Название фф: «Мужчина без чести»
Автор фф: AlshBetta
Автор рецензии: Герда
Редактор рецензии: Lega Примечание: выделенное курсивом — точные цитаты из фанфика; их орфография и пунктуация сохранены в оригинальном виде. Он тоже считал, что это невозможно...(с)
Как говорил А. Ф. Лосев «судьба есть нечто такое, что движет всем и в то же время непознаваемое». С одной стороны, она ни с кем и ни с чем не считается, но, с другой, ей есть дело до каждого. Зная о силе, стоит ли упоминать о ее многогранности? В одно мгновение судьба чрезвычайно добра, мила и великодушна, но в другой момент она выписывает такие виражи, что не каждый оправится от ее ударов. А если и справится с нападками судьбы, то только пройдя трудный путь исцеления и осознания. Что и случилось с героями истории «Мужчина без чести» автора AlshBetta.
Знали ли Эдвард и Белла, какой ночной кошмар ожидает их в ближайшем будущем? Конечно же нет. А вот читатели узнают об этом сразу, как только открывают форум истории. Название, саммари и жанр дают знать о проблеме, положенной в основу этой истории, уже после первого взгляда на них.
А о чем предупреждал автор и что именно случилось с героями — сейчас разберемся.
Первым на сцену выходит Эдвард — главный герой, — и именно о его непростой судьбе и жизни пойдет речь в этой истории. Поначалу этот персонаж предстает перед нами достаточно слабовольным человеком: в ключевой сцене в завязке истории он кажется слишком наивным для своего возраста и положения в обществе. Но по ходу повествования он будто бы мужает на глазах, обретает силу и веру в себя.
Уходя в тот роковой вечер с работы, Эдвард и не мог подумать о том, что поджидает его в закоулках собственного дома. Там перед читателями предстают все атрибуты ужасов: и разбитые потухшие фонари, и полное отсутствие людей, и мусорные баки, и неприятный тип, поджидающий за ними ничего не подозревающего главного героя.
В этот момент читатель и открывает для себя не самого приятного, но одного из не менее важных персонажей истории — это Черный Пиджак, — из-за которого жизнь Эдварда меняется не в самую лучшую сторону. Сказано об этом персонаже не так много: противный зловонный запах, взлохмаченные волосы, одеревеневшее лицо и горящий синим пламенем взгляд — мало, но этого хватает, чтобы читатель возненавидел этого героя всей душой. Он будто бы является воплощением самой судьбы, злого рока, который преследует героев не только в физической, но и в духовной форме, что прослеживается в ночных кошмарах и воспоминаниях.
С момента возвращения Эдварда домой к жене история принимает новый оборот: перед читателем предстают воспоминания, рассуждения, разговоры. В них прослеживаются две злободневные темы, поднимаемые автором истории: изнасилование и попытки молодой женщины забеременеть.
Последняя из них в истории занимает лишь второстепенное место, как бы отходя на второй план. Однако автору удалось достаточно полно передать читателю саму ее суть, а именно: долгие и безрезультатные до этого момента попытки героини забеременеть.
Бо́льшая же часть истории повествует о первой поднятой автором проблеме — изнасилование. Эта тема раскрыта не только на примере самого процесса ужасного акта, но она также показывает последствия: как это отразилось на семье, на отношениях между старшим поколением и младшим и, конечно же, на сохранении уже имеющейся ячейки общества.
Судить о том, раскрыл ли автор эту проблему до конца полно и достоверно достаточно сложно,поскольку иметь достаточно знаний в данной сфере сложно. Однако стоит отметить, что искренность происходящего граничит с жестокостью, автор не желает обманывать читателя, не дарит ему наивных иллюзий. Каждое слово, каждая буква, кажется, пронизаны эмоциями и переживаниями героев. Что, в свою очередь, заставляет поверить и проникнуться этой историей.
Задумка, возможно, и не нова, но автор, следуя своей цели до конца, заставляет читателей задуматься о непростых, серьезных моментах, а также позволяет им, пусть и на краткий миг, заглянуть в мир боли и борьбы.
Роковая встреча с насильником не подкреплена детальным описанием сексуальных сцен, но все вдохи, унизительные слова (вроде
«милый мальчик») давят морально, заставляют сердце сжиматься от боли, а фантазию рисовать страшные последствия этой встречи на основе уже известных фактов из первой главы— например, беременности жены главного героя.
Белла Каллен— это не только один из главных персонажей истории, но и образ сильной женщины, жены, будущей матери. И если прототип Эдварда из книг С.Майер мало похож на тот, что создала AlshBetta, автор этого рассказа, то вот Белла, наоборот, очень напоминает свой прообраз: такая же упрямая, всепрощающая и понимающая.
Пусть и не в один момент, но жизнь Беллы делает крутой поворот и предстает перед нами в виде долгой и упорной борьбы за жизнь своего еще не рожденного, но уже любимого всем сердцем ребенка, и мужа, за которым главная героиня готова пойти и в огонь и в воду. Она, бывшая крайне неуверенной в себе девушкой, буквально боявшаяся позвонить кому-либо по телефону, в одночасье становится сильной и уверенной в себе женщиной.
Но подобные изменения происходят не только с Беллой: они затрагивают и ее мужа. Изнасилование — крайне тяжелый удар по психике и здоровью каждого без исключения человека; такого, как Эдвард, пока и без того не очень уверенного в своих силах мужчину, оно подкосило совершенно.
И если днем он еще держится, то ночь для него становится настоящим адом:постоянные кошмары, раз за разом возвращающие его к той роковой встрече, отсутствие аппетита — проблемы,которые не могла не заметить и оставить без внимания Белла.
Сложно ответить однозначно, кто же все-таки оказал бо́льшее влияние на «выздоровление» Эдварда: сам герой, его жена или какие-то третьи лица и обстоятельства. Однако можно однозначно сказать, что Белла оказала неоспоримое влияние на этот процесс: поддерживала, любила, помогала и, в конце концов, вопреки всем невзгодам и препятствиям, смогла направить своего мужа на путь исцеления.
Композицию этой истории я бы назвала концентрической. Автор будто бы построил свою историю в виде спирали: AlshBetta плавно переходит от одного момента к другому с возвращением к уже описанным моментам, что позволяет не только подчеркнуть уже известное для читателя, но и помимо этого добавить к уже имеющимся новые факты.
К плюсам истории можно отнести и многочисленные флэшбеки о прошлом главных героев. Возможно, сами по себе особой важности они не несут, но в контексте повествования служат приятными дополнениями к поступкам и характеру героев.
Автор не так много говорит о внешнем виде героев — все внимание направлено на их чувства, эмоции, переживания. Но кое-что все же нам известно, что, как ни странно, позволяет понять, что герои любят друг друга не за красивое личико, не за стройную фигуру, а за мягкие нежные пальцы; серые глаза мужа, которые так любила Белла и которые так желала увидеть у своего ребенка; за тихий голос, который не раз вытаскивал Эдварда из пучины отчаяния и боли — просто так, потому что они есть и они рядом.
«— Эдвард, — из жара и холода, сменяющих друг с завидной чёткостью, его снова забирают маленькие пальчики. Снова эти робкие, прохладные, нежные пальчики. Его любимые… здесь!» В целом же, если не разбивать образ героев на составляющие: внешность, чувства, повадки— можно смело сказать, что автор полностью раскрывает своих персонажей, их истории.
Стоит отметить, что в фанфике довольно много второстепенных героев (это и врачи, и друзья с работы, и родственники), но они служат скорее антуражем, не выполняют какой-то особой важной роли. Разве что нужно сказать об Эсми и Карлайле, родителях Эдварда, которые, появляясь лишь ближе к концу истории, помогают, даже сами того не осознавая, главному герою сделать этот последний шаг — решиться на профессиональное лечение.Конечно, многие факторы повлияли на это решение, но немаловажным видится и искреннее признание Карлайла, которое стало последним импульсом к лечению.
«План-решение – то самое, что искал так долго и похожее на то, что вырисовывал на бумаге целый рабочий день – выкристаллизовывается в голове. Становится четким, ясным и понятным – как и полагается. Наполняет собой все сознание». В истории часто встречаются богатые, насыщенные красивыми оборотами, синонимами и эпитетами предложения. Которые, к слову, совершенно не отягощают, а наоборот, приятно радуют, позволяют еще сильнее проникнуться судьбой героев.
«И в тишине и умиротворенности спальни это не вызывает такого жуткого отторжения, как прежде. Может, из-за приглушенного света лампы, создающей комфортные условия? А может, из-за тихого жужжания холодильника, напоминающего о домашнем уюте?..» Помимо очень легкого и приятного слога, автор искусно радует и вставками иностранных слов, обозначающих любовь героев, таких как
«Geliebter, dama», которые — при всей кажущейся их простоте— придают этому чувству легкий налет таинственности и очарования.
Едва ли не единственным минусом этой истории можно посчитать редкие и обидные ошибки в виде имен с маленькой буквы, опечаток. Но это мелочи — небольшая корректировка быстро исправит этот недочет.
«— Сколько ты выпил? — она торопливо оглядывается на пол, сяду по судорожным движениям губ пытаясь сосчитать таблетки».
«Вот она, беллина ошибка, вот он, её просчет: она верит, что всё пройдёт».
«А следующим вечером улыбался уже сам Эдвард, наблюдая полуприкрытые глаза жены и глядя на то, как она кусает губы, беспомощна ища опору среди голубых простыней, перебирая их руками». Отдельно стоит сказать и о месте этой темы не только в литературе, но и в фанфикшене.
Отмечу, что на сайте историй об изнасиловании мужчин достаточно много, но в основном они заверчены вокруг извращенцев, которые, похищая главного героя, делают из него секс-игрушку для различных целей. А вот историй с сюжетом, подобному этой, мало, если они есть вообще. Но ценна и важна эта история не только потому, что она в каком-то смысле уникальна. Значение ее в том, что в ней заключена частица автора, итог его нравственных и психологических изысканий в проблеме, поднимаемой в этом фанфике, которые AlshBetta хотела и смогла передать предельно четко и ясно.
Подводя итог, можно сказать, что, несмотря на то, что темы, поднимаемые в этой истории: изнасилование, проблемы в семье, вера в себя и доверие в любви — не новы, эта история оправдывает признание и любовь, с которой читатели принимают ее. Она действительно заставляет остановиться — пусть на краткий миг, но остановиться — и задуматься, понять, что в этом мире не все так радужно, как хотелось бы, но если ты веришь в себя и чувствуешь поддержку семьи, то сможешь справиться со всеми невзгодами и напастями.
И в конце, после прочтения, можно спросить себя: заслужила ли эта история потраченного времени и переживаний? И ответ будет до нелепости простым — да. После знакомства с ней остается приятное (да-да, именно так) послевкусие. Несмотря на все препятствия и преграды на своем пути, герои преодолели все, а значит, это было не зря.
А потому, исходя из всего сказанного ранее, считаю справедливыми следующие оценки:
оригинальность сюжета — 4;
раскрытие сюжета — 5;
раскрытие образов главных героев — 5;
раскрытие образов второстепенных персонажей — 4;
грамотность текста — 4;
логичность изложения — 5;
композиционная структура, речевая выразительность — 5.
Итог: 32 из 35 баллов.
С уважением,
Герда