Рецензия на фанфик «Душа ведьмы» автора perl
Рецензент: Shantanel ***
Примечание: выделенное курсивом – точные цитаты из фанфика; их орфография и пунктуация сохранены в оригинальном виде.
«Душа ведьмы» автора perl – один из фанфиков раздела «Альтернатива», который знакомит нас с историями жизни Изабеллы и Эдварда. Действие разворачивается во Франции в шестнадцатом веке, в годы Святой инквизиции. Тяжелое время, насквозь пропитанное кровью и запахом гари, сожженных на кострах невинных жертв, приговоренных церковью, поистине может считаться одним из главных действующих лиц этой истории. С первых же ее строк повествование разворачивает перед читателями действо «рук правосудия» - предание казни неугодных Богу ведьм и служителей Дьявола, среди которых оказывается и Белла.
Поимка невиновных в те годы не редкость, а скорее даже закономерность. А для кого-то, отмеченного знаком полумесяца из причудливых завитушек, как Белла, и вовсе было неизбежностью. Но благосклонная судьба делает ей самый ценный из всех возможных подарков – в последний момент сохраняет ей жизнь. Руками Эдварда, вампира-вегетарианца, она дарует ей спасение от неминуемой гибели, полной мук и страданий. Но на этом история лишь начинается. Небольшая завязка отнюдь не показатель быстротечности всего сюжета, потому как вся «соль» сокрыта куда глубже, и, прежде чем перейти к главным событиям своей истории, автор готовит плотную почву для развития главного конфликта.
Характеры героев в истории perl претерпели сильные метаморфозы, но сохранили некоторые черты из оригинального произведения, некогда написанного Стефани Майер. Например, упомянутое выше «вегетарианство» Эдварда проявляется схожестью с «Сумерками» в цвете глаз, а вампирская сущность в целом – в скорости и силе, которые даровала вампиру его бессмертная оболочка. Однако в данном фанфике герою куда проще удается сдерживать своего внутреннего зверя. Самоконтроль Эдварда завязан не только на силе духа, но и на действии другого, более мощного чувства – любви. Эдвард предстает перед нами все тем же заботливым парнем, с каким нас когда-то познакомила Сага, но более непосредственным, а вот Белла здесь совершенно не похожа на свой каноничный прототип. Постоянный эскорт из череды опасностей – вот единственная ее схожая с оригиналом черта. Магнетизм, с завидным постоянством притягивающий все новые и новые беды на голову ведьмы, сопровождает ее до победного конца, ни на минуту не позволяя читателю расслабиться, тем самым поддерживая в тонусе интригу и интерес.
Оба персонажа в равной степени могут считаться главными действующими лицами фанфика. Повествование автор ведет как со стороны Эдварда, так и со стороны Изабеллы, но при этом не повторяет описания тех или иных событий от лица обоих. Каждый фрагмент между разными повествующими лицами связан с предыдущим «коллегой», однако, скорее, продолжает его, нежели пересказывает с нового ракурса. Благодаря этому приему автор не только ближе знакомит читателей со своими героями, но и подкидывает им новые кусочки общей мозаики, которую на протяжении всего повествования нужно складывать в большую картинку. Подбрасываемые автором подсказки не сразу могут показать свою значимость, но все они важны, а потому при знакомстве с историей следует быть более внимательным к кусочкам паззла, которые автор оставил в самых укромных местах.
Кроме того, в истории присутствуют и другие немаловажные герои, хотя все они скорее второстепенны, не играют особой роли в плане влияния на сюжет. Их присутствие служит скорее клеем, соединяющим кусочки упомянутой выше мозаики.
Так, например, семья доктора Карлайла. Глава семейства, который помог Эдварду выходить Беллу, пострадавшую в судьбоносном огне, в будущем вновь появится в истории и займет в ней прочное место. Но он, как и его жена (Эсме) и дочь (Джейн), хоть и внесут свою лепту, все же будут оставаться фоном, дополнениями - не более. Декорации важны в любой истории, но автор «Души ведьмы» в своей истории делает упор именно на крепкую связь между Беллой и Эдвардом, на их чувства, сила которых способна свернуть горы (в прямом и переносном смысле).
Также не обошлось в фанфике и без злодея. В истории его роль досталась клану детей тьмы – вампирам, истребляющим ведьм, главной целью которых становится, конечно же, Изабелла. Великая сила, сокрытая в ее душе, в момент своего пробуждения должна быть уничтожена на корню своего становления, чтобы с лица Земли навсегда был стерт такой род как ведьмы.
С момента заявления автором о новой угрозе события начинают разворачиваться с невероятной скоростью в сравнении с тем, в каком темпе они текли в первой половине фанфика. Что послужило тому причиной – изнеможение автора, уставшего от своей истории, или же его простое нежелание продлять муки героев – непонятно, но факт остается фактом – сюжет набирает обороты буквально за две-три главы, прежде чем переходит к своему апогею. Кроме того, perl махом вводит в историю целую группу новых персонажей, дает каждому по небольшому отрывку текста, тем самым придавая завершающему этапу истории еще большую быстротечность.
Завязанные на магии обряды, которые должны предшествовать главному – убиению последней из сильнейших ведьм, можно также отнести к заднему плану главного действа. А на фоне этого всего главенствует череда быстро сменяющих друг друга событий. Выстроенная автором цепочка последовательных действий одним махом срывает маски, открывает все тайны и наказывает виновных, отчего напрашивается вывод, что автор все-таки подустал от собственной истории и решил поскорее ее закончить. Но стоит отметить, что сказалось это только на скорости развития сюжета, качество текста уровня своего не снизило.
Структурная упорядоченность текста легко делится на положенные составляющие: завязка – «знакомство» героев, зарождающееся с малого чувство между ними; развитие действия – проявляющаяся все с большей силой магия Беллы, которая и становится объектом желания для церковнослужителей, стремящихся сжечь дьявольское отродье, а впоследствии и для вампиров-заговорщиков; кульминация – раскрытие планов клана темных вампиров, среди которых оказываются мать и сестра Изабеллы; развязка – закрытие всех открытых ранее положений. Подобное композиционное построение говорит о том, что история написана линейно – события последовательно разворачиваются перед читателем, постепенно раскрывая те или иные мотивы персонажей.
Возвращаясь же после прочтения всей истории к ее названию, хочется заметить, что подобрано оно как нельзя лучше. И ключевое слово в нем - отнюдь не «ведьма». Хотя сюжет и завязан на магическом происхождении Изабеллы, все же автор в своей истории сделала упор на чувства девушки, ее мысли, ее видении мира, тем самым постепенно знакомя нас с ее внутренним «я», ее душой. Немаловажную роль в этом сыграл и образ героини, показанный читателям глазами ее возлюбленного.
Переходя к грамотности текста, стоит отметить, что как таковых нареканий у рецензента к соблюдению общепринятых в русском языке постулатов и правил орфографии и пунктуации нет, за исключением пары моментов, которые кочуют из главы в главу с попеременной правильностью. Самый явный из них – весьма распространенная ошибка как в фанфикшене, так и в современной литературе в целом, заметна которая сразу же, так как первый раз встречается в графе «предупреждение», представленной в шапке темы (с ознакомления с которой рецензент и начинает анализ работы):
«Описание физических страданий, так же присутствие сцен с повышенным рейтингом. Так же предупреждаю, что действия в фике происходят во времена XVI века.» В данном контексте слово «также» должно писаться слитно, т.к. синонимично союзу «и», к тому же, здесь идет не сравнение, а перечисление ряда предупреждений. Нередко встречается схожая ошибка в написании слова «настолько»:
«Человеческие воспоминания и привычки не давали позабыть о себе, и желание выйти на улицу при свете дня постепенно становилось на столько сильным, что казалось, кожа по всему телу начинает неприятно зудеть от этого».
«Я бежал к тебе на столько быстро, насколько мог». Реже, но встречаются ошибки в оформлении прямой речи:
«Такое с ней иногда случалось. «Сон плохой – значит вещий», - грустно объясняла ей бабушка, пока сама перебирала связки разных полезных трав, подвешенных на верёвке под потолком их избушки, (точка, а не запятая) - «Сознание не настолько глупо, чтобы просто так терзать тебя чем-то подобным».»
««Как маленький котёнок, которого облили водой из кадки», - подумал парень, на этот раз едва заметно улыбнувшись своим мыслям, (точка, а не запятая) - «Маленький недовольный котёнок».»
««Мы с тобой слуги природы», - говорила Мария, когда они как обычно вечерами сидели у огня, и бабушка старым деревянным гребнем расчёсывала её волосы. (тире) «Когда-нибудь ты станешь сильной…»» И здесь же применимо правило:
Если прямая речь представляет собой одно предложение, то расстановка знаков будет следующая:
«П, — а, — п». Встречаются и досадные опечатки, заметить которые автору не составит труда при повторной вычитке текста:
«…не получив перед этом объяснений и достойных причин.» Но, в общем и целом, текст приятен глазу, как с точки зрения грамотности, так и с точки зрения красоты авторского слога. Фанфик «от» и «до» пронизан яркими сравнениями, живописными описаниями и их детализированными подробностями, читая которые читатель невольно погружается в созданный автором мир, полный звуков и красок всех цветов спектра. «Вербальная» подкованность и начитанность автора прослеживаются не только в умелом манипулировании словами, но и в стиле изложения, в мастерстве, задействованном при построении структуры текста.
Сама же история поднимает весьма спорные вопросы, такие, как вера в Бога – что она есть, на чем построена. Мимолетные философские размышления на эту тему вписываются как в сюжет, так и во временные рамки, взятые автором за основу повествования. Также автор определенное место в истории уделяет размышлениям Беллы о желании стать матерью. Но произошедшее в эпилоге истории едва ли позволит ей выносить ребенка, в связи с чем встает вполне логичный вопрос: стоило ли затрагивать эту тему, чтобы в конце отобрать у девушки заветную мечту?
Обе поднятые проблемы являются неоднозначными, не имеющими точного и абсолютно верного ответа. Однако доля мировоззренческих отступлений, тактично вплетенных в сюжет, имеют свою положительную сторону – дают пищу для размышлений.
Кроме того, сама идея, заложенная автором в основу сюжета, является не затертой, хотя и не нова, что определенно можно считать большим ее плюсом. Как бы не был велик архив Сумеречного фанфикшена, а от однообразности тематик порой уйти крайне тяжело. Немалый вклад в оригинальность истории вносят и детально проработанные факты и описания. Вкупе с приятным глазу текстом, ввитые в общую канву повествования, их хочется отметить отдельно.
В заключение хочется отметить, что, несмотря на указанные выше недочеты, история определенно заслуживает внимания со стороны читателей. Все отмеченные рецензентом неточности могут расцениваться автором как возможные пожелания к будущим работам, хотя в данном конкретном случае отнюдь не портят общего благоприятного впечатления о работе.
Исходя из всего сказанного, считаю справедливыми следующие оценки: оригинальность сюжета – 5;
раскрытие сюжета – 5;
раскрытие образов главных героев – 5;
раскрытие образов второстепенных персонажей – 5;
грамотность текста – 4;
логичность изложения – 4;
композиционная структура, речевая выразительность – 5.
Итог: 33 из 35 баллов.
С уважением, Shantanel.