Войти
В мире
01.03.2015 10:07
Какие уроки мы можем извлечь из «Пятидесяти оттенков серого»

Какие уроки мы можем извлечь из «Пятидесяти оттенков серого»

  • Текст: Юрий Данилов
  • Фото: Universal

Сборы фильма «Пятьдесят оттенков серого» еще раз доказали, что феномен этого произведения британской домохозяйки не был раздут их ничего ради получения многомиллионных прибылей. Эрика Леонард (Э.Л. Джеймс), сама того не ведая, наткнулась на социальный орган получения удовольствия или, если хотите, богатую золотую жилу. И планета отрезонировала.

В мировом прокате фильм собрал уже более 417 миллионов долларов, продано более ста миллионов экземпляров книги, произведения стало предметом обсуждения для сотен миллионов человек. Пожалуй, только в Японии «Пятьдесят оттенков серого» не стали событием. Книга не блистала здесь объемом продаж, фильм провалился в прокате. Но это, скорее, исключение, обусловленное какой-то особенностью японского менталитета.

В других же странах опус Э.Л. Джеймс и картину Сэм Тейлор-Джонсон читали, смотрели и активно обсуждали. Преимущественно, женщины. Значит ли это, что они менее умны, взыскательны и более сексуальны, чем мужчины? Ведь всерьез говорить о достоинствах книги (да и фильма!) невозможно. Это фанфик, любительское сочинение, вдохновленное другим явлением массовой культуры. В данном случае – сагой и фильмами «Сумерки». И такой фурор!

Неужели в мире на смену традиционным религиям пришла новая, имя которой – Секс? Можно ли говорить о том, что уровень культуры и образования в постиндустриальном обществе опустился до первобытного состояния? Есть ли еще шанс у настоящего, серьезного искусства и литературы, или диктат массового спроса их добьёт? Означает ли бешеная популярность «Пятидесяти оттенков серого», что Запад окончательно прогнил и движется к своему неизбежному краху?

Феномен книги и фильма, их различие анализирует даже такая солидная газета, как New York Times. Обозреватель A.O. Скотт пишет, что сама идея анализировать произведения массовой культуры уже не вызывает споров и отторжения.

Появление книги и её последующая экранизация способствовали понижению порога дозволенного и пристойного, растворению прежних табу. Если поначалу «Пятьдесят оттенков серого» обсуждали в социальных сетях, то позже в это процесс включились литературные критики и киноведы. Они пытались анализировать этот феномен, поразивший массовую психику.

В мировой прессе всерьез обсуждается тема, насколько Сэм Тейлор-Джонсон исказила роман Э.Л. Джеймс. А.О. Скотт, как и многие критики, считает, что фильм получился лучше книги. Но только в том смысле, насколько Тейлор-Джонсон более профессиональный кинематографист, чем Эрика Леонард – писатель. При этом эстетическое превосходство фильма играет против него. Дело в том, что в бумаге «Пятьдесят оттенков серого» - это плохое искусство и хорошая порнография. А фильм – наоборот. Публику же больше удовлетворяет дикий, необузданный секс. Пусть даже при этом плох слог, убог язык и вторичен сюжет. Именно этим объяснение устранение из проекта сценариста Келли Марсель и режиссёра Сэм Тейлор-Джонсон. Нечего камуфлировать низменное и напускать флёр таинственности на животное. Поклонники «Пятидесяти оттенков серого» должны получить то, на что они рассчитывают, ради чего идут в кинотеатры.

Это означает, что сиквелы картины будут отличаться еще более убогим диалогом, еще более откровенным извращенным сексом. Таков социальный запрос, который сулит огромные прибыли – куда больше жалких 417 миллионов долларов, собранных первым фильмом. В этом смысле, «Пятьдесят оттенков серого» - это диагноз.

Проблема в том, что абсолютное большинство людей не видят никакого недуга и не помышляют ни о каких лекарствах. Тем более, горьких. Как говорила в романе Анастейша Стил: «Оргазм! Еще один!». В фильме этого нет. Поэтому он плох.

Ранее в рубриках
В ВоронежеВоронежцы остыли к кино, пиратские показы не спасают ситуацию

Воронеж вошёл в число городов, где возобновились пиратские показы нелицензионных лент, но это не помогло.

В России«Факел» проиграл «Локомотиву», губернатор снова превозносит болельщиков

Воронежский губернатор: «Борьба за место в РПЛ для нас осложнилась до предела».

В миреИзраиль могут исключить из ФИФА, стране хотят запретить участвовать в кинофестивалях

Палестина перешла в культурное контрнаступление, заметно осложняя жизнь израильским артистам и спортсменам.

ОбществоМолодёжь заметно увеличит оборот магазинов секонд-хенд

Интерес к одежде из секонд-хендов у молодых людей растет, в первую очередь, из-за повышения стоимости жизни.

ТеатрАлександр Калягин посадит вишни

Для коллектива театра Et Cetera уже стало доброй традицией ежегодно принимать участие в весенней посадке деревьев.

Кино и телевидениеКритики назвали фаворитов и аутсайдеров Каннского кинофестиваля 2024 года

Коллективная оценка картин живых классиков оказалось довольно низкой.

ПерсонаВремена не выбирают – памяти Аллы Борисовны Ботниковой

Эссе известного воронежского музыковеда, профессора Евгения Борисовича Трембовельского.

Литература«Сила женский слов» — сборник житейской мудрости, который подскажет, что надо делать

Книга сделает это устами сильных, смелых и успешных женщин, чьи слова способны вдохновить на самые крупные свершения.

МузыкаГитарный оркестр «Большое баррэ», победив на конкурсе в Москве, выступил в замке Ольденбургских

В программе произведения классики, танго, блюз и написанные специально для оркестра произведения.

Изобразительное искусствоЛучшие фотографии недели 11-18 мая 2024 в мировых СМИ

Жемчужин на этот раз не так много – мастера шли в основном проторёнными путями, работали хорошо, но традиционно.

Зал ожиданияВ Воронеже пройдёт фестиваль «Моя семья», «Библиотеки Воронежа» принимают участие

«Библиотеки Воронежа» представят большую интерактивную программу «Моя пиратская семейка».

ГлавноеВоронежцев пригласили на единственный в своём роде фестиваль Коробова-Литягина

Это уникальное культурное событие заиграет красками и наполнится чарующими звуками 29-31 мая.