Минифик «Она была предначертана мне» автора Miss_Flower является одним из призеров конкурса «Dark Bella». Уже из названия конкурса понятно, что здесь не отведено места романтичной любовной истории, закончившейся карамельным хеппи-эндом. Читатели, любящие попускать слезы украдкой в платочек, а также повздыхать о вечной и совершенной любви, к сожалению, вряд ли найдут здесь для себя что-то занимательное, однако рано списывать историю, как неконкурентоспособную. Помните, призовые места просто так не раздаются, а любовь имеет свойства приобретать различные формы. Подчас самые неожиданные…
Автор Miss_Flower в своем фике воссоздает для читателя картинку на тему: что было, если бы Эдвард все же убил Беллу тогда, в их первый день знакомства после памятного урока биологии? Каллена начинает преследовать образ невинно-убиенной Беллы, которая хладнокровно и безжалостно заставляет его переживать вновь и вновь события того дня. Причем это не одна и та же картинка ее гибели. Девушка, изощренно фантазируя, раз за разом изобретает все новые способы продемонстрировать убийце свою боль, отчаяние, предсмертные муки. И в конце концов, не выдержав этой пытки, вампир решается на самоубийство, выйдя под палящее солнце в ожидании Вольтурри.
История хоть и относится к жанру dark, что следует из тематики конкурса, но, надо отметить, не перегружена душераздирающими подробностями человеческих смертей, а также кровожадностью главных героев. Яркий акцент сделан на внутреннем состоянии персонажей, а также проекции их эмоций на читательское сознание. И думаю, автор не прогадал, сделав ставку именно на это. Описание психологического самочувствия героя, его мироощущения, абсолютной потерянности в пространстве и собственных ощущениях ложатся на плечи читателя мертвым грузом и давят к земле, заставляя верить герою, сопереживать ему, несмотря на то, что он убийца.
Повествование ведется от лица Эдварда и, как ни странно, в нескольких листах текста охватывает десятилетие его вампирской жизни. Жизни, которая не была ему предназначена, но которую он создал для себя сам.
Главными и, пожалуй, единственными героями истории, которым можно дать развернутую характеристику, является каноничная пара – Эдвард и Белла.
Эдвард предстает перед нами в достаточно противоречивом ракурсе. С одной стороны, он убийца, который не смог справиться с жаждой крови. С другой – жертва, которая на протяжении многих лет мучается невообразимыми угрызениями совести. Очень сложно назвать этого Эдварда цельной натурой, скорее, его состояние напоминает раздвоение личности. Где-то в реальном мире мечется его внешняя оболочка, которая пытается жить, и, видимо даже, может обеспечивать себе жизнеспособность, то есть питаться кровью. Но этому Эдварду, как личности, уделено минимум внимания. Главенствующая же роль отводится его внутреннему «Я», которое не может справиться с адской смесью из боли, вины, ненависти к самому себя и медленно, но верно разрушает все, что еще выделяется своей белизной, на фоне сожженной дочерна души вампира.
После таких рассуждений приходит мысль: а существует ли на самом деле призрак Беллы, что терзает существование Эдварда, или ему просто так легче жить? Да-да, именно легче! Проклинать себя, изводя свое совершенное вампирское сознание, отравляя самому себе жизнь, но зная, что он того заслуживает.
«Пожалуйста, перестань, - ревел я. – Нет, продолжай, я заслужил каждую секунду этого». Кто или что может покарать бессмертного вампира? Ответ прост: только он сам. И в этом несложно убедиться, если внимательно всмотреться в подсказки автора:
«Недавно, все тем же ножом, Изабелла перерезала глотку Элис. Сестра кричала и сопротивлялась, ее ноги дрожали в предсмертных судорогах, и она хрипела, захлебываясь, лишаясь жизни вместе с вытекающей кровью. Я знаю, у Элис нет крови, и умереть она не может, но Изабелла понимает, что делает». «Карлайл, Эсме, Элис. Их звонки время от времени разрывали мертвую тишину моей комнаты». Поначалу, кажется, что это какая-то нестыковка: как Элис может звонить, будучи убитой?! Но потом все встает на свои места. Больное сознание Эдварда (видимо, даже вампиры подвержены недугу сумасшествия) рисует в его мозгу картины того, что по его мнению, стало последствием совершенного им преступления.
Как в калейдоскопе, события смешались в голове Эдварда. То, что произошло когда-то на самом деле, и виновником чего он был. То, чего он подспудно страшился в своей жизни. И то, чего он жаждал больше всего на свете, и что карающей дланью Беллы отнял у себя сам, приняв наваждение за реальность.
«Я убивал и пил кровь, откидывая безжизненные тела в сторону…» «Мама в немой мольбе протягивала ко мне руки…» «…сильный и мужественный отец (…) отводил глаза, не способный принять весь ужас моих поступков». «Она была предначертана мне. Я видел все: доверие, дружбу, любовь, свадьбу, остров, беременность, ребенка, прекрасную девочку. Это все могло быть у меня, но не будет. Я уничтожил наше будущее своими руками». Вторая главная героиня – Белла – по сути, предстает перед нами только через призму восприятия Эдварда. Сначала она невинное дитя, не познавшее жизни и жестоко убитое сорвавшимся с катушек вампиром. Потом этот образ меняется на прямо противоположный, и Белла предстает перед нами этаким демоном в женском обличье, целью существования которого является доведение Эдварда до сумасшествия.
«Я вижу ее, и она уже не та робкая девчушка, когда-то украдкой взглянувшая в мою сторону. Теперь она сильная, жестокая, мстительная и холодная. И она ненавидит меня». Надо отметить, что и в первом, и во втором случае ее образ, пожалуй, излишне гипертрофирован – святая мученица превратилась в воплощение ада на Земле. Но наверное, это оправдано и жанром конкурса, и эмоциональным состоянием Эдварда, который не может найти себе оправдания, и раз за разом, прокручивая в голове события того дня, все более утрирует, обезображивает и дополняет несуществующими деталями убийство, перевернувшее его жизнь.
Второстепенных героев, которым можно было бы дать сколь-нибудь полную характеристику, не имеется. Вскользь упоминаются Каллены, которые, если судить по обрывочным сведениям, еще теплят надежду вернуть Эдварда в лоно семьи.
«Я давно проклял себя, и она не оставляла мне шанса и надежды существовать ради тех, кто все еще пытался удерживать меня». Еще более поверхностная информация имеется о родителях Беллы – не пережив смерти дочери, они вскоре отправились вслед за ней.
Мельком упоминаются настоящие родители Эдварда, но это не более чем очередная картинка, которую воспаленное подсознание с лицом Беллы подсовывает в качестве эффективного инструмента воздействия на психику и подавление воли.
Переходя к грамотности работы, хочется отметить отсутствие ошибок, как орфографических, так и пунктуационных. Особенно радует этот фактор в контексте данного произведения, так как не отвлекает читателя на мелкие огрехи, а лишь концентрирует внимание на психологической составляющей, которая постепенно, как разрушительная волна, накатывает по мере прочтения, грозя снести все на своем пути. Автор, умело манипулируя средствами речевой выразительности, короткими рваными фразами, эффектом некой недосказанности, уводит своего читателя далеко от действительности. Повествование живое, объемное, и несмотря на то, что в описаниях, да и во впечатлениях преобладают мрачные краски, яркое и нескучное.
Создается впечатление, словно текст прописан по определенному рецепту: основной ингредиент – эмоции, щепотка элементов в стиле dark, разбавить это все небольшой предысторией героев и добавить ярких эпитетов по вкусу. В итоге получается абсолютно цельное, идеальное по структуре и консистенции блюдо. Что называется, ни убавить, ни прибавить.
Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что, по сути, эта история одного героя. История об его вечной жизни, ставшей бессмысленной, и смерти, принесшей долгожданное избавление. Вот такая ирония судьбы: бессмертное совершенное создание не нашло себе места в этом мире, не вкусила всю его прелесть, довело свою психику до такого по-человечески слабого состояния, как суицид. Какая в этом мораль? Трудно сказать однозначно… Тем и хороши такие неопределенные концовки, что оставляют выводы на усмотрение читателя. Задумайтесь на минутку, чему эта история научила именно вас? И помните, что потерять смысл жизни может каждый и за сколь угодно малый промежуток времени, а обрести его подчас задача не из легких.
Оригинальность сюжета – 5
Раскрытие сюжета - 5
Раскрытие образов главных героев – 4,5
Раскрытие образов второстепенных персонажей - нет
Грамотность автора – 5
Логичность изложения - 5
Композиционная структура, речевая выразительность – 5