Минифик «Так не бывает!» автора Нульки был написан на рождественский конкурс. Рассказ явно может быть отнесен к типу любовных историй с легким незатейливым сюжетом: начинающий адвокат Белла, выходец из английской глубинки, ведя дело о разводе Аро и Джейн Вольтури, знакомится с коллегой Эдвардом. Рабочие отношения, завязавшиеся между молодыми людьми, довольно быстро становятся более тесными. Белла – девушка с большим количеством комплексов – не может поверить в любовь парня. И поэтому, как только находится более-менее правдоподобный предлог, она устраивает скандал любимому, обвиняя его во всех смертных грехах, и сбегает на рождество к себе в деревню. Соответственно, первой мыслью, когда она обнаруживает замерзшего возлюбленного, топчущегося на пороге ее дома, будет: «Так не бывает!»
Образы Беллы и Эдварда далеки от прототипов. Белла – импульсивная, склонная к необдуманным поступкам девушка, при этом – довольно мягкая в общении с хорошо знакомыми людьми и романтичная натура. Характер Эдварда раскрыт несколько слабее. Фактически, мы знаем только, что он настойчив, заботлив и любит Беллу. В рамках рождественской сказки для девочек, предложенной нам в виде фф, пожалуй, этого и достаточно.
Эта история вполне могла незаметной в ряду множества незамысловатых рассказов по любовь Эдварда и Беллы, если бы не необычные второстепенные персонажи. На первый взгляд это привычные по Саге пары: Элис и Джаспер, Эммет и Розали. Но они… старички! Две пары пожилых людей – жителей родной деревушки Беллы - горячо заинтересованных в судьбе влюбленных. Автор не меняет их характеры по сравнению с привычными нам по Саге персонажами, но добавляет в них колорит, присущий пожилому возрасту. Так, самолюбование Розали раздувается до способности закатить скандал любому, кто попробует только намекнуть на ее преклонный возраст. Веселость Эммета перерастает в маниакальные розыгрыши, способные довести до инфаркта даже молодую девушку с крепкими нервами. Элис, с ее умением предвидеть будущее, усиленно занимается обустройством семейного счастья местных жителей.
Фактически мы сталкиваемся с реализованной мечтой Розали из Саги: «чтобы я сидела рядом с седым Эмметом на лавочке у дома, а перед нами играли наши внуки…». Автор позволяет своим героям полностью насладиться привилегиями старости.
Второстепенные персонажи так увлекают, что невольно закрываешь глаза на некоторую жизненную недостоверность рассказа.
Реалии английского сельского быта – камин, гирлянды остролиста, двухэтажные сельские домики – волей автора перемешиваются с суровой российской действительностью: пьяный с утра бульдозерист Майкл Ньютон, перешептывания за спиной Беллы: «Она же замуж должна была выйти, не захотел что ли, на деревенской-то»… Вряд ли можно считать это удачным ходом. Скорее, возникает подозрение, что автор не различает особенности английского и российского образа жизни.
Помимо этого в фф происходит еще и временной сбой: пожилые женщины в деревушке ходят в чепцах (что соответствует началу двадцатого века) и в то же время Эдвард и Белла живут вместе (а значит, на дворе как минимум 60-70-е годы прошлого века, уже после сексуальной революции).
Сам фф написан легким, живым языком, с сочными эпитетами и сравнениями:
«Я впервые… закатила ему скандал… Я верещала как сотня дельфинов…»
«Он пах, кажется, всеми проститутками Лондона и водкой, когда возвращался».
«Мое терпение закончилось, когда ужасно красивый и страшно замученный Каллен…»
Композиция рассказа выстроена довольно необычно: экспозиция является одновременно развязкой сюжета. Далее следует флешбек, в котором описывается завязка, развитие и кульминация, приведшие, собственно, к ситуации в начале рассказа. Вроде бы кольцевая структура завершена. Но автор продолжает развивать действие и выводит сюжет к новой, иной развязке, несколько неожиданной для главной героини, от лица которой ведется повествование, но вполне ожидаемой читателями - потому как рождественский рассказ требует хеппи энда.
В общем, можно заметить, что сказка удалась: добрая, легкая, наполненная волшебными отношениями между героями и подарками судьбы, принимаемой наивными сельскими жителями за Санта-Клауса.
- раскрытие сюжета – 5.
- раскрытие образов главных героев – 4.
- раскрытие образов второстепенных персонажей – 5.
- оригинальность сюжета – 3.
- грамотность автора – 4.
- логичность изложения – 4.
- композиционная структура, использование средств речевой выразительности – 5.
фанфик
Так не бывает! автор
Нулька рецензент
Береза