Отсутствие любви стало лейтмотивом 70-го Каннского фестиваля. Задав эту тему драмой «Нелюбовь», фестиваль показал ряд фильмов, в которых герои тем или иным образом испытывали страдания по причине нехватки любви: «Хэппи-энд» со своей ужасной семьей, «Кроткая» с никому не нужной героиней, «Квадрат» с лицемерным героем, «Истории семьи Майровиц» с недолюбленными детьми. При желании под эту тему можно подвести даже комедийного «Молодого Годара» — в конце концов, режиссер, которого играет Луи Гаррель, тоже мучается из-за любви, которая покидает его.
Но главная нелюбовь выпала на долю самого кинофестиваля. От юбилейных Канн, отмечающих 70-летие, ожидали откровений, чего-то запоминающегося и выдающегося. Но ни одна картина не смогла запасть в душу прессе. «Она», «Тони Эрдманн», «Патерсон», «Сьераневада», «Служанка», «Выпускной» — в прошлом году все эти фильмы стали событиями для прессы, но не для жюри, отдавшего «Золотую пальмовую ветвь» социальной драме Кена Лоуча «Я, Дэниел Блэйк». Точно так же пресса расстроилась в 2015-м, когда «Пальма» ушла ленте «Дипан», не самому, как многие считали, удачному фильму из конкурса.
«Мы посмотрели прекрасные фильмы! Мы получили массу прекрасных впечатлений!» — жюри перед началом церемонии раздавало прессе дежурные комментарии. Конечно, трудно представить, получил ли травму Уилл Смит во время просмотра драм Йоргоса Лантимоса, Сергея Лозницы и Михаэля Ханеке, но свои кинематографические горизонты актер точно расширил.
«Награждение фильмов — всегда очень субъективная вещь», — напомнил со сцены румынский режиссер Кристиан Мунджиу, работавший в жюри программы «Синефондасьон». Предсказать победителей в основном конкурсе было невозможно.
Первой наградой вечера стала «Золотая камера» за лучший режиссерский дебют. Приз получила Леонор Серай за свою трагикомедию «Молодая женщина», которая демонстрировалась в рамках программы «Особый взгляд». Летиция Дош сыграла невротичную Полу, пытающуюся выжить в Париже, после того как ее бросил бойфренд. Мы рассказывали о фильме здесь.
Главные награды распределились так:
Лучший сценарий
Приз жюри
- «Нелюбовь» — режиссер Андрей Звягинцев
Лучшая женская роль
Лучшая мужская роль
Лучший режиссер
Гран-при жюри
- «120 ударов в минуту» — режиссер Робен Кампийо
Специальный приз в честь 70-летия кинофестиваля
«Золотая пальмовая ветвь»
- «Квадрат» — режиссер Рубен Эстлунд
Получая приз, Эстлунд срежиссировал небольшую сценку со зрителями в зале. «На счет „три“ вы все крикнете!»
И они крикнули. Даже Дэвид Линч.
«„Тони Эрдманн“ 2017-го» — так называла пресса «Квадрат» Эстлунда. И точно так же многие опасались, что фильм не получит ничего, как и драма Марен Аде в прошлом году. Но в итоге жюри сумело найти в себе силы наградить эту сатирическую ленту, оказавшуюся в конкурсе в самый последний момент. Мы рассказывали подробно об этой картине и, признаться, болели за нее.
Порадуемся и за Андрея Звягинцева, чья лента не осталась без награды. Режиссер получил со своим «Левиафаном» приз за сценарий, а теперь у него есть уже и приз жюри.
Одна из его реплик со сцены стала, пожалуй, самым запоминающимся моментом церемонии. Поблагодарив продюсера, оператора и актеров, Звягинцев сказал: «Оказывается, Уилл Смит действительно существует».
Уилл Смит пришел в настоящий восторг. Видимо, травма от просмотров особо мрачных фильмов все-таки обошла актера стороной.
Фильм-победитель Каннского фестиваля выйдет в российский прокат в ноябре этого года.