— Права русская пословица: богатые тоже плачут.
— Это ж, вроде, из мексиканского сериала.
— Да брось!..
Прежде чем приступить к анализу миди-фика «Измена-2», осмелюсь позволить себе вольность и поговорить на отвлеченную тему, чтобы задать настроение всей рецензии. Думаю, многие помнят нашумевший и известный сериал «Друзья». Лично я его обожаю со страшной силой. За юмор, за легкость, за яркие и гротескные характеры шестерых главных героев, за стандартные и жизненные ситуации, поданные под соусом жизнерадостности и веселья. Право слово, как редко простым смертным представляется возможность посмеяться и рассмотреть маленькие и большие человеческие проблемы и беды через призму оптимизма, хорошего настроения и старой-доброй шутки!
И как здорово было бы, если бы в шапке «Измены-2» в графе «Жанр» рядом со словом «Romance» стояло замечательное и сразу снимающее все вопросы определение «Humor»!..
История «Измена-2» - фанф из раздела «Все люди». Следовательно, речь идет о совершенно новых и самостоятельных характерах и образах. Ни тебе вампиров-телепатов из прайда гордых львов, ни хрупких и хронически невезучих овечек, ни прочей атрибутики полюбившейся многим вселенной госпожи Майер. Из саги – только имена. Остальные составляющие полностью подконтрольны автору. Здесь есть обширное и непаханое поле для маневра – можно представить персонажей в любом образе, было бы желание…
К счастью или сожалению, в данном случае главные герои играют вполне стандартные и знакомые всем постоянным читателям любовных романов и зрителям «мыльных опер» роли. Эдвард – роковой мужчина и почти-верный муж, до безумия влюбленный в собственную жену. Белла – верная жена, которой сильно не повезло: однажды почти-верный муж незаслуженно приревновал её к сослуживцу с работы, ушел из дома, напился и «совершенно случайно» изменил благоверной с некой Викторией, которая – вот ведь неожиданный поворот событий! – при этом умудрилась забеременеть. Узнав о паскудном поведении второй половины, Белла, как истинная леди, для начала падает в обморок от горя, а очнувшись, тут же указывает предателю на дверь. Такие пироги.
Естественно, бедное сердце Эдварда терзают неимоверные страдания, и после N-ной початой бутылки он таки решается помириться с женой. Но вот незадача – жена уже милуется с тем самым сослуживцем с работы – молодец, Белла! Зря времени не теряла! Эдварда, конечно же, обуял праведный гнев. Прелюбодейству – бой! А тут еще и Колин (это тот самый сослуживец) некстати положил ладонь на живот Беллы, в котором живет будущий ребенок неверного мужа (да-да, красавец заделал детишек обеим дамам). В общем, Эдварда выгнали с позором. Что печально. Впрочем, развязка близка – неожиданно в поле зрения Эдварда, а заодно и читателей, появляется новый персонаж:
«- Здравствуйте, это дом Каленов? – спросил он немного грубо.
- Да, кто вы? – спросил я, открыв дверь пошире.
- Джеймс Стетхем, парень Виктории и ваша смерть, - сказал он и с размаху зарядил мне в лицо». И правильно сделал. Ибо сразу после несостоявшейся драки состоялся мужской разговор, благодаря которому выяснилось, что Виктория, зараза такая, всех обманула. И беременна она вовсе не от Эдварда, а от Джеймса. Да. А потом Джеймс и вовсе проявил немыслимое благородство и пообещал горе-супругу всяческую помощь в деле примирения с женой. Не перевелись еще на земле американской добрые люди! Аминь! В общем, хитрюга-Джеймс проявляет чудеса смекалки и изобретательности, нагло врет Белле о том, что на её мужа напали грабители, и расчувствовавшаяся, беременная и влюбленная женщина бросается на шею супругу. В это же время домой возвращается Виктория, и Белла слышит её признание Джеймсу о том, что отец – именно он. Оказывается, Эд вовсе не изменял женушке – видимо, вырубился по пьяни еще до начала процесса. От таких новостей Белла галопом убегает – спишем на гормональное буйство в организме будущей матери. А чуть позже Эдвард узнает, что благоверная попала в аварию. С ребенком, слава Майер, все в порядке, а вот жена в коме, что печально. Впрочем, Эдвард тут же едет в больницу и рыцарским поведением и нежными речами пробуждает свою половину. Далее следует полный счастья и любви эпилог. Да. Ура.
Дабы увернуться от уже летящих мне в голову гнилых продуктов, хочу отметить, что я не зря пересказала содержание истории в таком саркастичном тоне. По прочтении остается впечатление, что заявленный жанр никак не соответствует действительности. Согласно названию и содержанию, данный фанф позиционируется, как серьезный рассказ о настоящей любви, пережившей тяготы и невзгоды эгоистичного отношения супругов и устоявшей перед жестокими реалиями современных «свободных» нравов. Только где же берущие за душу описания трагичности ситуации? Где внутренние монологи героев, загнавших себя и свои отношения в тупиковую ситуацию? Где рост и развитие личностей, которые по определению не могут доплыть до хэппи-энда в том формате, в котором начинали заплыв? Безусловно, измена в браке – страшная трагедия и практически тупиковая ситуация по многим показателям. Разве можно раскрыть эту тему, ссылаясь на сериальные шаблоны? Даже если чудом выясняется, что в итоге никто никому не изменял и побочных проблем в лице случайных «киндер-сюрпризов» не предвидится, у обоих останется осадок. С одной стороны – обида, с другой – недоверие. Где же все это? Почему озвучены только поверхностные мотивы всей пьесы?
Можно было пойти по иному, более легкому пути, предложенному мной в начале рецензии. Поставить в графе «жанр» слова «Сатира», «Комедия», «Фарс». Добавить каждой главе пару-тройку юмористических штрихов, иначе расставить акценты. Сценаристы и актеры того же сериала «Друзья» умудрялись обыгрывать печальные, а порой и трагичные ситуации в легком и позитивном контексте.
В данном фанфе нет ни того, ни другого. И послевкусие от всей истории не то, чтобы плохое, скорее – неопределенное. Из серии: «Ну да, сюжет ясен, но где же смысл? Где зерно?» Все мы смотрели «Санту-Барбару», наблюдать за банальным, пустым и бессмысленным развитием старого сюжета, пусть и с новыми лицами-именами – скучно. А пафосное описание страданий и примирений не только не спасает, но даже усугубляет, еще больше смазывает общее впечатление.
Боюсь, не смогу добавить ложку меда и относительно героев истории.
У Эдварда, от лица которого идет повествование и который, по сути, уж простите, махровый мачо в самом худшем смысле этого слова, все же есть кое-что из канона (кроме имени, естественно), а именно: склонность к самобичеванию. Душевные муки в стиле «Ах, какая я сволочь, как же я мог причинить Белле такую боль!» гротескным образом переплетаются с весьма и весьма эгоистичными помыслами и поступками. Сначала он изменяет Белле, потом страдает от того, что жена упорхнула, льет крокодильи слезы над её фотографиями, снова и снова напивается и откровенно гадко обращается с будущей матерью своего ребенка – Викторией, которая, в принципе, не виновата в его идиотизме. Налицо явное подражание набившим оскомину сериальным сюжетам. Герой «мыла» и фаворит режиссера чисто по-человечески симпатии не вызывает, но глупые домохозяйки его все равно любят. Ибо – он есмь секс-символ. Да. Если так и задумывалось – молчу…
Прочие персонажи истории совсем не радуют разнообразием образов – новых и необычных характеров нет. В данном случае сложно воздержаться от личностных оценок в стиле «понравилось-не понравилось», поэтому возьму на себя смелость и скажу прямо: второстепенные персонажи (к которым, увы, причисляю и главную героиню – Беллу), - шаблонны и «сериальны».
Впрочем, если абстрагироваться от отсутствия новизны и смысловой нагрузки в сюжете, несомненным плюсом выступает логичность повествования. Нет никакого сумбура и вырванных из контекста событий и эпизодов, сюжетная линия четко ложится по заданной траектории «измена-страдания-развязка-примирение».
Что касается грамотности текста, общее впечатление скорее положительное. Грубые орфографические ошибки встречаются редко, зато часто страдают пунктуация и стилистика.
Примеры:
«- Даже если бы я хотел помериться с ней, я не знаю (запятая) где она…»
«Увидев меня, на их лицах, (лишняя запятая) заиграли разные эмоции» - деепричастный оборот никак не связан с глаголом, выполняющим роль сказуемого; лишняя запятая.
Объемные, богатые и выразительные речевые обороты, с помощью которых можно украсить и дополнить текст, к сожалению, отсутствуют. В данном случае преимущественно используются простые предложения, практически нет разнообразия определений и/или описаний.
В заключение хочется сказать одно: каждый режиссер, который пытается осветить серьезную и внушительную проблему в своем спектакле, прежде всего должен поинтересоваться у своего внутреннего «я»: а готов ли он рассуждать об этой проблеме честно, искренне, опираясь на собственный жизненный опыт и личную позицию? Если режиссер, стоя перед зеркалом и глядя в глаза своему отражению отвечает безапелляционное «да» - ему следует готовиться к соответствующему восприятию зрителя, к массовому ожиданию качественного и многогранного продукта (спектакля); следует стремиться достойно выдержать заданный уровень. Если же в ответ отражение с сомнением потупит взор – не стоит всерьез, на потеху широкой публике рассуждать о вещах, режиссеру не близких и не понятных.
Другими словами, выбранная тема фанфа – это уже ответственность автора. Главная планка. Которая, к сожалению, в данном случае оказалась слишком высокой.
Anna_Cullen_1
aka Winchesters_Girl
aka ♥Cuba♥, спасибо за пищу для размышлений.
С уважением, GiaMia
Оригинальность сюжета – 2
Раскрытие сюжета – 4
Раскрытие образов главных героев – 3
Раскрытие образов второстепенных персонажей – 2
Грамотность автора – 3,5
Логичность изложения – 5
Композиционная структура, речевая выразительность – 3
Фанф: «Измена-2»
Автор: Anna_Cullen_1 aka Winchesters_Girl aka ♥Cuba♥
Рецензент: GiaMia