демонстрировать трудность отречения от себя. Было два слоя эмоций, через которые ты не хочешь проходить, потому что они жестокие. Я считаю, что работа с Кристен позволила нам найти как светлые моменты, так и глубокие. Все должно было быть взаимодополняющим, поэтому мы переходили из одного мира к следующему, что подавалось естественно.
Кристен Стюарт о работает с Жюльет Бинош: - Когда мы начали этот путь, я каждый день очень удивлялась тому, что фильм освещал столько всего. Это две очень контрастные перспективы и уровня жизни, которые приходят вместе и предлагают друг другу что-то, открывая глаза на катартический опыт. Это захватывающе и одновременно болезненно. Но мне это нравится. Мне было так весело. Жюльет озадачивает меня и заставляет действовать. Рядом с ней я никогда не переставала размышлять. Все, что вы видите в фильме, просто происходило. Так что это не было трудным.
NYFF: Кристен Стюарт, Оливье Ассайас и Жюльет Бинош о динамике "Облаков Зильс-Марии"