Всё начинается со знакомого имени, но затем дело принимает другой оборот.
Джей Гэтсби вообще-то сфабриковал свою смерть, а теперь воссоединился с Дэйзи. Оливия Поуп из «Скандала» непонятным образом участвует в кампании по выборам президента Роберта Франклина Кеннеди. А член бой-бэнда
[п.п.: бой-бэнд (англ. boy band) – музыкальная группа, состоящая из юношей привлекательной внешности и созданная продюсерами для финансовой выгоды, в противовес коллективам, появившимся из объединения друзей] «One Direction», влюбившийся в колледже, кружит голову почти двумстам пятидесяти миллионам читателей онлайн.
Такие сюжетные повороты обретаются во вселенной фанфикшена, где авторы заимствуют из миров других авторов героев, места и даже настоящих людей, используя их в собственных историях. Несмотря на то, что у издателей старой закалки фанфикшен ассоциируется с эротическими историями о Гарри Поттере, онлайн-сообщества стали привлекать разноплановые истории.
А теперь онлайн слава теснит границы между фанфикшеном и традиционным книгоизданием. Ранее бывший кошмар с авторскими правами стал новым, ориентированным на молодёжь подходом издателей.
«Фанфикшен недавно стал неотъемлемым направлением издательского дела, – говорит Дженнифер Бергстром, вице-президент и владелец «Gallery Books», дочернего издательства «Simon & Schuster». – Это перемена, в котором так сильно нуждается издательский бизнес».
Связанные с авторским правом проблемы можно обойти, изменив имена и детали, наведя глянец на прозу, и – вуаля! – книга, с наработанной читательской аудиторией, оказывается в руках издателей. Нечто, ранее бывшее фанфикшеном по «Сумеркам» преобразилось в «Трилогию Инферно» (под подсчётам издателя продано восемьсот пятьдесят тысяч копий), серия «Прекрасный подонок» (один млн. копий) и печально известные «Пятьдесят оттенков серого» (сто млн. копий, и количество всё растёт). И это только начало.
В среду «Simon & Schuster» взяли историю о бой-бэнде, опубликовав её на бумаге. «После» – особая разновидность фанфикшена – история, написанная с участием реально существующих людей. Главные герои «После» испирированы пятью членами группы «One Direction».
Написанный двадцатипятилетней Анной Тодд, «После» впервые был опубликован на Wattpad.com, онлайн-сообществе писателей, чья база составляет семьдесят пять миллионов рассказов. Трудности, связанные с авторскими правами, минимальны, поскольку на той платформе Тодд не получала прибыль от своего произведения.
Таким образом фанфикшен жил годами – отдельно от любых форм денежного обмена или контрактных обязательств.
Сайты, подобные Wattpad, Fanfiction.net и ArchiveOfOurOwn.org кишат историями по многим книгам, фильмам, телесериалам, телешоу и пьес, начиная от «Клуба нянек» Эдгара Аллана По и заканчивая «Дьявол носит «Прада» и кроликом Питером.
У авторов оригиналов, разумеется, смешанные чувства. Самые заметные: Джоан Роулинг не возражает, если вы играете её персонажами, а Джордж Мартин ненавидит это.
В силу традиций издатели тоже желанием не горят в отношении фанфикшена.
«Мы не сильно задумывались о фанфикшене, – говорит Шэй Архарт, которая в прошлом контролировала разделение «Random House», а теперь читает курс по издательскому делу в Колумбийском университете. – Трудно сказать, как вам удастся превратить чужую интеллектуальную собственность в свою».
Исключение составляют авторы, умершие достаточно давно (преимущественно семьдесят лет), чьи работы становятся достоянием общественности. Уильям Шекспир и Джейн Остин – два наиболее типичных примера.
«Наши самые любимые книги – те, закрыв которые, мы по-прежнему размышляем об их героях, – говорит Кэрри Бебрис, автор «Загадки мистера и миссис Дарси», в которой главные герои полюбившегося остиновского романа «Гордость и предубеждение» вместе раскрывают тайны. – Нам вновь хочется окунуться в их жизни, потому что одного раза недостаточно».
Это и сделало фанфикшен популярным, даже среди известных писателей. Вдохновлённая творчеством Остин, история английской писательницы криминальных романов Филлис Джеймс «Смерть пришла в Пэмберли» стала телесериалом на канале «Би-би-си». Работа её собрата по жанру, шотландца Вэла МакДермида, «Аббатство Нортхэнгер» издали в апреле этого года.
Эти книги не продвигают себя на рынке как фанфикшен. Отнюдь, они написаны по мотивам или же пересказывают оригинальную историю.
«Грань между вдохновляющей идеей и фанфикшена мутная, – заявляет Эшлей Гарднер, ответственный за содержание и публикацию материалов на Wattpad, где «После» был написан. – Всё во многом упирается в видение автором своей истории».
Тодд настояла, чтобы «Simon & Schuster» оставались приверженными фандому. Поначалу автор пыталась оставить имена членов коллектива «One Direction» в качестве имён героев книги.
«Я словно спрашивала: «Вы уверены, что нам необходимо это делать? Почему мы не можем отдать все деньги Гарри Стайлзу?» – поделилась в интервью Тодд».
Но в скором времени Гарри стал Хардином, Зейн – Зедом, Луис – Логаном, Найл – Нейтом, а Лиам – Лэндоном, которые были друзьями по колледжу, а не членами музыкальной группы. Другой важной деталью, которую пришлось изменить, стала татуировка на животе Гарри Стайлса.
«Я знаю немного мужчин с татуировкой в виде бабочки на животе, так что нам пришлось её заменить», – добавила Тодд. Теперь это дерево. «Дерево», разросшееся восьмьюдесятью тысячами экземпляров в первом тираже и тремя книгами, которые выйдут до марта 2015 года. «Paramount Pictures» уже выкупила права на фильм.
Хорошо известная, успешная история, вышедшая из фанфикшена, «Пятьдесят оттенков серого», зародилась в фанфикшене по «Сумеркам» – «Мастере Вселенной».
«Если убрать присущие фандому «декорации», нужно убедиться, что история самостоятельна», – говорит Синди Хуанг, вице-президент, исполнительный директор «Berkley Books», подразделения «Penguin Random House».
Хуанг работает с тремя авторами, ранее писавшими фанфикшен. Один «вышел» из «Сумерек», другой – из «Гарри Поттера», а третий – из «Бэтмена». В то время как сумеречному автору удалось переделать свою историю в трилогию-бестселлер, другие же писали в мирах, тесно переплетающихся с оригинальной историей. Иными словами, сколько Хогвартс не переименовывай, он останется Хогвартсом. Хуанг заставила этих авторов написать самостоятельные произведения.
Единственный способ для авторов фанфикшена издать свои работы, вдохновлённые оригиналом, – получить соответствующие разрешения. Например, имущественное управление Агаты Кристи недавно дало разрешение Софи Ханна создать мистический роман, с главным героем Кристи, Эркюлем Пуаро.
В 2013 году «Амазон» сделал возможным зарабатывать деньги на фанфикшене через портал «Kindle Worlds». Однако у компании есть разрешения только на контент двадцати четырёх «вселенных». И хотя список включает в себя крупные имена вроде «Милые обманщицы», Курта Воннегута, двадцати четыре фандома – невероятно малое число по сравнению с безграничным количеством творений на сайтах фанфикшена.
Поклонники надеются, что успех «После» расчистит путь не только авторам романтического фанфикшена.
«Мы говорим о непрерывном потоке, – говорит Бергстром. – Возможно, хоррор, может, городские легенды. На самом деле, любой жанр может выстрелить».
А вдруг эти спин-оффы станут распродаваться как «Пятьдесят оттенков серого»?
«Тогда, – говорит Берстром, – долгой им жизни и процветания».
От «Пятидесяти оттенков серого» к «После»: почему издатели хотят, чтобы фанфикшен стал массовым явлением