Фанфикшн?
Что это?
(далее в голове непосвящённого в тему человека следует недоуменная цепочка вопросительных знаков) Ещё каких-то пару лет назад я сама была похожа на такого человека и задавалась подобными вопросами.
Я не знала, что существуют огромные фандомы по популярным книгам, сериалам или целым мирам, даже Вселенным (под слово "Вселенная" я подразумеваю такие фандомы как "Звёздные войны" или "Властелин колец". Не знаю, станут ли когда-нибудь "Сумерки" Вселенной? Может быть, но только если именно Стефани Майер пожелает развивать своё детище дальше и будет писать книги уже об отдельных героях и целых поколениях).
И уж никак я не могла подумать, что когда-нибудь сама буду писать фанфики, что не просто попаду, а надолго увязну в этом мире, благодаря которому полюбившиеся герои проживают одну жизнь за другой. В разных амплуа, в разных образах, с разными условиями.
Давайте, начнём с азов, с самого определения фанфикшн.
"Fanfiction" -
fan - фанатский и
fiction - выдумка, вымысел (конечно, можно ещё перевести слово fiction как художественная литература, беллетристика, но всё же, думаю, первый вариант перевода ближе нам по смыслу). В общем, подробнее обо всём вы можете прочитать сами в
Википедии. Я не буду заниматься здесь сухими пересказами фактов.
Есть много, о чём бы мне хотелось упомянуть. Так что для начала обратимся к истории.
Если кто-то из вас думает, что фанфикшн - явление новое - стоит сказать, что он глубоко заблуждается. Фанфикшн, как некий жанр "фанатской" литературы зародился аж в конце 19 века. Одними из первых фанфиков были истории о Шерлоке Холмсе и Докторе Ватсоне. Так что детище Артура Конан Дойля можно смело назвать первой "Вселенной", первым официальным фандомом.
Естественно, основная цель у первых фанфиков разительно отличается от сегодняшней. В основе своей она преследовала ничто иное, как извлечение прибыли. Такие истории публиковались в периодике, иногда издавались отдельными книгами. Встречались среди них абсолютно разные произведения: и достойные, и, мягко говоря, не очень.
Как мы видим - ничего не изменилось. Средней руки истории и откровенно безвкусные фанфики писали всегда. Но и достойные произведения тоже. Так что те, кто громко кричит о "безвременной кончине" нашего Сумеречного фандома (когда он ещё только-только зародился) - притормозите.
Ещё пару слов об истории фанфикшна в целом, и, обещаю, мы поговорим с вами непосредственно о Сумеречном.
Просто хотелось упомянуть несколько успешных проектов. Например та же "Скарлетт" Александры Риплей (да, здесь получилась официальная публикация, но мир Скарлетт и Ретта на этом не замер, сколько ещё книг о них - вечно молодых и вечно ругающихся - было издано). Так же некоторые из первых произведений наших отечественных фантастов, например, Ника Перумова или Сергея Лукьяненко, можно считать фанфиками (хотя и на "Дозоры" самого Лукьяненко немало написано и издано фанфиков, целый сборник даже есть).
Да, далеко ходить не будем - "Мёртвые души" Н. В. Гоголя, ничто иное, как переиначенная под Российскую действительность альтернатива "Божественной комедии" Данте. Хотя здесь всё настолько спорно, что утверждать что-то конкретное просто невозможно. Сюжет Гоголю был подкинут Пушкиным, тот рассказал ему совершенно реальную историю о предприимчивом мужчине, разъезжающем по губерниям Российской Империи вот с такой вот странной целью. Структура - трёхтомник и сама концепция "ад-чистилище-рай" - эволюция души и высмеивание семи грехов человеческих - взята у Данте.
Открыла я вам глаза?
Но вернёмся к Сумеркам.
Сумеречный фанфикшн на Западе явление уже давно сложившееся и сформировавшееся (и татаро-монгольское иго тут не причём, так что нечего пенять на извечную отсталость России, просто книги С. Майер на русский переведены всего ничего - пару лет назад).
2008 год - можно считать годом зарождения нашего Отечественного Сумеречного фандома. Первые фанфики (если есть ещё те, кто их помнит - как я, например) были близки по своей сути к канону, авторы или дописывали то, чего им не хватило в оригинале, или предлагали свои альтернативы. Видение событий от лица Эдварда, период после Рассвета, упокой Господь твою многострадальную душу Джейкоб - вот основные темы первых фанфиков.
Теперь же, к 2010 году, база фанфиков по Сумеркам настолько велика, что в ней довольно сложно ориентироваться. Есть в этом и свои плюсы, и свои минусы. Минусы - шаблонность историй, недописанные рассказы, низкое качество текста, скудность сюжета, откровенно нелогичное поведение героев, переиначивание, извращение ситуаций, характеров и. т. п. Плюс - я - автор, я - творец, и делаю, что хочу. Отсюда - широкий выбор историй на любой рейтинг, пэйринг и вкус (даже самый извращённый).
Вот, кстати, к слову об извращениях. Некоторые авторы (те же Лорел Гамильтон и Энн Райс) категорически против написания фанфиков по их произведениям (ещё бы, чего только фанатская фантазия не сочинит). На том же самом FFnet вы не найдёте ни одной истории по их книгам. Но писательский энтузиазм фанатов не остановишь. Так что подобные фанфики просто перекочевали, кто куда - кто в блоги, кто в ЖЖешечки.
Фанаты пишут не ради славы или денег, а ради самовыражения. Отзывы и восхищение "братьев по оружию" являются неким приятным бонусом.
Так как же плыть в той громаде фанатской литературы по "Сумеркам" и не утонуть? Есть несколько проверенных способов. Первый и самый простой - спросить совета у бывалых. Вам скажут, что почитать и отправят по адресу. Второй - более сложный - ориентироваться на награды и отличительные почётные знаки фанфиков и авторов. Но тут же опять резонанс - не все стоящие работы оценены по достоинству. Так можно пройти мимо по истине шикарного произведения. Третий - самый распространённый - метод проб и ошибок. Самостоятельный поиск.
Можно так же обратиться к переводам. Как правило, там есть немало весьма интересных произведений. Почему? Потому что в России основная масса пишущих - девушки от 15-ти и старше. А на Западе - женщины от 30, как минимум. Жизненный опыт так или иначе формирует и сюжет, да и сам текст.
Сумеречный фандом, на сегодняшний момент, один из самым популярных. Почему? А чёрт его знает! Может всё дело в вечной любви Эдварда и Беллы. Но пишут-то не только о них.
Почему такой расцвет? Почему сейчас? Надолго ли это? Какая целевая аудитория у нашего фандома? В каких жанрах и про каких персонажей в основном пишут? Когда фанфик становится самостоятельным произведением и выходит за рамки фандома? Что можно сказать о сознательности авторов, позволяющих себе поднимать в своих историях табуированные темы? (Это опять же к вопросу о целевой аудитории и её возрасте). Почему "Сумеречный мир" так продуктивен для фанфикшна? Существует ли проблема обратной связи между авторами и читателями. Критика в фанфикшне? Какая она и до какой степени? Надо ли помогать начинающим авторам? А можно ли вырасти в самостоятельного писателя из фанфикшна или это всё так и останется на уровне баловства?
Вопросов много. И все они не простые.
Тэя СОДЕРЖАНИЕ