Традиции традициями, но иногда очень хочется чего-то новенького. Вот и мы на этот раз решили повернуть уже привычную рубрику «Нечисть» немного в другое русло. В этом номере мы хотим поведать своим дорогим читателям все про те же сверхъестественные силы, но чуточку изменив угол обзора. Как вы смотрите на то, чтобы окунуться в истоки праздника, что издревле отмечался на Руси? Понять, откуда берутся те или иные поверья, почему в них верил русский народ, и как они видоизменились в современном мире? Если все еще интересно, то добро пожаловать. Сегодня речь пойдет о замечательном летнем празднике – Ночь на Ивана Купала.
Ивана Купала, или, как он известен в народе – Иванов день, испокон веков был языческим праздником и отмечался на территории всей Древней Руси в дни летнего солнцестояния. Откуда же взялось поверье, и кто такой этот самый мифический Иван Купала? Давайте окунемся вглубь столетий.
Согласно легенде, Купала и Кострома были братом и сестрой. В славянских мифах рассказывается, что однажды, когда дети гуляли в поле и слушали птицу Сирина, случилось несчастье. Сирин унес Купалу в Темное царство. Прошло много лет, Кострома выросла, и однажды, гуляя вдоль реки, уронила в воду венок. Красивый молодой парень, проплывая в лодке мимо венка, подобрал его и вернул Костроме. Это был Купала. Купала и Кострома полюбили друг друга и поженились, не зная, что они брат и сестра. Когда же раскрылось их происхождение, не вынесли они горя этого и утопились. Однако боги смилостивились над несчастными влюбленными, не разлучив их хотя бы после смерти, и превратили в красивый цветок Иван-да-Марья.
Казалось бы, веселого мало, но между тем день Ивана Купалы чуть ли не самый любимый языческий праздник от Карпат до русского Севера. Купала превратился в почитаемого всеми славянами бога любви и плодородия. И первое приношение ему в жертву, - это, как можно догадаться из легенды, купание. После того, как язычество было вытеснено православием, в истории праздника Ивана Купалы произошли перемены. Его связали с именем Святого Иоанна Предтечи или Иоанна Крестителя, и приурочили ко дню его рождения. Еще какое-то время праздник отмечался двадцать четвертого июня, но вскоре произошел переход на новый календарный стиль, и связь с праздником летнего солнцестояния совсем утратилась. В настоящее время ночь на Ивана Купала празднуется с шестого на седьмое июля.
Обряды Иванова дня связаны с огнём, водой и травами. «Ну, вода понятно, - скажете вы, - символ очищения, да и история праздника корнями глубоко уходит именно в эту стихию. Но причем тут огонь и какие-то еще травы?» Давайте разбираться подробнее.
Изначально, когда, как мы помним, праздник еще отмечался в ночь летнего солнцестояния, люди свято верили, что в эту самую короткую ночь в году нечисть получает колоссальную силу и возможности. Деревья становятся живыми и перемещаются с места на места, а ведьмы, колдуны, русалки и лешие всяческие стараются сделать людям разные пакости. Ложиться спать во всей этой круговерти нельзя – можно подвергнуться влиянию нечисти и заполучить множество неприятностей. И вот для того, чтобы не спать, то есть не давать нечистой силе шанс попасть в разум человека, устраивались гуляния, благодаря которым люди не спали всю ночь.
Именно отсюда и пошли костры на Ивана Купала: во-первых темные силы отпугивать, а во-вторых не так темно и страшно. Но кроме этого, огню в ночь на Ивана Купала предписывались лечебные свойства. Считалось, что именно в эту ночь огонь способен излечить от всех болезней. Вокруг него танцевали, через огонь прогоняли домашний скот, дабы защитить его от мора и болезней, в нем сжигали снятые с больных детей рубашонки, чтобы вместе с ними уничтожить и болезнь ребенка. Молодежь и детвора, прыгая через костер, изо всех сил старались подняться над ним выше других. Это означало, что человека ждёт большое счастье. Влюбленным перед прыжком через костер завязывали рушником руки – чтобы никто их не разлучил. В огонь кидали также венки. Чей первым сгорит, та из девушек первой и выйдет замуж. Если же парень сумеет поймать венок на лету, то его обладательница считалось суженной. Не женитьба на ней расценивалась, как большой грех, потому что селяне верили: сам Иоанн Креститель обвенчал их.
Конечно, в идеале костер нужно было разжигать не только из сухих веток и поломанной коры, а чтобы он обладал настоящей животворящей силой, добавлять в него как можно больше трав и кореньев. Вот здесь-то начинает свой отсчет и третья часть истории. И дело не только в том, что в ночь на Ивана Купала все травы приобретают чудодейственные целебные силы. По легенде в Иванову ночь всего на несколько минут расцветает папоротник. Славяне верили, если этот удивительный огненно-красный цветок найдут парень и девушка, то брак их, непременно, будет очень счастливым. Нашел ли его кто-нибудь, доподлинно неизвестно, но ведь поискать-то можно? А вдруг повезёт, и прекрасное папоротниковое чудо подарит молодым людям возможность долгого и безмятежного совместного счастья! Как ни странно, но в сказку эту влюбленные юноши и девушки верят и сегодня, отправляясь рыскать по лесам, в надежде найти цветок папоротника.
И не только юноши и девушки верят. У цветка папоротника, раскрывающегося ровно в полночь всего на несколько мгновений, есть ещё одно волшебное свойство. По преданию, в эти мгновения можно увидеть все, даже спрятанные очень глубоко под землей, клады, получить дар понимать язык животных и птиц и даже возможность становиться невидимкой. Вот и осаждают папоротниковые леса кладоискатели, надеясь обнаружить в них несметные сокровища и открыть в себе сверхъестественные способности. Одним словом, накануне Ивана Купала ночь напоена мистикой, любовной негой и невероятной таинственностью.
Существовали в эту ночь различные гадания и обряды (а как же без них?).
В ночь накануне Ивана Купала девушки, по возможности, опускали на речные волны венки с зажжёнными лучинками. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбит и замуж за него девушка не выйдет. У кого венок проплывает дольше остальных, та девушка будет счастливее всех. А у кого дольше всех горит лучинка – проживёт долгую жизнь.
В саму же праздничную ночь одинокие девушки старались приворожить суженого, трижды обегая по кругу ржаное поле, желательно обнаженными. Поверье гласило, что возлюбленный после этого увидит их во сне и поймёт, что ему нужна именно она. Если же возлюбленного у девушки не было, она, перед праздником Ивана Купала, ночью, собирала двенадцать разных трав с двенадцати полей. А затем клала их под свою подушку, чтобы увидеть во сне того, кто определен ей судьбой.
Взрослые же замужние женщины выходили рано утром в поле и собирали росу. Для этого брали чистую скатерть или простыню, да какую-либо посудину для росы. На лугу скатерть катали, потом отжимали. В купальской росе омывали лицо и руки, чтобы прогнать любую болезнь, считалось также, что утренняя роса обладает омолаживающим эффектом.
Но самые разгульные гуляния начинались, конечно же, с заходом солнца. Помимо ночных купаний и очищающих костров, о которых речь шла уже выше, молодежь резвилась по-своему.
Один из довольно распространённых купальских обрядов – обливание водой всякого встречного и поперечного. Деревенские парни одевались в старое, грязное белье и отправлялись с ведрами и кувшинами на речку, где наполняли их самой грязной, мутной водой, а то и просто жидкой грязью. Потом шли по деревне, обливая всех и каждого этой жижей, делая исключение только для стариков и малолеток. Но всего охотнее, разумеется, обливали девушек: парни врывались даже в дома, вытаскивая девушек на улицу, и здесь с ног до головы окатывали водой и грязью. В свою очередь и девушки старались отомстить парням, подкарауливая их с кадками с грязью. Кончалось обычно дело тем, что молодежь, перепачканная, мокрая, в прилипшей к телу одежде, гурьбой устремлялась на речку где, выбрав укромное местечко, подальше от строгих глаз старших, купались вместе, попутно отстирывая одежду. Особо ловкие парни прятали сушившуюся одежду девушек, и отдавали ее только за выкуп. В качестве выкупа выступали песни, пляски, поцелуи или обещания. Потом все вместе, дружно смотрели на восходящее солнце. Верили, что в это время оно «играет» лучами, а Иоанн Предтечи – именинник – в эту ночь каждому ниспошлет благодать свою.
В настоящее время традиции праздновать Ивана Купалу сохранились, как правило, в деревнях. Наши современники, живущие ближе к природе, чем городские жители, продолжают жечь в ночь на Иванов день костры, пускать по реке венки, гадать на соломе и суеверно искать папоротник. Церковь по этому поводу ворчит, полагая, что рождение Иоанна Крестителя требует более серьезного поведения: посещения религиозных сооружений, молитв, а не прыжков через костер. Тем не менее, пока языческие традиции в народе более сильны.
Что касается горожан, то быть облитым в этот день считается не обидным. Для детворы Иван Купала – весомый аргумент в пользу баловства с обливанием, для взрослых – повод сходить на речку, искупаться (если того позволяет экологическое состояние водоема). Костры, как говорится, на ваше усмотрение при соблюдении всех принципов безопасности.
День Ивана Купала – праздник необычайно интересный, весёлый и красочный. Немудрено, что его и в наши дни отмечают с большим удовольствием. Вроде бы мы сегодня совсем не суеверны, но ведь сказки-то всё равно хочется. И потом, кто его знает, а вдруг накануне Ивана Купалы ночь и впрямь обладает мистическими свойствами? Вдруг в лесу зацветает папоротник, а ведьмы шастают среди людей, обернувшись прекрасными девушками? Ведь чего только не бывает в этом мире! Поэтому отправляемся прыгать через костёр. Авось после этого очень повезёт!
Волшебный папоротник искала Хельгä специально для TR Review
СОДЕРЖАНИЕ